Напоминание

"Духовно-нравственное становление личности в условиях разновозрастного коллектива"


Автор: Савченко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 49 "Буратино"
Населённый пункт: Г.Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: Проект
Тема: "Духовно-нравственное становление личности в условиях разновозрастного коллектива"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Савченко Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ №49 г. Апатиты, Мурманская обл.

Проект по теме: «Духовно-нравственное становление личности в условиях

разновозрастного коллектива».

Разработчики

проекта

Савченко Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ

комбинированного типа №49, г. Апатиты

Тема проекта

Духовно-нравственное становление личности в условиях

разновозрастного коллектива

Проблема

В сложившейся в России системе образования принято

объединять детей в группы в зависимости от их возраста.

Таким образом, первые 15-20 лет человека окружают, в

основном, сверстники.

Раньше, до введения всеобщей системы образования

такого быть не могло – дети росли в семье, в компании

младших и старших братьев и сестёр, потом работали,

помогая взрослым, посильно участвуя в общей работе. Все

это автоматически воспитывало духовную нравственность

ребенка, прививая ему такие качества как: благодарность,

уважение, взаимовыручка, трудолюбие, ответственность,

заботливость, милосердие, доброта, любовь.

В наше время, лишь окончив институт и поступая на

работу, то есть, выходя в реальный мир, человек имеет

возможность непосредственно общаться с людьми разного

опыта и возраста, вступать в социальные

взаимоотношения.

Цель

Создать оптимальные условия для личностного и

социального развития ребенка, используя положительные

2

моменты семейного воспитания в единстве с

направленным воспитательным процессом

Задачи:

-Формирование уклада жизни группы, в соответствии с

духовно-нравственными традициями русского народа.

- Совершенствование предметно-развивающей среды, с

учетом индивидуальности и потребностей каждого

возраста в группе.

-Помочь детям научится видеть достоинства своих

сверстников, радоваться их успехами, преодолевать

чувство недоброжелательности (зависти) к ним. Поощрять

желание старших взять на себя часть обязанностей

воспитателя.

-Организация совместных видов деятельности, где ребенку

дается возможность сделать выбор в зависимости от

собственных психологических потребностей: занять

позицию «маленького», принимающего помощь,

опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же,

стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все

делать самому, хоть и тяжело (формирование самооценки)

-Знакомство с семейными ценностями, -расширение опыта

позитивного взаимодействия в семье.

-Формирование ценностного отношение к здоровью и

здоровому образу жизни, а так же к природе и «братьям

меньшим»

Участники

проекта

Разновозрастная группа 4-6 лет, воспитатели, родители

детей.

Сроки

реализации

Октябрь 2017-май 2018.

План

мероприятий

по проекту

На протяжении всего проекта:

1.

Утренняя гимнастика с использованием упражнений

в парах (старший и младший)

2.

КГН, помощь старших ребят младшим.

3.

Дежурство по столовой в разновозрастных парах

4.

Взаимопомощь во всех видах деятельности

5.

Чтение художественной литературы, заучивание

пословиц и поговорок, соответствующих темам.

(приложение №1)

6.

Игры по социально-личностному развитию

(приложение №2)

7.

Беседы по социальному развитию детей

(приложение № 3)

8.

Экспериментальная деятельность, возможность

3

открытий, желание рассказать: «Мы открыли….»

9.

Беседы с родителями о предстоящих мероприятиях,

советы в вопросах духовно-нравственного

воспитания в семье, обсуждение поведения детей в

течении дня, консультации (приложение №4)

Сентябрь

1.

Рассказ воспитателя «Мы первооткрыватели».

Цель: напомнить, что нашему детскому саду

исполнился 1 год и на нас лежит ответственность,

какими запомнятся первые группы этого доброго

и теплого места.

2.

Экскурсии в одновозрастные группы: ясли и

вторая младшая. Беседы «А наша группа –

особенная» Цель: Подвести детей к собственному

выводу, что наша группа особенная, мы разного

возраста

3.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» (День знаний)

4.

Тематическое занятие , посвященное Дню

воспитателя и дошкольного работника : «Город по

имени Забота»

5.

Экскурсия по детскому саду

6.

Сюжетно-ролевые игры «Идем к врачу»

7.

Выставка поделок из природного материала,

выполненных вместе с родителями «Осень -

краса»

8.

