Автор: Ефименко Лидия Иманбаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Развитие элементарных математических представлений"для детей со сложным дефектом 4-5 лет группы компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
муниципального образования города Ноябрьск
«Рассмотрено»
на заседании Совета
педагогов
Протокол № ___
от «___» ________ 2013 года
Председатель Совета
педагогов:
____________
«Согласовано»:
Заместитель заведующего
по ВМР: ________
от «__» _______ 2013 года
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Аленький цветочек»
___________
от «__» _______ 2013 года
Рабочая программа
по разделу: «Развитие элементарных математических представлений»
образовательной области «Познание»
для детей 4-5 лет группы компенсирующей направленности
(для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х и более недостатков в
физическом и (или) психическом развитии)
1 раз в неделю (всего 36 часов непосредственной образовательной деятельности)
Составитель:
учитель-дефектолог
МБДОУ « Аленький цветочек»
Ефименко Л. И.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
"Аленький
цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной
коррекции
отклонений
в
физическом
и
психическом
развитии
воспитанников.
В
учреждении
функционирует
16
разнопрофильных
групп:
для
детей
с
нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и
детей, имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии
«Особый ребенок».
Разновозрастную группу компенсирующей направленности № 15 посещают дети со
сложным
дефектом,
имеющие
сочетание
2-х
и
более
недостатков
в
физическом
и
(или)
психическом развитии. Главное условие при организации жизнедеятельности данной категории
воспитанников
–
создание
максимально
комфортных
условий
для
всестороннего
развития
личности с учетом индивидуальных, психофизиологических, интеллектуальных возможностей
ребенка, развитие способности к адаптации в социум. Основная цель коррекционного обучения
– создание оптимальных условий для выравнивания психо-речевого и физического развития
детей, обеспечивающего их всестороннее развитие.
Основное требование к организации и проведению непосредственно-образовательной
деятельности, предъявляемое учителю-дефектологу в этой группе – реализация в комплексе
образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к развитию психических процессов:
внимания,
восприятия,
памяти,
мышления,
ориентировки
в
пространстве
и
во
времени,
развитию мелкой и общей моторики.
Реализация данных задач предусматривает полное
взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения, работающих с данной категорией воспитанников, а именно: учителя-дефектолога,
учителя-логопеда,
воспитателей
группы,
педагога-психолога,
инструктора
по
физической
культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, медицинских работников и
родителей дошкольников.
При
составлении
рабочей
программы
по
разделу
«Развитие
элементарных
математических
представлений»
учитывалось
обязательное
условие:
выполнение
в
полном
объёме содержания психолого-педагогической работы образовательной области «Познание»
основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей со сложным
дефектом, имеющих сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или) психическом
развитии муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования города Ноябрьск.
Рабочая программа по разделу «Развитие элементарных математических представлений»
разработана
на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
«Успех»/
(Н.О.Березина,
И.А.Бурлакова,
Е.Н.Герасимова
и
др.;
научный
руководитель
А.Г.Асмолов;
руководитель
авторского
коллектива
Н.В.Федина)-
М.:
Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Новикова В. П. «Математика в детском саду. Конспекты занятий 4-5 лет» М.:
Мозаика-СИНТЕЗ, 2003 (методические рекомендации).
Морозова
И.М.,
Пушкарева
М.А.
Развитие
элементарных
математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.- М.: Мозаика- Синтез,
2007.-136с.
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Программой предусмотрено проведение:
диагностических часов – 4; практических работ – 32.
Длительность
одного
учебного
часа
15-20
минут,
непосредственно-образовательная
деятельность
предполагает
смену
статического
положения,
самомассаж,
проведение
динамической паузы, пальчиковой, зрительной гимнастики.
Содержание этой программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных
интересов, интеллектуального развития воспитанников через решение следующих задач:
способствовать накоплению зрительных, слуховых, осязательных впечатлений через
разнообразные модели, предметы и игры;
формировать
элементарные
перцептивные
(обследовательские)
действия; развивать
способность
различать
признаки
предметов
и
находить
их
сходство;
умение
соотносить
по признакам при выборе из нескольких параметров, узнавать
предметы
по
сочетанию свойств, обобщать предметы по одному или нескольким признакам
знакомить с параметрами величины протяжённых предметов и способами их сравнения по
величине в процессе практической деятельности;
знакомить
с
образованием
чисел
в
пределах
5
и
с
цифрами;
развивать
элементарные
счётные навыки; конкретизировать представления о количественных отношениях и результатах
сравнения между натуральными (последовательными) числами;
обогащать
представления
о
геометрических
фигурах
(круг,
квадрат,
треугольник)
и
их
свойствах
(углы,
стороны);
классифицировать
предметы
по
заданному
признаку развивать
элементарные пространственные представления, понимание их относительности;
обогащать временные представления; формировать восприятие времени через
собственную деятельность, наблюдение изменений в природе
Учить контролировать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем;
использовать
понятия
о
временных
представлениях
для
выполнения
коррекционных
упражнений (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, вечерний самомассаж); развивать
пространственные ориентировки по формированию
правильного
стереотипа ходьбы и правильной
осанки.
