Автор: Соскина Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр для детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей №89»
Подготовила:
воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Соскина А. А.
Оренбург, 2018
Макет «Лучший друг для всех в пути»
Цель: развитие мелкой моторики рук и подбор сенсорных эталонов цвета к соответствующим предметам.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям макет и рассказывает стихотворение:
«Вот беда, беда, беда
Не случалось никогда
Чтобы друг наш светофор
Перестал гореть с тех пор
Как у грузовой машины
Быстро так спустились шины,
И у солнышка беда…
Срочно помощь мне нужна!»
- Ребята, я рассказала вам, про беду, которая случилась со светофором, машиной, солнцем.
- Скажите мне, что же с ними случилась?
- «Светофор перестал гореть, у машины укатились колёса, солнышко погасло».
- Всё верно, ребята!
- Ребята, а вы мне поможете: починить светофор, машину, солнышко тоже надо найти.
- «Да».
- Давайте найдём огоньки у светофора, какого они цвета?
- «Красного, жёлтого и зелёного».
- Правильно, ребята! Давайте отремонтируем светофор.
- А теперь найдём солнышко, какого оно цвета? (жёлтого). Что же нам осталось ещё найти?
- «Колёса для машины».
- Правильно, давайте и машину отремонтируем.
- Молодцы, ребята!!! Хорошо вы потрудились!!!
Дидактическая игра «Найди сестричек по – силуэту и одёжке»
Цель: развитие зрительного восприятия, умение находить подходящий силуэт матрёшки путём наложения
(приложения), умение выбирать на глаз среди предметов подходящий предмет (по-образцу).
Ход игры:
Эти славные матрёшки,
Разноцветные одежки,
До чего же хороши!
Поиграй-ка ты с матрёшкой:
Разложи все силуэты
И возьми одну из них.
Приложи к матрёшке сверху
Подходящий силуэт!
Вот какой ты молодец!
А теперь давай положим
Выбранный тобою силуэт.
Подберём-ка мы наряд
Для весёленьких подружек
Одинаковых сестричек.
Вот кладём на силуэт:
Голову, платочек нужный
И, конечно сарафан,
Про подставку не забудем!
Всех сестричек мы собрали!!!
Ведь так весело играли,
Поиграем мы ещё!!!
Дидактическая игра «Цветные колечки»
Цель: развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики рук, а также наглядного – действенного
мышления.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает цветные колечки и карточки из подноса. Сейчас мы с вами поиграем в
необычную игру, которая называется «Цветные колечки». Воспитатель раскладывает карточки, а колечки
– раздаёт детям.
- Где вы ребята будете ловить животных, а может и не животных…
Сейчас и увидим… А помогут нам с вами в этом цветные колечки и наши умелые руки!
- Ребята, а скажите, колечки какой формы?
- «Круглые».
- Правильно, все колечки – круглые.
- Будьте внимательны в игре, ребята. Готовы?
- «Да!»
- Возьмите большое колечко (маленькое колечко) красного цвета?
- Ну-ка посмотрите, кто нам попался? (дети прикладывают колечки и смотрят, куда оно подходит).
- Дальше продолжаем ловить, интересно, кто же на этот раз попадёт к нам в колечко?
- А теперь возьмите маленькое колечко (большое колечко) зелёного цвета? Кто попался? (дети
прикладывают колечки и смотрят, куда оно подходит)
- А сейчас возьмите большое колечко (маленькое колечко) красного цвета? Ну-ка кто же попался? (дети
прикладывают колечки и смотрят, куда оно подходит)
Игра продолжается до тех пор пока все колечки не будут разложены на карточках.
- Вот ребята молодцы,
И умелые ловцы!
Дидактическая игра «Разноцветные пуговицы»
Цель: развитие общей моторики рук, сенсорных эталонов через выкладывание различных предметов из
пуговиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает посмотреть на поднос, где лежат пуговицы, шнурочки и карточки – образцы.
- Что вы видите на подносе?
- Пуговицы, шнурочки и карточки.
- Правильно, пуговицы, шнурочки и карточки нам нужны для игры «Разноцветные пуговицы». Хотите
поиграть в эту игру?
- «Да!».
Воспитатель по сюжету стихотворения выкладывает поговицы, шнурочки и карточки – образцы.
- Тогда начинаем: «Есть чудо пуговицы у нас,
И цвет их яркий привлекает,
А форма просто увлекает,
Помогут нам они сейчас…
Вот пуговицы мы в руки взяли
И замок быстро мы собрали» (выкладываем замок, ориентируясь на картинку – образец)
- «И вновь мы пуговицы берём
Цветочек вскоре соберём… (выкладываем цветочек, ориентируясь на картинку – образец)
- Ну, а теперь уже пора
Сплести и бусы для себя! (нанизывание пуговиц на шнурочек)
- Ой, ребята, какие вы молодцы, как с вами весело играть!!!
