Напоминание

"История развития пенсионного обеспечения в России"


Автор: Дубаева Софья Альбертовна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж
Населённый пункт: город Белорецк
Наименование материала: методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
Тема: "История развития пенсионного обеспечения в России"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

«Интеллектуальная игра «Поле чудес»

Белорецк 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав.отделением «Экономики и права» Заместитель директора по УМР

______________М.С.Завьялова ____________И.Н.Мулюкина

«___»_________201__ год. «___»_________201_ год.

Рассмотрена и одобрена: Рассмотрена и рекомендована

на заседании предметно-цикловой к утверждению методическим комиссии

«Экономики и права» советом колледжа

протокол № ____от протокол №_____от

«___»__________201_г. «__»_____________201_г.

____________Магадиева Г.Г. ___________Миндибаева А.А.

Разработчик:

_______________Дубаева С.А.

преподаватель

Аннотация

Данное открытое внеклассное мероприятие предполагает обобщение и

систематизацию знаний по теме «История развития пенсионного обеспечения

в

России»

для

студентов

3

курса

специальности

40.02.01.

«Право

и

организация социального обеспечения».

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры «Поле чудес».

Содержание внеклассного мероприятия включает в себя вопросы по теме

«История

развития

пенсионного

обеспечения

в

России»,

а

также

дополнительную информацию по истории развития пенсионного обеспечения

в России.

Положение

о проведении открытого внеклассного мероприятия «Интеллектуальная

игра «Поле чудес» на тему «История развития пенсионного обеспечения

в России» для студентов 3 курса специальности 40.02.01. «Право и

организация социального обеспечения»

1.

Общие положения

1.1.

Настоящее

положение

определяет

общий

порядок

организации

проведения открытого внеклассного мероприятии «Интеллектуальная игра

«Поле чудес».

1.2.

Данное

мероприятие

проводится

в

рамках

недели

отделения

«Экономики и права» ГБПОУ БМК.

2.

Цели и задачи мероприятия

2.1.

Ц е л ь : стимулировать

через

игру

познавательный

интерес

студентов,

углубляя

их

знания

по

теме

«Пенсионное

обеспечение

в

Российской Федерации».

2.2.

Задачи:

образовательные:

- закрепить и систематизировать знания, полученные студентами на уроках

МДК.01.01. «Право социального обеспечения» в игровой форме;

- формирование навыков самостоятельного поиска ответов;

- повышение правовой культуры студентов;

развивающие:

- развивать кругозор, любознательность, умение работать в команде;

- развивать творческие способности студентов;

воспитательные:

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

- воспитание трудолюбия, упорства и достижения цели;

- воспитание интереса к своей будущей профессии.

3.

Участники

3.1.

В

игре

принимают

участие

студенты

групп

П-3а,

П-3б

специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

4.Организация и проведение мероприятия

4.1. Дата проведения мероприятия: 11.11.2017 год.

4.2. Место проведения: кабинет № 106 ГБПОУ БМК.

4.3. Продолжительность мероприятия: 60 минут.

4.4. Ответственный за проведение мероприятия: Дубаева С.А.

5. Порядок проведения мероприятия

5.1. Игра «Поле Чудес» проходит в 4-5 тура.

В первых трех турах участвуют по три игрока. Ведущим игры «Поле

чудес» загадывается слово. При своем очередном ходе игрок может либо

крутить барабан, либо назвать все слово целиком.

Угадав

слово,

игрок

побеждает

в

туре.

При

неправильном

ответе

-

выбывает из игры.

Игрок,

вращая

барабан,

набирает

очки.

Если

стрелка

показывает

на

количество очков, игрок обязан называть букву, или слово целиком. Если

такая

буква

есть

-

он

получает

выпавшие

на

барабане

очки

и

делает

повторный ход.

Если эта буква в слове не одна - очки умножаются на количество букв.

При неправильном ответе ход переходит к следующему игроку.

5.2. Кроме того, на барабане есть дополнительные сектора.