Новизна
данной
рабочей
программы
заключается
в
том,
что
в
ней
представлены
основные
умения
и
навыки,
подлежащие
усвоению
в
процессе
непосредственной
образовательной
деятельности
по
разделу
«Развитие
элементарных
математических
представлений»
образовательной
области
«Познание» и
в которой определены наиболее
оптимальные
и
эффективные
для
детей
средней
группы
компенсирующей
направленности
содержание,
формы,
методы
и
приемы
организации
образовательного
процесса
с
целью
формирования
интегративных
качеств,
соответствующего
федеральным
государственным
требованиям
Данная рабочая программа не предусматривает реализацию национально-регионального
компонента.
Практически
в
каждом
виде
непосредственно-образовательной
деятельности
планируется словарная работа, которая в тематическом планировании выделена отдельной
графой.
В каждую форму непосредственно-образовательной деятельности включен компонент
дошкольного
образовательного
учреждения,
направленный
на
реализацию
коррекционно-
развивающих следующих задач: формирование высших психических функций: восприятие
цвета,
восприятие
форм,
целостное
восприятие
предметной
картинки,
конструктивная
деятельность (рисунок), развитие памяти речеслуховой, зрительной, двигательной, развитие
внимания,
формирование
мыслительной
деятельности
во
взаимосвязи
с
развитием
речи
(мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-
понятийного и элементов логического мышления): сравнивать предметы, находить сходство и
различия,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
явлениями
и
действиями,
развитие
умственных
способностей
через
овладение
действиями
замещения
и
наглядного
моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей.
Программа
составлена
с
учетом
принципа
интеграции,
где
основные
задачи
образовательной
области
«Познание»
решаются
в
ходе
реализации
других
областей
образовательной
программы,
а
именно:
«Художественное
творчество»
(использование
продуктивной
деятельности
детей
для
обогащения
содержания
области
«Познание»);
«Физическая
культура»
(использование
подвижных
игр
и
физических
упражнений
для
реализации задач образовательной области «Познание»
Программа
предполагает
исключение
из
образовательного
процесса
воспитанников
учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе
дошкольного детства, предполагает построение
образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми; направлено на обеспечение
коррекции недостатков в
психическом развитии, учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.
При
проведение
непосредственно-образовательной
деятельности
используются
такие
формы работы как: развивающая игра, проблемная ситуация, рассматривание, наблюдение,
беседа и т.д. Подгрупповая форма работы является основной при организации детей.
Требования
к
результатам
освоения
компонента
образовательной
области
воспитанниками
Требования
к
результатам
освоения
ребенком
раздела
«Развитие
элементарных
математических
представлений»
образовательной
области
«Познание»
представлены
следующим образом, а именно:
четко ведет счет в пределах 5, без ошибок сравнивает две группы предметов, различает и
называет части суток, умеет определять направления от себя, уверенно знает левую и правую
руку.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов
освоения содержания образовательной области «Познание» основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для
детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или)
психическом развитии) по выявлению у ребенка уровня развития элементарных математических
представлений с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания,
диагностическая игра и т.д.
Мониторинг проводится в сентябре и апреле, его результаты
фиксируются в протоколе обследования 4-летних детей, зачисленных в специальную группу
компенсирующей направленности, представленной в приложении в данной программе и в
таблице.
Содержание работы по освоению компонента образовательной области
Содержание
работы
по
освоению
по
освоению
раздела
«Развитие
элементарных
математических представлений» образовательной области «Познание» в рабочей программе
представлено
календарно-тематическим
планированием,
которое
разработано
с
учетом
обязательного
минимума
содержания
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (ФГТ), основной общеобразовательной программой дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным
дефектом, имеющих сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или) психическом
развитии) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад компенсирующей направленности «Аленький цветочек» муниципального образования город
Ноябрьск и в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом
рабочей программы. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала,
требования к овладению необходимыми умениями и навыками (программное содержание),
включен компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе
непосредственно-образовательной деятельности. Новый материал, предлагаемый для освоения
воспитанникам, выделен в колонке «Программное содержание» курсивом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по освоению раздела «Развитие элементарных математических представлений»
образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет
группы №15 компенсирующей направленности (для детей со сложным дефектом, имеющих
сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
Месяц
Тема праздников
Темы непосредственно образовательной деятельности
Кол-во часов
НОД
Кол-во
практических
мероприятий
Дата
проведения
по плану
Сентябрь
«Золотая осень»
4
1,2. Мониторинг
2
3. Сравнение предметов.