Родительское собрание. Знакомство. Планы на

год. Представление проекта, анкетирование

(приложение № 5)

Октябрь

1.

Беседы о природе и братьях наших меньших

«Травушка-муравушка» и «Веселые гости»

2.

Сочинение с родителями домашних сказок о

природе, домашних любимцах

3.

Беседы: «Малышей защитим, позаботимся о

старших»

4.

Праздник , посвященный Дню пожилого человека,

«Нам года - не беда!»

5.

Дидактическое упражнение: «Добрые слова бабушке

и дедушке»

6.

Продуктивная деятельность подарки дедушкам и

бабушкам «С благодарностью…»

7.

Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А Барто «Особое

4

поручение, «Вот так защитник!»Г. Виеру «Мама,

почему!», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э.

Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать»

8.

Фольклорный праздник «Покров»

Ноябрь

1.

Тема: «Верность земле русской»

Цель. Приобщение детей к духовным и нравственно-

патриотическим ценностям общества. Расширять

знания детей о величии Руси, о силе и славе

защитников русской земли. Формировать

патриотическую память.

2.

Презентации «День народного единства», «Мой

город – как он вырос и похорошел»

3.

Рассматривание старых фотографий нашего города,

предоставленных родителями.

4.

Продуктивная деятельность: изготовления атрибутов

к празднику «День народного единства»

5.

Дидактические упражнения «Я живу встране…», Я

живу на Севере. Это край, где…», «Мой адрес….»

6.

Подвижная игра: «Жилое-нежилое»

7.

С-р игра «Экскурсоводы»

8.

Встреча с мамой Смоликова Семёна «Наша дружная

многодетная семья»

9.

Праздник «Ангелу по имени Мама…»

10.Фотопрезентация «Ты рядом - и все прекрасно»

Декабрь

1.

Родительское собрание «Воспитание добротой»

Цель: исследование микроклимата в семье. Беседа

«Заботится ли о вас ваш ребенок. Заботится ли

ребенок о братике или сестре». Памятка каждому

родителю «Искусство прощать и наказывать»

2.

Беседы: «Зима пришла», «Осторожность зимой»,

«Сорт и отдых в нашем зимнем городе», «Полярная

ночь»

3.

Организация теневого театра.

4.

Разгадывание загадок о зиме

5.

Чтение сказки «Снегурочка»

6.

Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-

Корсакова «Снегурочка»

7.

Рассказ воспитателя: «Что такое традиции»

8.

Беседа: «Традиции нашей семьи»

9.

Конкурс: «Новый год - семейный праздник».

5

Выставка новогодних поделок с родителями.

10.Продуктивная деятельность: «Украсим нашу группу

вместе»

11.Новогодний утренник «Поиски волшебной бороды

Деда Мороза»

Январь

1.

Темы: Пришла Коляда, накануне Рождества»,

«Рождественское чудо», « Крешение»

2.

Знакомство с традиционным видом рождественского

театра – вертепом.

3.

Беседы о рождественских праздниках, святочных

гаданиях

4.

Дидактическое упражнение: «Что бы вы нагадали

нашей группе»

5.

Чтение р.н.с «Заяц-хваста»

6.

Беседа «Скромность и хвастовство

7.

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»

Февраль

1.

Дискуссия с детьми «Уголки нашей группы» Цель:

совершенствовать предметно-развивающую среду

группы, учитывая пожелания всех членов коллектива

2.

Прослушивание музыкальных отрывков из цикла

«Времена года» П.И. Чайковского

3.

Тематическая неделя «Мастера и рукодельницы»

Цель: познакомить детей с народными промыслами,

с их историей, традициями, материалом, который

используют мастера; воспитывать любовь и

бережное отношение к культуре и традициям

русского народа.

4.

Продуктивная деятельность «Перо Жар-птицы»,

«Золотая хохлома»

5.

Рассматривание предметов, выполненных в технике

хохломской росписи, принесенных из дома.

9.

Развлечение на улице «Масленица».

10.Рассказ воспитателя о русских богатырях.

11.Беседы: «Каким должен быть настоящий мужчина».

Наша армия родная бережет наш мирный дом», «Что

такое героизм»

12.С-р игры: «Летчики», «Военные учения»

13.Встреча с братом Острянина Глеба «Я отдал долг

Родине»

14.Продуктивная деятельность: «Для мужчин в моей

6

семье»

15.Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка», С.

Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»,

М Бородицкая «Ждем брата»

Март

1.

Этическая беседа «Ты рядом - и все прекрасно!».

Использование пословиц, поговорок, стихов о маме

и бабушке

2.

Рассказ о матрешке, как о символе мам и бабушек,

которые хранят и оберегают всю семью

3.

Продуктивная деятельность: «С любовью…»

4.

Праздник, посвященный дню 8 Марта

5.

Беседа «Гости в дом-радость в нем»

6.

Чтение: О. Григорьев «Гостиприимство», С.Маршак

«Кошкин дом»

7.

С-р игры «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями»

8.

Рассказ воспитателя «Прощенное воскресенье»

Апрель

1.

Тематическое занятие: «От улыбки станет всем

светлей»

2.

Беседы : «Добрый юмор», «Всегда ли вы правы»,

«Правда и ложь»

3.

С-р игра «Добрый клоун»

4.

Чтение Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы»,

В. Осеева «Почему»

5.

Беседы о национальностях и расах: «Какие разные

дети», «Какие разные имена»

6.

Беседа о милосердии, доброте, терпимости к

инвалидам и людям с ограниченными

возможностями: «Мы будем рядом»

7.

Тематическая неделя: «Наша планета Земля тоже

живет в семье, где Солнце- мама»

8.

Рассматривание иллюстраций и портретов

космонавтов. Беседа: «Мы первые в космосе»

9.

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут

вне земли»

10.С-р игра «Мы-космонавты»

11.Продуктивная деятельность: «Какой он – космос…»

12. Приглашенный гость: рассказ преподавателя

воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

13.Беседы «Хлебушек-батюшка». Использование

загадок, стихов, частушек о хлебе.

7

14.Продуктивная деятельность: изготовление куличей

из соленого теста, роспись яиц.

Май

1.

Беседа: «Не обидим матушку природу»

2.

Экологические акции с привлечением родителей

«Создание на участке «экологической тропы», «Наш

город будет чистым» «Выезжая на природ у-

помни…»

3.

Диалоги «Труд человека кормит, а лень – портит»

4.

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша

стала большой

5.

Рассматривание семейных фотоальбомов 15 мая-

Международный день семьи

12.«День Победы» Встреча с ветеранами

13. Беседы: «Нам многое предстоит понять», «Что

рассказывал мне прадед», «Это мы запомним

навсегда»

14.Рассматривание иллюстраций о войне

15.Создание с помощью родителей уголка «Вечная

память»

16.Продуктивная деятельность «Никогда не забудем»

17.Конкурс поделок с родителями «Это мы победили!»

18.Беседа: «А в тылу победу приближали женщины,

старики и дети»

19.С-р игры «Раненый боец», «Срочное донесение»

20.Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», Е. Благин

«Шинель», Е. Трутнева «Парад»

21.Итоговое родительское собрание.

22.Беседы: «Помог ли вам и вашим детям проект», «Что

получилось, что не получилось», «Пожелания на

следующий год»

Результаты

проекта

Данная разновозрастная группа (включая родителей и

педагогов) напоминает дружную семью, где господствует

забота и взаимопомощь.

-Дети приобрели устойчивые представления о морально-

этических нормах поведения, умеют относить свои

поступки к хорошим или плохим, усвоили оценки

поступков, которые им дали взрослые или другие дети

(особенно другого возраста). Дети сами начинают

правильно оценивать поступки и правильно поступать.

8

-Дети имеют представление о христианских праздниках,

что значат понятия: вера, добро, человеколюбие. Радуются

православным праздникам: Рождество Христово, Пасха,

Масленица, знают их атрибуты и с удовольствием

принимают участие.

-Дети совершают духовно-нравственные поступки по

велению души, а не потому, что так надо.

Перспективы

использования

результатов

Организация семейного клуба «Мы вместе».

Разработка рабочей программы.

Список используемой литературы:

1.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. 2014г.

2.

Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе

ознакомления с предметным миром, :Педагогика, 1988

3.

Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов

дошкольных учреждений. Авт.-сост. Т.В. Пятница

4.

Нравственные беседы с детьми 4-6 лет, Г.Н. Жучкова

5.

Беседы и сказки о семье, А. Лопатина

6.

