Автор: Колдаева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7
Населённый пункт: х.Западный
Наименование материала: статья
Тема: "Использование устного народного творчества в воспитании экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Колдаева Л.Н., воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности
личности, так как именно в этот период закладывается фундамент
осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются
яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю
жизнь) остается в памяти человека. И чем раньше введем детей в прекрасный
окружающей их мир природы, тем больше знаний, навыков и умений они
получат.
Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению,
наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми.
Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы –
взрослые должны только помочь ребенку.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические
представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к
ней - важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно решить
используя фольклор в экологическом воспитании дошкольников, с опорой на
эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе
организации во всех видах деятельности.
Работу по использованию устного народного творчества в экологическом
воспитании в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования необходимо
осуществлять по следующим направлениям:
Социально-коммуникативное развитие
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в природе.
Познавательное развитие
развитие первичных представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы.
Речевое развитие
развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской
литературой
Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства,
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
восприятие художественной литературы, фольклора;
Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно
строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из
средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые
фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался
народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках,
ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в
пословицах и приметах.
Цель моей работе: формирование у дошкольников основ экологического
сознания и экологической культуры средствами устного народного
творчества.
Задачи:
1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности
живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах
приспособления к окружающей среде, образе жизни через использование
малых фольклорных форм.
2. Создать условия для развития речи младших дошкольников через
активизацию и расширение словаря о природном и животном мире,
многократного повторения, заучивания потешек, пальчиковых игр, стишков,
пестушек и т.д.
3. Развивать чувство ритма, такта, умение повторить.
4. Вызвать положительное эмоциональное впечатление от специально
созданных игровых ситуаций.
Эффективность экологического образования определяется:
Пониманием проблемы экологического воспитания
Владение методиками
Методическое и материально – техническое обеспечение
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников использую
следующие методы и приемы:
Наблюдение
Чтение художественной литературы
Заучивание малых фольклорных форм
Чтение энциклопедий, рассказов экологической направленности с
последующим обсуждением содержания
Опытно-экспериментальная деятельность
Метод проектов
Практическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы
Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким
содержанием и совершённой формой. Значение его огромно.
Формы использования фольклора
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,
радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого
распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и
чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то
смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать
множество раз.
Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, быстрее добивается
успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать
фольклорные средства на практике. Что мы и делаем в нашем ДОУ.
Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Работа на огороде
сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство
потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе,
поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В
незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно
воздействующей на эмоции, ребенок узнает животных, их крики,
особенности поведения, познает окружающую его природу.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим
детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают
приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы
связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но
цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись -
к дождю». С помощью загадок воспитатель может превратить серьезное
занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой
персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека
Специально подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением
за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали
маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные
детские произведения – сказки о природе.
Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка –
это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем
мире. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов
помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета,
усилить эстетическое восприятие природы.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно,
занимают народные праздники, где используются хороводные игры – одно из
народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так
как проходило всегда на больших пространствах природного приволья.
Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода
– царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в
старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это
нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие
они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы
проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка,
Масленица, Святки.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку
экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички,
потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко
использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы
сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем
календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и
поговорки, загадки). Это было частью проектной деятельности.
Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к
устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений
за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.
-пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими
играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому
воспитанию дошкольников.
-обогатился словарный запас детей, образная и связная речь
дошкольников Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать
у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие,
неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её. Хочется
закончить словами Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания
общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить
их с этим через родные и национальные явления». И тогда, на мой взгляд,
проблема нравственности в нашей стране будет решаться успешно.