4. Цвет предметов: желтый, красный.
1
1
Октябрь
«Дары природы»
5
5. Форма предметов. Круг.
6. Один - много.
7. Цвет предметов: красный, зеленый.
8. Число 1.
9. Лево-право
1
1
1
1
1
Ноябрь
«В мире животных»
4
10. Одинаковые по размеру, разные.
11. Число 1.
12. Цвет предметов (обобщ.)
13. Число 2.
Декабрь
«Новогодние кружева»
4
14. .Большой-маленький, одинаковые по размеру.
15. Число 2.
16. Сравнение количества, размера предметов.
17. Форма предметов. Квадрат.
1
1
1
1
Январь
«Мир моды»
3
18. Выше, ниже, высокий, низкий.
19.
Число 3. Сравнение количеств: способ
приложения.
20. Форма предметов. Треугольник.
1
1
1
Февраль
«Защитники Отечества»
4
21. Число 3.
22. Широкий – узкий.
23. Форма предметов. Прямоугольник.
24. Число 4.
1
1
1
1
Март
«Весна-красна»
4
25. Спереди, сзади.
26. Длинный-короткий, длиннее-короче.
27. Число 4.
28. Столько, столько же, равно.
1
1
1
1
Апрель
«Земля – наш общий дом»
4
29. Число 5.
30. Прямоугольник.
31. Счет в пределах 5.
32. Мониторинг
1
1
1
1
Май
«В мире природы»
4
33. Мониторинг
34.Ориентирование в пространстве (закрепление)
35. Геометрические фигуры (закрепление)
36. Сравнение предметов по величине
(закрепление)
1
1
1
1
Всего
32
4
36
Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности по разделу «Развитие
элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет со сложным дефектом,
имеющих сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Сентябрь «Золотая осень»
Дата планир.
17.09
24.09
Фактич. дата
Тема недели
3.ОСЕНЬ
4. ДЕРЕВЬЯ
Тема НОД
Мониторинг
3. Сравнение предметов.
4. Цвет предметов: желтый, красный.
Программное
содержание
Учить
сравнивать
две
группы
предметов
путем
наложения
и
приложения,
находить
одинаковые,
уметь ориентироваться в пространстве.
Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Учить
находить
и
называть
желтый
и
красный
цвета;
сравнивать
предметы
по
цвету,
находить
желтые
и
красные
предметы
на
основе
практических
действий;
выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета
(формы, величины, функц. Назначения).
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: одинаковые,
разные
Обогатить
словарь
ребенка
словами:
цвет,
красный,
желтый, одинаковые
Компонент ДОУ
Развивать внимание, память, общую и мелкую
моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
5 желтых шариков, 5 красных шариков
Д.м. листья деревьев красного, желтого, зеленого цветов.
Р. М. наборы разноцветных мелких предметов: пуговиц,
лоскутков ткани, игрушек; полоски – образцы красного и
желтого цветов. Рабочие тетради.
Методические
приемы
1. Оргмомент.
2. Игра «Разноцветные шарики».
3. «Найдите такой же».
4. Физминутка.
5. «Прятки».
6. «Уберем игрушки».
7. Работа в тетради «Найди одинаковые».
8. Итог.
1.
Оргмомент «Возьми листья»
2.
Практическая работа.
3.
Группировка по цвету.
4.
Игра «Угадай цвет»
5.
Физминутка. Игра «Назови цвет предмета».
6.
Сравнение двух групп предметов.
7.
Работа в тетради «Заборчик».
8.
Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду».
Средний дошкольный возраст» (с. 4)
И.
А.
Морозова,
М.
А.
Пушкарева
« Р а з ви ти е
элементарных
математических
представлений.
Для
работы с детьми 4-5 лет с ЗПР» (с. )
Октябрь «Дары осени»
Дата по плану
1.10
8.10
ДАТА ПО ФАКТУ
ТЕМА НЕДЕЛИ
1. ОВОЩИ
2. ФРУКТЫ
Тема НОД
5. Форма предметов. Круг.
6. Один - много.
Программное
содержание
Дать детям представление о круге, показать, что круги могут
быть разных цветов и размеров. Учить обследовать фигуры
путем обведения их контуров пальцем и «пробующих»
действий.
Уточнять и закреплять понятия один-много.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: круг
Обогатить словарь ребенка словами: один, много, мало
Компонент ДОУ
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Д. м. овощи, геометрические фигуры (квадраты, круги,
треугольники, 2 больших и 2 маленьких круга (желтые и
красные)).
Р. м. по 2 картонных круга: большой красный и маленький
желтый. Рабочие тетради.
Д.м. фрукты (муляжи или предметные картинки): 1
персик, яблоки, 2 вазы.
Р. м. по 3 карточки «много-мало» с изображением
фруктов (1 яблоко-много яблок). Рабочие тетради.