Большая книга поведения для воспитанных детей, Г.П. Шалаева, 2013г.

Приложения к заданию №2

Приложение №1

Примерный список детской литературы для чтения

9

в детском саду и дома.

«Сказки о вежливости», «Общительные сказки» , «Трудовые сказки»,

Т.А. Шарыгина

«Добрые сказки» А. Лопатиной и М. Скребцовой

С. Т Аксаков «Аленький цветочек.»

К. И Чуковский «Айболит».

«Муха Цокотуха».

«Мойдодыр».

«Телефон».

«Тараканище».

«Федорино горе».

Павел Бажов «Серебренное копытце».

Саша Черный «Дневник Фокса Микки».

Ш. Перро «Кот в сапогах».

«Золушка».

Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

«Кем быть».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

«Волк и козлята».

«Петушок золотой гребешок».

«Лиса и волк»

«По щучьему велению».

«Царевна-лягушка».

«Маша и медведь».

«Серебрянное блюдечко-наливное яблочко».

«Конек горбунок».

Сборник: «Сума, дай ума».

«Федул и Маланья».

«Тришка Сибиряк».

«Скряга».

«Сварливая жена».

«Никонец_с того света выходец».

«Кому горшок мыть».

«Болтливая баба».

«Бедняк, кулак и барин».

«Чего на свете не бывает».

«Мужик и царь».

«Все у нас слова, бегут хорошо».

«Каша из топора».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

10

«Сказка о мертвой царевне и о семи боготырях».

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Под редакцией О. Голннишева «Мальчик с пальчик».

«Дюймовочка».

«Али-баба и сорок разбойников».

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

«Гадкий утенок».

«Огниво».

«Русалочка».

«Дикие лебеди».

«Снежная королева».

СКАЗКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА.

Овсит Дриз «Мы играем».

С. Небольсина «Жан-дуралей».

Язел Османис «Глаза, глаза, глаза».

Братья Гримм «Храбрый портняжка».

Кари мзе Жанэ «Сколько мне сегодня лет».

Лилион Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».

Чарз Диккенс «Волшебная сказка».

Марсель Марльер «Красавица и чудовище».

С. Маршак «Про все на свете».

СКАЗКИ И РАССКАЗЫ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ.

С. Могилевская «Сказка о громком барабане».

К. Г. Паустовский «Заботливый цветок».

«Похождение жука носорога».

СБОРНИК Николая Богданова «Хорошая пословица».

«Вдвоем с братишкой».

«Лайка-не пустолайка».

«Веселый плотник».

«Черный кот».

СБОРНИК Борис Никольский «Солдатская школа».

«Солдатские часы»

«Как я прыгал с парашютом».

«Что умеют танкисты».

Почта «Солдатская школа».

Владимир Одноралов «Грибное царство».

В. Одоевский «Мороз Иванович».

Юрий Кушак «Игра в солдатики».

11

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».

М. Пришвин «Этажи леса».

С. Михалков «Веселые туристы».

И. Бунин «Детство».

Приложение №2

Игры, направленные

для социально-личностное развития дошкольников.

1«Поймай мышку»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Детям предлагается поймать в группе воображаемую мышь, взять ее в руки,

погладить, понаблюдать за ней, попрощаться и отпустить мышку.

«Руки – ноги»

Цель: развивать внимание, сообразительность и находчивость.

Детям предлагается выполнять простые движения по сигналу воспитателя:

по хлопку поднимают руки вверх, по двум хлопкам- встают. Если руки уже

подняты, а звучит один хлопок, их нужно опустить, а если дети уже стоят, по

двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков,

воспитатель пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Разведчики»

Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.

12

Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места , находит глазами того, кто

смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время

«разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так

складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.

«День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся

хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь

наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно

игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен

совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например:

сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут

объединятся в пары или небольшие группы.

«Замри!»

Цель: развить умение слушать, организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри!»,которая может

раздаться в разные моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Слухачи»

Цель: развивать организованность , умение слушать и слышать.

Выбирается водящий (или команда из трех самых активных, разыгравшихся

детей), он (они) выходят из помещения. Остальные дети загадывают слово,

например «бумага», делятся на три группы (по количеству слогов в слове),

выбирают известный музыкальный мотив – один на всех. Когда водящий(ие)

ходит(ят) между поющими и пытает(ют)ся догадаться, какое слово было

задумано.

