Напоминание

"Книга и дошкольник"


Авторы: Юсупова Хеди Хамидовна, Чернышова Елена Германовна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: РК г. Ухта
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Книга и дошкольник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

на тему «Книга и

дошкольник»

Живое общение с книгой, которую ребенок «читает» с мамой

весомый

шаг

к

развитию

его

образного

мышления

и

интеллекта. Хорошая книга восполняет потребность ребенка

в

новой

информации

и

дарит

ему

новые

впечатления,

которые останутся с ним всю жизнь. С помощью печатного

слова

родители

могут

найти

самый

короткий

путь

к

пониманию

малышом,

что

такое

доброта,

щедрость,

благородство, настоящая дружба. В период с 3-х до 6-ти лет

ребенок

быстро

взрослеет.

А

вместе

с

ним

взрослеют

его

книжки.

Чтобы

малыш

не

заблудился

в

литературных

событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное

– по порядку, с самого начало. Это разовьет его память и

логику. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе

она будет служить руководством в общении с книгой. Рисунок

должен

быть

рассчитан

на

длительное

рассматривание,

к

нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся

рядом

с

рисунком,

делает

последний

«читаемым».

Параллельное

с

чтением

рассматривание

иллюстраций

помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте

ребенок

уже

может

воспринимать

художе ственное

произведение

только,

на

слух.

А

для

того,

чтобы

дети

накапливали не только сведения о героях и событиях, но и

учились связывать содержание книги с ее оформлением и

наоборот,

непременно

следует

сразу

же

после

чтения

рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем

правилам. -

Сначала мама « глаза в глаза» читает ребенку текст и не

показывает картинок;

-

дальше

вместе

рассматривает

обложку,

затем

медленно

перелистывает страницы;

- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем

иллюстрации и надписи;

-

демонстрируем

порядок

чтения

надписей

сверху

вниз.

Выделяем

среди

надписей

на

обложке

фамилию

автора

и

заглавие книги;

-

Соотносим

фамилию

автора

с

личным

читательским

опытом ребенка, а заглавие книги – с рисунком на обложке.

К 5-ти годам дети начинают читать сами, но форсировать это

не стоит – в результате научных исследований доказано, что

до

6-

летнего

возраста

у

ребенка

в

основном

развивается

правое

полушарие,

которое

отвечает

за

эстетическое

р а з в и т и е ,

и

т о л ь к о

п о т о м

п од к л юч а е т с я

л е в о е

(математическое),

отвечающее,

в

том

числе,

и

за

чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из

любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во

внимание следующие важные моменты. Во - первых, следует

учитывать

психофизические

особенности,

присущие

детям

каждой возрастной группы. Во – вторых, старайтесь всегда

читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас

не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее. Ваши

старания все равно не останутся неоцененными – ведь для

ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий человек, -

малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с

ним поделиться. Читайте так, как у вас получается, в данном

случае

это

не

главное.

В

третьих,

прививайте

ребенку

бережное

отношение

к

книге.

Хорошо,

если

в

семье

изначально трепетно относятся к книгам. По крайне мере,

книги должны храниться в определенном месте. Малышу

следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя

рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она

«живая»,

она

рассказывает

нам

много

увлекательных

историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу

«приглашайте» в дом, как дорогого гостя, «усаживайте» на

почетное место на книжной полке среди других книг - друзей.

В

четвертых,

не

читайте

вместе

с

ребенком

наспех,

превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять

удобную

для

него

позу

чаще

всего

малыши

забираются

маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию

крохи. Первый раз читайте «глаза в глаза», не отвлекаясь на

иллюстрации.

Объясните

малышу,

что

книга

не

любить,

когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте

малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он,

о

чем

идет

речь,

или

что

то

ему

не

ясно.

Обязательно

объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В

пятых,

чтобы

не

отбить

у

ребенка

желание

читать,

никогда не принуждайте его к чтению, и не смотрите на часы

– руководствуясь только тем, заинтересован малыш или уже

нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии

посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки

книгу,

это

может

нанести

ему

психическую

травму.

Беспроигрышным

вариантом,

как

и

во

многих

других

ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые

книжки в обнимку с ребенком, читая, роли вместе с папой

можно

добиться

гораздо

большего

эффекта,

нежели

чрезмерной строгостью и понуканиями.



В раздел образования