Методические
приемы
1.
Оргмомент «Выбери круг»
2.
Основная часть.
Беседа «Чем различаются круги».
Группировка кругов по признакам (по размеру, цвету).
3.
Физминутка «Покатай круги»
4.
«Назови предметы, имеющие форму круга»
5.
Практическая работа – как можно проверить, что
эти круги разного размера.
6.
Работа в тетради «Продолжи ряд»
7.
Итог.
1.
Оргмомент «Чего один (одно, одна)?»
2.
Основная часть
Группировка
Назови, каких предметов много, а каких предметов по
одному.
3.
Физминутка. Игра «Один-много кругов».
4.
«Разложи в 2 столбика «Один» и «Много»»
5.
Работа
в
тетради
«Раскрась
красным
цветом
много
яблок, желтым – одну грушу».
6. Итог.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с.12)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие
элементарных математических представлений. Для
работы с детьми 4-5 лет с ЗПР» (с.14)
Дата по плану
15.10
22.10
Дата по факту
Тема недели
3. ОВОЩИ-ФРУКТЫ
4. ЯГОДЫ
Тема НОД
7. Цвет предметов: красный, зеленый.
8. Число 1.
Программное
содержание
Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств
предмета. Учить находить и называть зеленый и красный
цвета; сравнивать предметы по цвету, находить зеленые и
красные
предметы
на
основе
практических
действий,
выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета
(формы, величины, функционального назначения).
Знакомить детей с числом 1 с помощью различных
анализаторов. Учить обводить по контуру.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: цвет, красный, зеленый
Обогатить словарь ребенка словами: число, один
Компонент ДОУ
Формировать
навык
сохранения
правильной
осанки
в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Д.м.
фишки
красного,
зеленого
цветов;
натуральные
красные и зеленые овощи и фрукты.
Р. М. по 2 фишки-
образца6 красная и зеленая; наборы разноцветных мелких
предметов: пуговиц, лоскутков ткани, игрушек; р. тетр.
Д.м. картинки: солнце, один костер, много костров.
Р. М. числовые карточки; рабочие тетради.
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Покажи предметы зеленого (красного) цвета.
3.
«Сравни предмет с фишкой-образцом»
4.
Группировка по цвету.
5.
Физминутка «Красный-зеленый»
6.
Игра «Угадай цвет».
7.
Практическая работа «Выбери все предметы зеленого и
красного цветов и положи их под соответствующие фишки-
образцы»
8.
Работа в тетради «Раскрась огурцы и яблоки в нужный
цвет».
9. Итог. Обобщение материала, изученного на НОД.
1.Оргмомент. «Назови картинку»
2.«Отгадай загадку и выбери картинку-отгадку».
3.«Назови, каких предметов по одному»
4.Физминутка «Мячик»
5.Игра «Угадай цвет».
6.Практическая работа «Узнай на ощупь»
7.Работа в тетради «Дорисуй ежика»
8.
Итог. Обобщение материала, изученного на НОД.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с.16)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 18)
Дата
29.10
5.11
Тема недели
5. ФРУКТЫ-ЯГОДЫ
1. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема НОД
9. Лево-право.
10. Одинаковые по размеру, разные.
Программное
содержание
Продолжить учить детей определять право - лево в
пространстве.
закреплять представления детей о свойствах предметов:
цвете, форме, размере.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: право, лево
Обогатить словарь ребенка словами: цвет, форма. Размер,
одинаковые по размеру – разные.
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Красная кастрюля, зеленая чашка, желтая миска.
Наборы из 3-4 предметных картинок с изображением
столовой и чайной посуды. Рабочие тетради.
Круги красного, желтого и зеленого цветов двух размеров.
Набор пуговиц двух размеров. Рабочие тетради.
Методические
Приемы
1.
Оргмомент. «Назови предметы красного, желтого,
зеленого цвета»
2.
Беседа по ориентировке в пространстве.
3.
Проверка усвоения схемы тела
4.
Физминутка «Справа-слева».
5.
«Положи слева, справа»
6.
Работа втетради «Чашку слева закрась зеленым цветом,
справа - желтым»
7. Итог.
1.
Оргмомент. «Назови цвет и форму»
2.
Игра «Чем похожи и чем отличаются круги?».
3.
Физминутка.
4.
«Разложи пуговицы по размеру»
5.
Работа в тетради «Соедини одинаковые по размеру
предметы..»
7. Итог.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с.20)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 22)
Октябрь «Дары осени» Ноябрь «В мире животных»
Дата
12.11
19.11
Тема
2. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
3. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Тема НОД
11. Число 1.
12. Цвет предметов (обобщ.)
Программное
содержание
Закреплять восприятие числа 1 с помощью различных
анализаторов.