Сектор БАНКРОТ «Б» обнуляет все накопленные игроком очки и передает

ход очередному игроку.

Сектор

ПЕРЕХОД

ХОДА

«-»

также

передает

ход,

но

очки

за

игроком

сохраняются.

Сектор ПЛЮС «+» дает возможность игроку открыть одну любую букву в

слове.

Сектор

ОДНОКУРСНИК

«О»

дает

возможность

игроку

воспользоваться

помощью однокурсника отгадать полностью слово или какую-нибудь букву.

Сектор ПРИЗ «П» игроку дается право получить приз и в этом случае он

выбывает из игры, либо он отказывается от приза и продолжает игру.

5.3.

Игроку,

отгадавшему

три

буквы

подряд,

ведущий

предлагает

открыть одну из двух предложенных ему шкатулок, в которой, по мнению

игрока, находится приз.

5.4. Игра в каждом туре заканчивается тогда, когда все буквы в слове

будут открыты. Победителем тура является тот, кто открыл последнюю букву

в слове или назвал слово целиком.

5.5. Победители этих трех туров участвуют в финале (4 тур). Финалист

имеет право получить призы, согласно набранных им очков за игру.

5.6. Победителю финала предлагается сыграть в «Супер игру» (5 тур).

После озвучивания задания, для супер игры, ведущий в праве, от сложности

задания,

предоставить

игроку,

открыть

несколько

букв.

На

обдумывание

задания игроку дается 1 минута. В случае победы, игрок получает призы, за

очки полученные в игре, и супер приз. При проигрыше в «Супер игре», он не

выигрывает супер приз.

6. Оборудование мероприятия

6.1. Барабан, алфавит (буквы от «А» до «Я»), ручка, листок бумаги для

каждого

игрока,

призы

(блокноты,

ручки,

тетради,

сладкие

призы),

передвижной стенд «История развития пенсионного обеспечения в России»,

таблицы для подсчета очков, заработанных игроками.

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

«Интеллектуальная игра «Поле чудес»

(звучит фонограмма «Поле чудес).

Вступительное слово преподавателя.

Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты и участники игры! В

юности кажется, что молодость и здоровье вечны, а старость не наступит

вовсе. Но это не так. Каждый из нас в свой срок достигнет пенсионного

возраста. Условия жизни на пенсии – лучший результат той трудовой и

социальной деятельности, участниками которой вы скоро станете. Сегодня, в

XXI веке, пенсия формируется по иным правилам, чем у наших бабушек и

дедушек.

В

системе

обязательного

пенсионного

страхования

пенсия

не

является

пособием

по

старости

от

государства,

одинаковым

для

всех.

Молодые люди имеют возможность с первых дней самостоятельной трудовой

жизни формировать будущую пенсию и влиять на ее размер. Пенсионная

система нашей страны не стоит на месте. Она развивается, становится все

более устойчивой и понятной.

Наша

игра

посвящена

теме

«История

развития

пенсионного

обеспечения в России». Первые упоминания о государственном пенсионном

обеспечении

на

территории

России

относятся

к

древним

временам.

Как

отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не

только о пропитании и вооружении своих подданных, но об обеспечении их в

случае ранения и в старости.

Так постепенно закладывались социальные

гарантии для отставных воинов. С древних времен и вплоть до XIX века

пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в

виде милости правящей особы к своим подданным. Пенсий удостаивались

только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на

страже княжеских, затем царских владений.

Сейчас,

в

наше

время,

слово

«пенсия»

вошло

в

обиход

настолько

прочно, что нам кажется, будто и само понятие, и слово, его обозначающее,

были всегда. Однако это не совсем так. Думаю, вам будет интересно узнать о

том, как появилась и развивалась пенсионная система в нашей стране.

Итак, мы начинаем игру «Поле чудес». Перед тем, как я приглашу

первую тройку игроков, познакомлю Вас с

правилами игры. Наша игра

пройдет по принципу всем известной одноименной телевизионной передачи

с учетом некоторых изменений. Правила игры весьма просты: в трех турах

участвуют по три студента, победители туров соревнуются в финальной игре,

победитель финальной игры имеет право участвовать в супер-игре.