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и

взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,

что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком

положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны

отцепляться друг от друга.

9.«Соберемся вместе»

13

Цель: координировать индивидуальные действия, развивать умение

устанавливать партнерские отношения в коллективе.

Участники разбиваются на небольшие группы по шесть человек. Ведущий

предлагает самые разнообразные задания:

- построится в ряд с определенной нумерацией цифр; в соответствии с

предложенной цветовой гаммой или цветом на одежде ;

-построится в соответствии с номером дома;

- найти свой способ построения группы.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и

сверстников.

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и тд.) по общему согласию

превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и

передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой

стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу,

например: передающий называет предмет, а принимающий – действие,

которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее

персонажей.

«Кузовок»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и

сверстников.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзинка. Ведущий, обращается

к конкретному участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок.

Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди говорят слова,

заканчивающиеся на – ок : «Я положу в кузовок клубок и тд.»

Далее разыгрывают залоги: ведущий не глядя, достает из корзинки предмет и

спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?». Участники назначают

каждому залогу выкуп, например: спеть песенку, попрыгать, изобразить кого-

то и тд.

«Туристы и магазин»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и

сверстников.

Дети делятся на две команды: первая сооружает из стульев «автобус», вторая

делает «прилавок в магазине». Воспитатель предлагает детям выбрать, какой

это будет магазин – «Галантерея», «Хозтовары»,»Бытовая техника» и тд.,

подсказывая, если нужно , что в них продается. Участники второй команды

решают кто будет продавцом. Затем «продавец» выставляет свой товар –

показывает каждому члену команды , какой предмет нужно изобразить и как

расположиться (например, коробочка для ниток – ребенок складывает перед

собой руки, показывая, что там много разноцветных ниток).

Когда каждый участник команды займет свое место «на прилавке»,

воспитатель хлопает в ладоши и «товар» замирает. « «магазину» подъезжает

«автобус» - подходят дети первой команды. Чтобы «туристы» смогли купить

14

«товар», они должны разгадать его: назвать, что изображает участник второй

команды.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со

сверстниками.

Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».

Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова:

благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста),

приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините,

простите, очень жаль) ласковые обращения(дорогая мамочка, папочка, милая

мамочка, бабуля и тд.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы ,

чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке»,

покупайте у меня нужные слова.

Ситуация1.Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется

их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного

яблока?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы

она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее

попросишь?

Ситуация 3. Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою

порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся,

причесался, оделся и пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по

общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а

другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных

предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами,

даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды

следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники

меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую

“школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя

надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему

товарищу. Почему?

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели

приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного

детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения

и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если

их плохо попросят.

15

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми

словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя

вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый

день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности

(спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините,

простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной

ночи).

«Цветик –семицветик».

Цель: знакомить с различными эмоциональными состояниями; развить

умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками,

чувства коллектива.

«Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать

доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и

выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для

каждого ребенка.

Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая

полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми:

жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А

хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в

«Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому

ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть

сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших

слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней

относится друг к другу и говорить хорошие слова.

«Игры-ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,

переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,

используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей

группы – попроси его.

16

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они

ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у

библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.

Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища

помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату

и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или

бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.

Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя

схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как

нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого

человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг

друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками,

постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,

опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся,

они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня

поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга

на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь

мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как

поделить игрушку».

«Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо

пословицу:

17

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

«Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение

“Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно

не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например,

“Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе

отгадывать то, что они увидели.

« Закорючка»

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает

простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок

берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает

этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы

получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй

игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце

определяют победителя игры

«Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и

корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например:

“Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В

цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому

будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы

детей.

«Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и

коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети

должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,

литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.

Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт! (Ситуация –

соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

«Без маски»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями,

настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть

честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким,

товарищам.

18

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают

высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание

незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

«Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь,

или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя,

почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать

дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от

своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше,

чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого

себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни

ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или

другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти

последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их?

Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты

опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь

делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и

использовать их в реальной жизни.)

«Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку

почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно

воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с

завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь,

кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми.

Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты,

мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно

изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом

поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя

более свободно, раскованно.