Продолжать изучение цвета как одного из свойств
предмета. Учить детей различать, называть основные
цвета, сравнивать предметы по цвету, находить
одинаковые по цвету предметы на основе практических
действий, составлять группы предметов, одинаковых по
цвету.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: один, много.
Обогатить словарь ребенка словами: фигура
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Набор предметных картинок с изображением предметов в
количестве один – много. Рабочие тетради.
Продолжить наборы геометрических фигур. Рабочие
тетради.
Методические
приемы
1. Оргмомент. «Назови картинку»
2.«Работа с текстом стихотворения».
3.«Назови, каких предметов по одному»
4.Физминутка «Кто как передвигается»
5.Игра «разложи по группам».
6.Практическая работа «Узнай на ощупь»
7.Работа в тетради «Обведи по контуру»
1.Оргмомент.
2.«Назови предметы зеленого (красного, желтого) цвета.
3.
«Сравни предмет с фишкой-образцом»
4.
Группировка по цвету.
5.Физминутка «Кто как передвигается»
6.
Игра «Угадай цвет».
7.
Работа в тетради «Продолжи ряд».
9. Итог. Обобщение материала, изученного на НОД.
8. Итог. Обобщение материала, изученного на НОД.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 23)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» с.25
Декабрь «Новогодние кружева»
Дата
26.11
3.12
Тема
4. ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. ЗИМА
Тема НОД
13. Число 2.
14. .Большой-маленький, одинаковые по размеру.
Программное
содержание
Учить считать до 2, сравнивать две группы предметов,
устанавливая соотношения: больше-меньше, поровну;
находить и называть предметы круглой формы на заданном
пространстве.
Учить детей сравнивать предметы по размеру.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: число два
Обогатить словарь ребенка словами: большой, маленький
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Числовые карточки 1 и 2 игрушки круглой формы, два
подноса, два синих и два красных кубика.
Игрушки большие и маленькие.
Методические
приемы
1.
Оргмомент. «Назови одно животное».
2.
Образование числа 2.
3.
Работа с текстом стихотворения.
4.
Работа по схеме тела.
1.
Оргмомент. «Большой-маленький».
2.
Назови 2 игрушки..
3.
«4 лишиний».
4.
Физминутка «Большой-маленький».
5. Физминутка «Кто как передвигается»
6.
Практическая работа – как получилось число 2.
7.
Работа в тетради «Закончи рисунок»
8. Итог.
5.
Практическая работа – кто больше (меньше)?
6.
Игра «Назови предметы»
7.
Работа в тетради «Закрась …»
8. Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с. 6)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст»
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие
элементарных математических представлений. Для работы
с детьми 4-5 лет с ЗПР» (с. 29)
Декабрь «Новогодние кружева»
Дата
10.12
17.12
Тема
2. ДИКИЕ ПТИЦЫ
3. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Тема НОД
15. Число 2.
16. Сравнение количества, размера предметов.
Программное
содержание
Закреплять знания детей о числе 2. учить называть,
соотносить число 2 с количеством.
Учить детей сравнивать количество и размер предметов
путем наложения.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: число, два
Обогатить словарь ребенка словами:
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Картинки-отгадки.
Набор предметных картинок. Рабочие тетради.
Картинки с изображением снеговика и комков.
По 5 комков разного размера
Методические
приемы
1.
Оргмомент. «Назови одно животное».
2.
Образование числа 2.
3.
Работа с текстом загадок.
4.
Работа по схеме тела.
5.
Физминутка «Кто как передвигается»
6.
Практическая работа – как получилось число 2.
7.
Работа в тетради «Закончи рисунок»
8. Итог.
1.
Оргмомент. «Сосчитай и назови».
2.
Раздели на 2 группы.
3.
Работа с текстом загадок.
4. Физминутка «лепим снеговика»
5.
Практическая работа – выложи снеговика.
6.
Работа в тетради «Закончи рисунок»
8. Итог
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 30)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. )
Январь «Мир моды»
Дата
24.12
14.01
Тема
4. НОВЫЙ ГОД
3. ОБУВЬ
Тема НОД
17. Форма предметов. Квадрат.
18. Выше, ниже, высокий, низкий.
Программное
содержание
Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть
предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать
на вопросы: который? Какой?. Закрепить представление о
том, что количество предметов (их число) не зависит от их
расположения; о последовательности частей суток.
Упражнять в счете в пределах двух. Учить сравнивать
предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения;
составлять предмет из квадратов и кругов; находить в
окружении одинаковые по высоте предметы.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: квадрат, форма, первый,
второй.
Обогатить словарь ребенка словами: выше, ниже,
высокий, низкий.
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Д. м. овощи(лук, кабачок, огурец), мяч, квадрат.
Р. м. по 10 счетных палочек.
Две куклы, две елки разной величины, несколько бочонков
и мисочек разной величины, мяч. Конструктор «Лего»,
квадраты, круги, вырезанных из картона.