Ведущим игры «Поле чудес» загадывается слово. При своем очередном

ходе игрок может либо крутить барабан, либо назвать все слово целиком.

Угадав

слово,

игрок

побеждает

в

туре.

При

неправильном

ответе

-

выбывает из игры.

Игрок,

вращая

барабан,

набирает

очки.

Если

стрелка

показывает

на

количество очков, игрок обязан называть букву, или слово целиком. Если

такая

буква

есть

-

он

получает

выпавшие

на

барабане

очки

и

делает

повторный ход.

Если эта буква в слове не одна - очки умножаются на количество букв.

При неправильном ответе ход переходит к следующему игроку.

Кроме того, на нашем барабане есть дополнительные сектора.

Сектор БАНКРОТ «Б» обнуляет все накопленные игроком очки и передает

ход очередному игроку.

Сектор

ПЕРЕХОД

ХОДА

«-»

также

передает

ход,

но

очки

за

игроком

сохраняются.

Сектор ПЛЮС «+» дает возможность игроку открыть одну любую букву в

слове.

Сектор

ОДНОКУРСНИК

«О»

дает

возможность

игроку

воспользоваться

помощью однокурсника отгадать полностью слово или какую-нибудь букву.

Сектор ПРИЗ «П» игроку дается право получить приз и в этом случае он

выбывает из игры, либо он отказывается от приза и продолжает игру.

Игроку, отгадавшему три буквы подряд, ведущий предлагает открыть

одну из двух предложенных ему шкатулок, в которой, по мнению игрока,

находится приз.

Игра в каждом туре заканчивается тогда, когда все буквы в слове будут

открыты. Победителем тура является тот, кто открыл последнюю букву в

слове или назвал слово целиком.

Победители этих трех туров участвуют в финале (4 тур). Финалист

имеет право получить призы, согласно набранных им очков за игру.

Победителю

финала

предлагается

сыграть

в

«Супер

игру»

(5

тур).

После озвучивания задания, для супер игры, ведущий в праве, от сложности

задания,

предоставить

игроку,

открыть

несколько

букв.

На

обдумывание

задания игроку дается 1 минута. В случае победы, игрок получает призы, за

очки полученные в игре, и супер приз. При проигрыше в «Супер игре», он не

выигрывает супер приз.

1 тур.

К

барабану

приглашается

первая

тройка

игроков:

Панькова

Дарья

группа П-3а; Фазылов Максим группа П-3а; Галиахметова Алина группа П –

3б.

Первой

вращает

барабан

Панькова

Дарья.

Пока

вращается

барабан

задание для первой тройки игроков:

Первые

денежные

выплаты

для

отставных

воинов

начали

осуществляться

при

царе

Алексее

Романове.

В

1663

году

царь

Алексей

Михайлович издал Указ о назначении раненым денежных выплат с учетом

тяжести полученных ранений, что представляло, по сути, начальную форму

пенсий по инвалидности. Их размер зависел от тяжести полученных увечий.

Вопрос: Как назывались данные выплаты? (Лечебные).

Обращаю Ваше внимание, что на табло имя прилагательное.

По окончании первого тура определяется победитель первой тройки

игроков.

Прошу Всех поприветствовать участников первой тройки и особенно

победителя громкими аплодисментами. Каждый из участников заслуживает

приз. Призы участникам.

Все

участники

игры

получают

призы.

Участники

первой

тройки

занимают места в кабинете.

2 тур.

К

барабану

приглашается

вторая

тройка

игроков:

Платонова

Дарья

группа П-3а; Горбатова Наталья группа П-3а; Ракитина Анастасия группа П –

3а.

Первой

вращает

барабан

Платонова

Дарья.

Пока

вращается

барабан

задание для второй тройки игроков:

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан

со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено

регулярное пенсионное обеспечение. Как и раньше, распространялось оно

прежде

всего

на

высшее

воинское

сословие.

