Напоминание

"Использование устного народного творчества в воспитании экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Колдаева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7
Населённый пункт: х.Западный
Наименование материала: статья
Тема: "Использование устного народного творчества в воспитании экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Колдаева Л.Н., воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности

личности, так как именно в этот период закладывается фундамент

осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются

яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю

жизнь) остается в памяти человека. И чем раньше введем детей в прекрасный

окружающей их мир природы, тем больше знаний, навыков и умений они

получат.

Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению,

наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми.

Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы –

взрослые должны только помочь ребенку.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические

представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность

видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к

ней - важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно решить

используя фольклор в экологическом воспитании дошкольников, с опорой на

эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе

организации во всех видах деятельности.

Работу по использованию устного народного творчества в экологическом

воспитании в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования необходимо

осуществлять по следующим направлениям:

Социально-коммуникативное развитие

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в природе.

Познавательное развитие

развитие первичных представлений об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как

общем доме людей, об особенностях ее природы.

Речевое развитие

развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской

литературой

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства,

мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

восприятие художественной литературы, фольклора;

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно

строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из

средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые

фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался

народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках,

ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в

пословицах и приметах.

Цель моей работе: формирование у дошкольников основ экологического

сознания и экологической культуры средствами устного народного

творчества.

Задачи:

1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности

живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах

приспособления к окружающей среде, образе жизни через использование

малых фольклорных форм.

2. Создать условия для развития речи младших дошкольников через

активизацию и расширение словаря о природном и животном мире,

многократного повторения, заучивания потешек, пальчиковых игр, стишков,

пестушек и т.д.

3. Развивать чувство ритма, такта, умение повторить.

4. Вызвать положительное эмоциональное впечатление от специально

созданных игровых ситуаций.

Эффективность экологического образования определяется:

Пониманием проблемы экологического воспитания

Владение методиками

Методическое и материально – техническое обеспечение

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников использую

следующие методы и приемы:

Наблюдение

Чтение художественной литературы

Заучивание малых фольклорных форм

Чтение энциклопедий, рассказов экологической направленности с

последующим обсуждением содержания

Опытно-экспериментальная деятельность

Метод проектов

Практическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы

Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким

содержанием и совершённой формой. Значение его огромно.

Формы использования фольклора

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,

радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и

чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то

смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей

необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать

множество раз.

Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, быстрее добивается

успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать

фольклорные средства на практике. Что мы и делаем в нашем ДОУ.

Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Работа на огороде

сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство

потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе,

поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В

незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно

воздействующей на эмоции, ребенок узнает животных, их крики,

особенности поведения, познает окружающую его природу.

На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим

детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают

приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы

связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но

цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись -

к дождю». С помощью загадок воспитатель может превратить серьезное

занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой

персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека

Специально подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением

за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали

маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные

детские произведения – сказки о природе.

Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка –

это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем

мире. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов

помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета,

усилить эстетическое восприятие природы.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно,

занимают народные праздники, где используются хороводные игры – одно из

народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так

как проходило всегда на больших пространствах природного приволья.

Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными

особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода

– царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в

старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это

нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие

они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы

проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка,

Масленица, Святки.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку

экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички,

потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко

использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы

сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем

календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и

поговорки, загадки). Это было частью проектной деятельности.

Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к

устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений

за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.

-пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими

играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому

воспитанию дошкольников.

-обогатился словарный запас детей, образная и связная речь

дошкольников Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать

у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие,

неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её. Хочется

закончить словами Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания

общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить

их с этим через родные и национальные явления». И тогда, на мой взгляд,

проблема нравственности в нашей стране будет решаться успешно.



В раздел образования