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Сколько? Который?»
3.
«Квадрат»
4.
«Выложи квадрат из палочек».
5.
Физминутка «Что за чем?».
6.
«Что бывает такой формы?»
7.
Работа в тетради.
8.
Итог.
1.
Оргмомент.
2.
«Постройте домик».
3.
«Найди игрушки»
4.
Физминутка «Выше-ниже».
5.
«Отгадай загадку».
6.
«Выложи картинку»
7.
Работа в тетради.
8.
Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.27)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 38)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.18)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 38)
Январь «Мир моды»
Дата
21.01
28.01
Тема
4. ОДЕЖДА
5. ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Тема НОД
19. Число 3. Сравнение количеств: способ приложения.
20. Форма предметов. Треугольник.
Программное
содержание
Познакомить с образованием числа 3. учить называть
числительные от 1 до 3-х. считать и раскладывать предметы
правой рукой слева направо. Упражнять в ориентировке в
пространстве.
Закрепить названия геометрических фигур. Учить
находить предметы такой же формы, составлять домик из
трех (четырех) треугольников, сделанных из квадрата.
Сравнивать предметы по длине и отражать в речи
результат сравнения.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: число, три.
Обогатить словарь ребенка словами: треугольник,
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Числовые карточки, мяч.
6 одинаковых кубиков, числовые карточки, 4 карточки с
клубникой и четыре карточки с малиной (можно заменить
игрушками).
2 квадрата (большой и маленький), разрезанных по
диагоналям, «Чудесный мешочек» с набором
геометрических фигур.
По две карточки, на каждой из которых изображены 1, 2
или 3 предмета.
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Числовая лесенка».
3.
«Разложи числовые карточки по порядку».
4.
«Что изменилось?».
5.
Физминутка.
6.
Работа с карточкой с двумя полосками «Сравни, каких
ягод больше (меньше)?».
7.
«Что бывает по 3?».
Итог.
1.
Оргмомент.
2.
«Отгадай загадку».
3.
«Домик для зайчика».
4.
«Сравни домики по величине».
5.
Физминутка.
6.
«Чудесный мешочек».
7.
«Отгадай».
8.
«Нарядим кукол».
9.
Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.15)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 40)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.21)
ФЕВРАЛЬ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Дата
4.02
11.02
Тема
1. ТРАНСПОРТ 2. ТРАНСПОРТ
Тема НОД
21. Число 3.
22.
Широкий – узкий.
Программное
содержание
Упражнять в счете в пределах трех. Учить называть
числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы
правой рукой слева направо;
Учить
детей
на
основе
сравнения
выделять
ширину
предметов;
закрепить умение сравнивать длину и ширину предметов,
пользуясь приемом приложения;
употреблять слова и выражения ширина, широкая, узкая,
шире, уже, длина, длиннее, короче, длинный, короткий.
Упражнять в счете до 3.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: число, 3..
Обогатить словарь ребенка словами: широкий, узкий
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом. Развивать внимание, память,
общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Подставка с 2 полочками, набор игрушек 6 видов (по 3 шт.);
3 карточки с треугольниками в количестве от 1 до 3 (номера
гаражей). Их заранее прикрепляют в разные места комнаты
Раздаточный материал:. карточки (или рули) с кружками в
3 ленточки (две из них равны по ширине, но разные по
длине, третья равна по длине одной из первых, но шире ее
на 4 см); коробка с набором игрушек 3—4 видов, по 2—5
шт. каждого вида.
Раздаточный материал: по 4 полоски разного цвета, 2
количестве 1—3 шт. (по 1 на ребенка).
полоски одинаковой длины и ширины (одна из полосок
уже, а другая шире первых двух).
Методические
приемы
1
. Оргмомент
2. «В магазине»
«Сколько матрешек? Сколько пирамидок? Как это можно
проверить? Да, игрушки надо сосчитать.
3. Физмнутка
4. Игра «Автомобили и гаражи»— всем надо ехать в свой га-
раж, на номере которого столько же треугольников, сколько
кружков
на
номере
вашей
машины.
Игра
повторяется.
Каждый раз ребенку дается новая карточка.
5. Итог
1.
Оргмомент.
2. «Сравни ленточки».
3. (работа с раздаточным материалом). Дети отыскивают 2
полоски,
равные
по
ширине,
правильность
выбора
проверяют приложением.
4. Физминутка.
5. Детей упражняют в счете игрушек.
6. Итог.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 45)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 47)
Дата
18.02
25.02
Тема
3. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА 4. ПДД
Тема НОД
23. Форма предметов. Прямоугольник.
24. Число 4.