Законом,

утвердившим

основания и порядок выплаты пенсии, стал Устав от 13 января 1720 года.

Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Вопрос: Какое название имел данный Устав? (Морской)

По окончании второго тура определяется победитель второй тройки

игроков.

Прошу Всех поприветствовать участников второй тройки и особенно

победителя громкими аплодисментами. Каждый из участников заслуживает

приз. Призы участникам.

Все участники игры получают призы и занимают места в кабинете

3 тур.

К барабану приглашается третья тройка игроков: Паначева Екатерина

группа П-3а; Шаяхметов Халиль группа П-3б; Романюк Анастасия группа П

– 3б. Первой вращает барабан Паначева Екатерина. Пока вращается барабан

задание для третьей тройки игроков:

На

протяжении

всего

XIX

века

пенсиями

обеспечивались

только

чиновники и военные. То есть не все социальные группы имели право на

социальную поддержку со стороны государства. Одна из социальных групп

не обеспечивалась никакими пенсиями - ни государственными, ни частными.

Лишь

в

1893

году

по

предложению

русского

государственного

деятеля,

министра

финансов

Сергея

Юльевича

Витте

была

создана

специальная

комиссия для разработки законопроекта о социальной поддержки данной

социальной группы.

Вопрос: О какой социальной группе идет речь? (Рабочие)

И действительно, в сентябре 1902 года был завершен законопроект «О

вознаграждении

владельцами

промышленных

предприятий

рабочих

и

служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев», 2

июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 года вступил

в силу.

По окончании третьего тура определяется победитель третьей тройки

игроков.

Прошу Всех поприветствовать участников третьей тройки и особенно

победителя громкими аплодисментами. Каждый из участников заслуживает

приз. Призы участникам.

Все участники игры получают призы и занимают места в кабинете

Разминка для студентов.

Студентам, не участвующим в игровых турах, задаются вопросы:

1.

Условия назначения страховой пенсии по старости?

2.

Что такое пенсия?

3.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению?

4.

К а т е г о р и и

г р а ж д а н ,

и м е ю щ и х

п р а в о

н а

п е н с и и

п о

государственному пенсионному обеспечению?

5.

Способы доставки пенсии?

6.

Виды социальной пенсии?

Финальный тур.

А

сейчас

финальная

игра.

К

барабану

приглашаются

победители

первых трех туров. Давайте поприветствуем ребят.

Первым вращает барабан _______________________.

Вот задание на финал:

Особая роль в становлении пенсионного дела в 19 веке принадлежит

императору Николаю I, который своим Указом от 06 декабря 1827 года ввел

в действие «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным

(военным и гражданским) служащим». Данный Устав вступил в действие с

1 января 1828 года. Это была первая масштабная модернизация пенсионного

законодательства в России после принятого Петром I Морского устава от

1720 года. Согласно «Николаевскому уставу» функции по выплате пенсий и

управление

пенсионным

капиталом

были

возложены

на

одно

из

Министерств.

Вопрос: На какое Министерство были возложены функции по выплате

пенсий и управление пенсионным капиталом? (Министерство Финансов)

Согласно историческим данным, принятие Устава о пенсиях 1827 года

означало

создание

в

составе

Министерства

Финансов

централизованного

пенсионного

фонда,

который

бал

наделен

практически

автономными

полномочиями по выплате государственных пенсий и пособий.

По окончании финальной игры определяется финалист.

Вы __________ финалист (аплодисменты). Готовы ли Вы сыграть в

супер-игру?

Супер-игра.

Задание для супер-игры:

С

2002

года

в

Российской

Федерации

действует

трехуровневая

пенсионная система. Она предусматривает страховое, государственное и

негосударственное

пенсионное

обеспечение.

Ключевым

фактором

формирования

пенсии

в

новой

системе

стали

взносы,

перечисляемые

работодателем за работника в течение его трудовой жизни.

Вопрос

по

горизонтали:

О

каких

взносах

идет

речь?