.

«Прогулка с компасом»

Материал: Повязки на глаза.

19

Дети делятся на пары-«турист» (ведомый) и «компас» (ведущий).»Туристам»

завязывают глаза, они становятся впереди, «компасы»- сзади, кладя

«туристам» руки на плечи.

Задача игровой пары, пройти всё игровое поле вперёд и назад. При этом

«турист» не может разговаривать с «компасом». «Компасы» только

движением рук помогают «туристам» держать направление и избегать

препятствий.

«Гусеница»

Материалы: воздушные шары (большие).

Участники выстраиваются цепочкой, кладя руки на плечи впередистоящего.

Воздушные шары зажимаются между животом одного играющего и спиной

другого. Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, не разрывая цепочку, не теряя шары, не придерживая их

руками и никак не поправляя, все участники проходят препятствия:

натянутые верёвки, перевёрнутые стулья, развороты в самых неожиданных

местах. Задача игроков- пройти маршрут с минимальными потерями шаров и

вернуться в исходную позицию.

«Вот какая мама!»

Детям предлагается сесть на ковёр в кружочек, затем принять «позу

мечтателя»- лечь на живот опираясь на ковёр локтями и поговорить о мамах.

Каждый ребёнок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как можно её

ласково назвать. Затем с помощью вопросов воспитателя дети вспоминают

как мама заботится о них, какие действия она совершает ежедневно что бы

им было хорошо: играет, кормит, купает, укладывает спать, гуляет и т. д.

Затем каждый ребёнок называет самые лучшие качества своей мамы:

какая она добрая, ласковая, внимательная и т. д.

« Слушать за окном, за дверью»

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают своё внимание на звуках и

шорохах улицы, коридора, верхнего этажа и т. д. Затем по очереди

перечисляют и объясняют что они услышали. Из рассказов детей выясняется

кто больше и подробнее услышал, что делается в помещении и на улице.

«Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия,

уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия

которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия

которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют,

выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает

одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов

ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать

всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки

поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы.

Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

20

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем

достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый,

продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый,

металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество

поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Посылка»

(для детей от четырех лет)

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках

предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом

внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не

показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

«Ласковые имена».

Дети передают мяч по кругу. Ребёнок, передающий мяч, называет того, кому

передаёт его, ласково по имени ( Серёженька, Аннушка и т.д.)

Приложение № 3

Беседы по воспитанию нравственности

Зачем говорят «здравствуй» Цель: Формировать у детей основные правила

этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить

представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в

разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

«Мои добрые поступки» Цель: углубить представление детей о доброте как

о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать

коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне

высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям

других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться

доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в

детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к

другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

«Что такое доброта» Цель: Формировать представление у детей о доброте

как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые

поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что

21

вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные

представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим

людям.

«Спешите делать добро» Цель: Продолжать знакомство с полярными

понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к

социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного

поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения

конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и

регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми.

«Если добрый ты…» Цель: Формировать у детей потребность в

доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять

сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений

пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной

ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это

необходимо.

«Вежливые слова» Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике

общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам

употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости

и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным

способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам

выражения вежливой просьбы, благодарности.

«Нечаянно и нарочно» Цель: развивать нравственные чувства - сожаление,

сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов

партнера.

« Учимся прощать своих друзей» Цель: развивать умение детей не

обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную

промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к

пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

« Почему бывают драки?» Цель: формировать у детей навыки общения;

развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников;

воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

« Фантазеры и лгунишки» Цель: развивать умение различать обман и

выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

« Давай помиримся» Цель: развивать умение сдерживать негативное

побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.

Учить детей отзывчивости, чуткости.

« Хороший друг познается в беде» Цель: формировать представление о том,

что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты;

развивать умение быть милосердными друг к другу.

«Как вести себя во время разговора» Цель: познакомить детей с

правилами поведения во время разговора.( Говори вежливым тоном.

Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в

22

карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое

взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более

требовать его прекращения).

«Добрый – злой» Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев,

воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что

добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим,

не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.Учить

отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по

отношению к окружающим людям.

«Правдивость» Цель: Формировать представления о нравственном понятии

«правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь

понять, что ложь не украшает человека.