Программное
содержание
Закрепить названия геометрических фигур. Познакомить
детей с прямоугольником. Учить различать квадрат и
прямоугольник. Упражнять в счете в пределах 3-
х.Упражнять в ориентировке в пространстве на листе
бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
Познакомить с образованием числа 4. Учить порядковому
счету (до 4); соотносить числительное с каждым из
предметов; раскладывать предметы правой рукой слева
направо.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: прямоугольник
Обогатить словарь ребенка словами: число четыре
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую
моторику.
Материалы,
оборудование
Мышонок, круг, прямоугольник из плотной бумаги, 2
обруча, мяч.
Квадрат, прямоугольник, который в 2 раза больше квадрата,
лист бумаги и кружок.
Д. м. числовые карточки.
Р. м. десять одинаковых кубиков, числовые карточки, по
пять грибочков и ежиков (карточки или игрушки).
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Отгадай загадку».
1. Оргмомент.
2. «Разложи числовые карточки по порядку».
3.
«Прямоугольник» - знакомство.
4.
«Сравни круг и квадрат, квадрат и прямоугольник».
5.
Физминутка «Найди свой домик».
6.
«Где мяч?».
7.
«Не ошибись»
8.
Итог.
3. «Числовая лесенка» - образование числа 4.
4. Физминутка.
5. «Назови число2.
6. «Что бывает по 4?».
7. «Отгадай загадку».
8. «Сколько ежиков и грибочков?».
9. Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.33)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.30)
МАРТ «ВЕСНА-КРАСНА»
Дата
4.03
11.03
Тема
1. 8 МАРТА 2. ВЕСНА
Тема НОД
25. Спереди, сзади.
26. Длинный-короткий, длиннее-короче.
Программное
содержание
чудесЗакреплять понятия спереди, сзади (перед, за) в
практической деятельности. Повторить понятия слева,
справа.
Учить детей на основе сравнения выделять длину
предметов, пользуясь приемом приложения;
употреблять
слова длиннее,
ко р оч е ,
длинный,
короткий, длина;
продолжать закреплять навыки счета.
Словарная
работа
Спереди, сзади.
Обогатить словарь ребенка словами: длинный-короткий,
длиннее-короче.
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Герои настольного театра к сказке «Репка»
2 дощечки, равные по ширине, но разной длины (разница
в длине дощечек — 10 см), 4 кубика, палочки, куклы, 3—4
шт.
Раздаточный материал. 2 полоски разной длины (с
разницей в длине 5см) и мелкие игрушки.
Методические
Игра «Назови имя».
1.Оргмомент. «Покажи полоски»
приемы
Беседа
Работа с текстом сказки «Репка»
Игра «Спереди, сзади, слева, справа»
Физминутка
Практическая работа
Итог.
2. «Разложи полоски по длине».
3. «Работа сраздаточным материалаом.
Игра «Длинный-короткий»
4. Физминутка «День – ночь».
5. Практическая работа.
6. работа в тетради «Лабиринт».
7. Итог
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 54)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 55)
Дата
18.03
25.03
Тема
3. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ 4. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Тема НОД
27. Число 4.
28. Столько, столько же, равно.
Программное
содержание
Закрепить умение вести счет в пределах 4;
учить
детей
находить
те
игрушки,
которых
столько
же,
сколько кружков на карточке;
учить связно рассказывать, какие игрушки и сколько их,
отражать в речи равенство количества игрушек и кружков на
карточке;
упражнять в определении направления расположения
предметов от самого себя (впереди, сзади, слева, справа).
Учить детей устанавливать наличие или отсутствие
предметов, равенство и неравенство количества
предметов.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: четыре
Обогатить словарь ребенка словами: столько, столько же,
равно
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Чудесный мешочек с пуговицами
Квадрат, чудесная коробка с мелкими игрушками.
Методические
приемы
«Чудесный мешочек»
Работа со стихотворным текстом.
Физминутка.
Работа с раздаточным материалом.
Игра «Чудесные мешочки»
Работа втетради
Итог.
Игра «Цветы-бабочки»
Сколько цветов, сколько бабочек.
«Чудесная коробка»
Практическая работа.
Физминутка
Работа в тетради «Обведи по трафарету»
Итог.
Дополнительная
литература
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5 лет
с ЗПР» (с. 51)
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие элементарных
математических представлений. Для работы с детьми 4-5
лет с ЗПР» (с. 60)
Апрель «Земля наш общий дом»
Дата
1.04
8.04
ТЕМА НЕДЕЛИ
1. МЕБЕЛЬ
2. МОЙ ГОРОД
Тема НОД
29. Число 5.
30.Прямоугольник.
Программное
содержание
Познакомить с образованием числа 5. упражнять в
сравнении полосок по длине, учить раскладывать их в речи
результат сравнения: длиннее, короче, короткий.
Продолжать учить из счетных палочек выкладывать
прямоугольник, находить и называть в окружении
предметы прямоугольной формы.