Как

они

называются? (Страховые)

Вопрос по вертикали:

1.

Как называется лицо, которому назначена и выплачивается пенсия?

2.

Как означает с латинского слово «пенсия»?

После озвучивания задания для супер игры, ведущий в зависимости от

сложности задания, предоставляет игроку право открыть 7 букв.

Я разрешаю Вам открыть 7 букв. Откройте эти буквы, если они есть.

Минута пошла (звучит фонограмма).

Если студент отгадал основное слово (по горизонтали), то он считается

победителем супер-игры и ему вручаются все заработанные им призы.

Рецензия

на методическую разработку открытого внеклассного мероприятия

«Интеллектуальная игра «Поле чудес».

Методическая

разработка

открытого

внеклассного

мероприятия

подготовлена преподавателем Дубаевой С.А.

Тема

данного

мероприятия

«История

развития

пенсионного

обеспечения в России» является актуальной для студентов специальности

40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

В

методической

разработке

преподавателем

поставлены

следующие

цели и задачи:

цель: стимулировать через игру познавательный интерес студентов, углубляя

их знания по теме «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации».

задачи:

образовательные:

- закрепить и систематизировать знания, полученные студентами на уроках

МДК.01.01. «Право социального обеспечения» в игровой форме;

- формирование навыков самостоятельного поиска ответов;

- повышение правовой культуры студентов;

развивающие:

- развивать кругозор, любознательность, умение работать в команде;

- развивать творческие способности студентов;

воспитательные:

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

- воспитание трудолюбия, упорства и достижения цели;

- воспитание интереса к своей будущей профессии.

Ход

мероприятия

соответствует

поставленным

целям

и

задачам

и

предполагает

обобщение

и

систематизацию

знаний

по

теме

«История

развития

пенсионного

обеспечения

в

России»

для

студентов

3

курса

специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

Внеклассное

мероприятие

проводится

в

форме

игры

«Поле

чудес».

Содержание внеклассного мероприятия включает в себя вопросы по теме

«История

развития

пенсионного

обеспечения

в

России»,

а

также

дополнительную информацию по истории развития пенсионного обеспечения

в России.

Преподавателем

проведена

большая

подготовительная

работа

к

данному мероприятию: сбор информации по истории развития пенсионного

обеспечения в России, оформление передвижного стенда «История развития

пенсионного

обеспечения

в

России»,

подготовка

вопросов

для

игроков,

подготовка барабана.

В

данном

внеклассном

мероприятии

задействованы

студенты

двух

групп.

Между

преподавателем

и

студентами

создается

непринужденный

диалог,

чему

способствует

игровая

форма

открытого

внеклассного

мероприятия.

Студенты

на

данном

мероприятии

являются

активными

участниками – игроками.

Данную методическую разработку можно использовать в воспитании

профессионального интереса у студентов.

Преподаватель высшей категории, к.п.н. ____________ Г.Г.Магадиева

ПРИЛОЖЕНИЯ

Алфавит для каждого участника игры

1 ТУР.

Л

Е

Ч

Е

Б

Н

Ы

Е

2 ТУР.

М

О

Р

С

К

О

Й

3 ТУР.

Р

А

Б

О

Ч

И

Е

ФИНАЛ.

Ф

И

Н

А

Н

С

О

В

СУПЕР ИГРА.

Таблицы подсчета очков, заработанных игроками.

П

Е

Н

С

И

Л

Х

А

Р

Т

О

Ы

О

В

П

Ё

Т

Н

Е

Р

Е

Ж

1

тур

Ф.И.

очки

итого

1

Панькова Д.

2

Фазылов М.

3

Галиахметова

А.

2

тур

Ф.И.

очки

итого

1

Платонова Д.

2

Горбатова Н.

3

Пестряев Д.

3

тур

Ф.И.

очки

итого

1

Паначева Е.

2

Шаяхметов

Х.

3

Романюк А.

Ф

И

Н

А

Л

Ф.И.

очки

итого

1

2

3



В раздел образования