Дидактическая игра «Варежка и волшебный комочек»
Цель: развитие сенсорного восприятия, фонематического слуха, умения соотносить цветовые карточки с
цветом предмета (цветовосприятие).
Ход игры:
- Чтение воспитателем стихотворения о варежках:
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
- Ребята, а скажите, зачем мы надеваем варежки на руки?
- «Чтобы ручки не замёрзли!»
- Правильно, чтобы руки не замёрзли на морозе, мы надеваем варежки.
Вот мы варежки разложим
И возьмём волшебный ком
Мы послушаем комочек
И узнаем, что же в нём.
Есть у каждого комочка
Песня звонкая (тихая) своя….
А теперь мы подберём
Варежку к комочкам
И знакомые цвета
Назовём мы просто!
Ах, мы весело играли
И комочки все собрали!!!
Дидактическая игра «Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник»
Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины.
Ход игры:
1 вариант:
Воспитатель выкладывает геометрические фигуры и картинки с животными из конверта. Сейчас мы с
вами поиграем в игру «Круг, квадрат и треугольник». Воспитатель раскладывает карточки с изображением
животных с левой стороны, а фигуры с правой стороны. Воспитатель предлагает детям взять по одной
фигуре и говорит задание «Посмотрите на свою фигуру. Определите, как называется эта фигура и цвет».
Воспитатель показывает на зайку и говорит «Зайка хочет играть с кругами» (разного цвета). Затем
воспитатель показывает на белку «Белка хочет играть с квадратами». Воспитатель показывает на собачку
«Собачка
хочет
поиграть
с
треугольниками».
По
окончанию
игры
ребёнок
убирает
геометрические
фигуры и картинки с животными в конверт.
2 вариант:
Воспитатель говорит «Зайка хочет играть только с красными фигурами»; «Белка хочет играть только с
зелёными фигурами»; «Собачка хочет играть только с синими фигурами».
3 вариант:
Воспитатель говорит «Зайка хочет играть только с большими фигурами»; «Белка хочет играть только со
средними фигурами»; «Собачка хочет играть только с малыми фигурами».
4 вариант:
Воспитатель говорит «Зайка хочет играть только с большими красными фигурами»; «Белка хочет играть
только с малыми зелёными фигурами»; «Собачка хочет играть со средними синими фигурами».
Дидактическая игра «Какое окошко у домика?»
Цель: развитие сенсорных способностей детей (цвет, форма).
Ход игры:
Воспитатель спрашивает «Дети, что это?» (воспитатель показывает на домики).
- «Это дома».
- Воспитатель показывает на один домик, и спрашивает «Какого он цвета?»
- Жёлтого (красного, синего, зелёного).
- «А кто живёт в жёлтом домике? (синем домике? красном домике? зелёном домике?)»
- «Ёжик; лиса; волк; мышка».
- Правильно, в жёлтом домике живёт ёжик; в синем домике – лиса; в красном домике – волк; в зелёном
домике – мышка. Давай повторим вместе.
- Ребёнок повторяет со взрослым «В жёлтом домике живёт мышка. В синем домике живёт лиса. В
красном домике живёт волк. В зелёном домике живёт мышка».
- «А где же окна в домах? Куда же они пропали? Может быть под столом…
- Я их что-то не вижу…»
- Их нет.
- А давай возьмём геометрические фигуры и подберём их к окнам.
- Давай попробуем?!
- Воспитатель с ребёнком подбирают окна к домикам.
- К жёлтому домику ребёнок подбирает жёлтый круг; к синему домику – прямоугольник; к красному
домику – красный квадрат; к зелёному домику – треугольник.
- Молодец, у тебя всё правильно получается!
Дидактическая игра «Белый лист»
Цель: развитие восприятия формы геометрических фигур.
Ход игры:
- «А ты любишь слушать сказки?»
- Да.
- Вот какая история случилась с геометрическими фигурами: «Жили – были геометрические фигуры. Ой,
а как же их зовут? Давай назовём их имена…»
- Треугольник, 2 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника.
- «Ой, а какого же они были цвета?»
- Треугольник – красный, квадрат – оранжевого и зелёного цвета…
- Молодец! Вот что произошло дальше «Однажды в зимнюю стужу вышли они погулять, поиграть в
снежки, покататься на горке, но вдруг подул сильный ветер и пошёл снег. Снег шёл непереставая….и
засыпал снег наши фигуры, они стали белыми – белыми»
- Вот какими! (ребёнок поочерёдно накрывает цветные геометрические фигуры белыми фигурами)…
- Ой, посмотри и, правда, все фигуры стали белыми – белыми.
- Да!