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: число, пять
Обогатить словарь ребенка словами: форма,
прямоугольник
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в
процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
Д.м. набор числовых карточек от 1 до 5. Р.м. числовые
карточки, 15 одинаковых кубиков и палочки Кьюизинера
(1,2,3,4,5), мишка, зайчик.
Мяч, счетные палочки
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Числовая лесенка».
1.
«Назови геометрическую фигуру».
2.
«Выложи прямоугольник из палочек».
3.
«Назови число».
4.
«Сделай лесенку»
5.
Физминутка.
6.
«Что бывает по пять?»
7.
«Разложи по порядку»
8.
Итог.
3.
Физминутка «Вырасти большой».
4.
«Кто больше назовет».
5.
«Кто больше?»
Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с. 55)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.39)
МАЙ «В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Дата
15.04
22.04
6.05
13.05
Тема недели
3. ПОСУДА
4.
1.
2. НАСЕКОМЫЕ
Тема НОД
31. Счет в пределах 5.
32,
33.
34. Ориентирование в пространстве (закрепление)
Программное
содержание
Упражнять в счете в пределах 5. укреплять знание
чисел от 1 до 5, умение соотносить количествос
числом; классифицировать предметы по признаку
цвета, величины.
Мониторинг
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,
правильно определяя направление; упражнять в различении
количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать
на вопросы Сколько? Который по счету?
Словарная
работа
Обогатить словарь ребенка словами: пять, пятый
Обогатить словарь ребенка словами: вправо, влево
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной
осанки в процессе работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую
моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в процессе
работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
3 обруча, 3 круга одной величины красного,
желтого, зеленого цвета; большой и маленький
круг желтого, зеленого цвета.
Р.м. числовые карточки, 7 игрушек двух видов, по
одной геометрической фигуре – квадрат,
треугольник или прямоугольник.
Большой лист голубой бумаги, лист бумаги с наклеенными
иллюстрациями предметов.
Р.м. 4 одинаковых треугольника, клей, природный материал.
Методические
приемы
1.
Оргмомент.
2.
«Поставь столько же».
3.
«Найди свой домик»
4.
«Отсчитай столько же»
5.
«Оденем куклу на прогулку».
6.
«Что бывает по 5?».
7.
Итог.
1.
Оргмомент.
2.
«Отгадай загадки».
3.
«Составь рыбку из треугольников».
4.
«Где правая, где левая?».
5.
«Кто первый назовет?»
6.
«Танграм»
7.
«Кто скорее соберет камушки».
8.
Итог.
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду.
Средний дошкольный возраст» (с.58, 59)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.72)
МАЙ «В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Дата
20.05
27.05
Тема недели
3. РЫБЫ
4. ЛЕТО
Тема НОД
35. Геометрические фигуры (закрепление)
36. Сравнение предметов по величине (закрепление)
Программное
содержание
Учить различать и называть следующие геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в счете,
уметь ориентироваться в пространстве.
Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в
определенной последовательности – от самого большого до
самого маленького.
Словарная работа
Обогатить словарь ребенка словами: геометрические фигуры,
танграм.
Обогатить словарь ребенка словами: больше, меньше
Компонент ДОУ
Формировать навык сохранения правильной осанки в процессе
работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Формировать навык сохранения правильной осанки в процессе
работы за столом.
Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Материалы,
оборудование
НовиковаКарточка с четырьмя полосками, кружки большие и
маленькие четырех цветов: зеленые, синие, желтые, красные;
геометрические фигуры
Медвежонок, мяч.
По 5 больших и маленьких квадратов, по 5 больших и
маленьких треугольников.
Методические
приемы
1. Оргмомент.
2. «Назови и сгруппируй геометрические фигуры по цвету, по
величине».
3. «Магазин посуды»
4. «Найди спрятанную игрушку».
5. Физминутка.
6. «Танграм».
7. Работа в тетради «Нарисуй столько кружков, сколько….».
8. Итог.
1.
Оргмомент.
2.
«Помоги отремонтировать дом»
3.
«Сравни чего больше: домов или крыш?».
4.
«Подбери по размеру».
5.
Физминутка.
6.
«Что, где?»
7.
«Какое число пропущено?»
Итог
Дополнительная
литература
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.80)
В. П. Новикова «Математика в детском саду. Средний
дошкольный возраст» (с.83)
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для педагога
Методическая литература
Новикова В. П. «Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст»
Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Развитие элементарных математических представлений. Для
работы с детьми 4-5 лет с ЗПР»
Художественная литература
В. Волина «Праздник числа» М., «Знание», 1993 г.
Электронные средств обучения
«Баба Яга учится считать»
«Арифметика-малышка»
Для воспитанников
Оборудование
Палочки Кьюизинера
Кубики Никитина
Блоки Дьенеша
Наглядные пособия
«Величина»
«Посчитаем»