Авторы: Юсупова Хеди Хамидовна, Чернышова Елена Германовна
Должность: воспитатель,
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: РК г. Ухта
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Книга и дошкольник"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
на тему «Книга и
дошкольник»
Живое общение с книгой, которую ребенок «читает» с мамой
–
весомый
шаг
к
развитию
его
образного
мышления
и
интеллекта. Хорошая книга восполняет потребность ребенка
в
новой
информации
и
дарит
ему
новые
впечатления,
которые останутся с ним всю жизнь. С помощью печатного
слова
родители
могут
найти
самый
короткий
путь
к
пониманию
малышом,
что
такое
доброта,
щедрость,
благородство, настоящая дружба. В период с 3-х до 6-ти лет
ребенок
быстро
взрослеет.
А
вместе
с
ним
взрослеют
его
книжки.
Чтобы
малыш
не
заблудился
в
литературных
событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное
– по порядку, с самого начало. Это разовьет его память и
логику. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе
она будет служить руководством в общении с книгой. Рисунок
должен
быть
рассчитан
на
длительное
рассматривание,
к
нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся
рядом
с
рисунком,
делает
последний
«читаемым».
Параллельное
с
чтением
рассматривание
иллюстраций
помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте
ребенок
уже
может
воспринимать
художе ственное
произведение
только,
на
слух.
А
для
того,
чтобы
дети
накапливали не только сведения о героях и событиях, но и
учились связывать содержание книги с ее оформлением и
наоборот,
непременно
следует
сразу
же
после
чтения
рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем
правилам. -
Сначала мама « глаза в глаза» читает ребенку текст и не
показывает картинок;
-
дальше
вместе
рассматривает
обложку,
затем
медленно
перелистывает страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем
иллюстрации и надписи;
-
демонстрируем
порядок
чтения
надписей
сверху
вниз.
Выделяем
среди
надписей
на
обложке
фамилию
автора
и
заглавие книги;
-
Соотносим
фамилию
автора
с
личным
читательским
опытом ребенка, а заглавие книги – с рисунком на обложке.
К 5-ти годам дети начинают читать сами, но форсировать это
не стоит – в результате научных исследований доказано, что
до
6-
летнего
возраста
у
ребенка
в
основном
развивается
правое
полушарие,
которое
отвечает
за
эстетическое
р а з в и т и е ,
и
т о л ь к о
п о т о м
п од к л юч а е т с я
л е в о е
(математическое),
отвечающее,
в
том
числе,
и
за
чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из
любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во
внимание следующие важные моменты. Во - первых, следует
учитывать
психофизические
особенности,
присущие
детям
каждой возрастной группы. Во – вторых, старайтесь всегда
читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас
не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее. Ваши
старания все равно не останутся неоцененными – ведь для
ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий человек, -
малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с
ним поделиться. Читайте так, как у вас получается, в данном
случае
это
не
главное.
В
–
третьих,
прививайте
ребенку
бережное
отношение
к
книге.
Хорошо,
если
в
семье
изначально трепетно относятся к книгам. По крайне мере,
книги должны храниться в определенном месте. Малышу
следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя
рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она
«живая»,
она
рассказывает
нам
много
увлекательных
историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу
«приглашайте» в дом, как дорогого гостя, «усаживайте» на
почетное место на книжной полке среди других книг - друзей.
В
–
четвертых,
не
читайте
вместе
с
ребенком
наспех,
превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять
удобную
для
него
позу
–
чаще
всего
малыши
забираются
маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию
крохи. Первый раз читайте «глаза в глаза», не отвлекаясь на
иллюстрации.
Объясните
малышу,
что
книга
не
любить,
когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте
малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он,
о
чем
идет
речь,
или
что
–
то
ему
не
ясно.
Обязательно
объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
В
–
пятых,
чтобы
не
отбить
у
ребенка
желание
читать,
никогда не принуждайте его к чтению, и не смотрите на часы
– руководствуясь только тем, заинтересован малыш или уже
нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии
посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки
книгу,
это
может
нанести
ему
психическую
травму.
Беспроигрышным
вариантом,
как
и
во
многих
других
ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые
книжки в обнимку с ребенком, читая, роли вместе с папой
можно
добиться
гораздо
большего
эффекта,
нежели
чрезмерной строгостью и понуканиями.