«Каким должен быть друг» Цель: Формировать представления о

положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять

представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по

отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить

прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Будь опрятным и аккуратным» Цель: Учить детей следить за своим

внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит

опрятно.

«Правда – неправда» Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать

окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность

всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за

правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда

раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за

свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

«Доброжелательность» Цель: продолжать воспитывать у детей

отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто

дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким

человеком никто не хочет дружить).

«Игры без ссор» Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.

Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не

дразнить проигравшего.

«Вежливость» Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами,

вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать

правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать

положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с

окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы

следует вежливым тоном.

«Бережливость» Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к

вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность.

Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

«Взаимопомощь» Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в

поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить

23

человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не

только знакомым, но и незнакомым людям.

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь,

проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать

способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным

поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

«Почему нужно уметь уступать» Цель: учить детей избегать ссор, уступать

и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё

отношение к позитивным и негативным поступкам.

«Ступеньки доброты» Цель: на основе содержания русских народных

сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости,

скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным

качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое

отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

«Лучше добрым быть» Цель: Дать детям представление о равнодушном,

безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее

проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить

анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения

конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.

Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать

добрые поступки.

Приложение 4

Презентация «Теплые советы родителям»

24

25

26

27

Приложение №5

Анкета для родителей

«Духовно-нравственное воспитание в семье и образовательном

учреждении»

1. Какие задачи в воспитании своего ребенка Вы стараетесь решать в

первую очередь?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Что в воспитании Вашего ребенка вызывает у Вас наибольшее

беспокойство, затруднение?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________

3. Что, по Вашему мнению, включает в себя духовно-нравственное

воспитание?

Продолжите, пожалуйста, высказывание: «Духовно-нравственное

воспитание – это ________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________-

_________________________________________________________»

4. Кто, по Вашему мнению, несет главную ответственность за духовно-

нравственное воспитание детей?

а) семья;

б) детский сад;

в) школа;

г) государство;

д) Церковь;

е) детские библиотеки;

ж) общественные организации;

з) детские кружки, творческие студии и секции;

и) воскресные школы.

5. Что, по Вашему мнению, является содержанием духовно-

нравственного воспитания на разных возрастных этапах жизни:

В семье

В детском

28

саду

В школе

В ВУЗе

6. Как, по Вашему мнению, справляются с духовно-нравственным

воспитанием семья и система образования? Оцените по 5-ти балльной

шкале, где 1 – «практически не занимаются», 5 – «духовно-

нравственному воспитанию уделяется большое внимание».

В семье

1

2

3

4

5

В детском саду

1

2

3

4

5

В школе

1

2

3

4

5

В ВУЗе

1

2

3

4

5

7. Укажите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют

осуществлению духовно-нравственного воспитания:

В семье

В детском

саду

В школе

В ВУЗе

8. Надо ли объединять усилия семьи и образовательного учреждения в

духовно-нравственном воспитании детей?

а) Нет, в этом нет необходимости.

б) Объединение усилий целесообразно лишь в том случае, когда к этому

готово образовательное учреждение, имея соответствующие образовательные

и воспитательные программы.

в) Усилия образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном

воспитании детей надо обязательно объединять.

г) Семье целесообразнее объединять усилия в духовно-нравственном

воспитании детей не столько с детским садом и школой, сколько с

Православной церковью как носительницей не прерывавшейся духовной

традиции

.

9. Могли бы, по Вашему мнению, детский сад и школа больше помогать

семье в вопросах воспитания, в том числе и духовно-нравственного?

а) Да.

б) Нет.

в) Только при условии, что

__________________________________________________________________

______

29

__________________________________________________________________

______________________________

г) У меня нет четкого мнения на этот счет.

10. Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь,

чтобы эффективнее осуществлять процесс духовно-нравственного

воспитания в сфере образования? Назовите наиболее важные шаги:

Во-

первых

Во-

вторых

В-

третьих

11. Какие формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи

в воспитании детей (в том числе и в духовно-нравственном воспитании)

представляются Вам наиболее действенными и перспективными:

а) проведение родительских собраний;

б) проведение индивидуальных консультаций;

в) организация работы родительского лектория с участием специалистов

(педагогов, психологов, социологов, медиков, представителей духовенства);

г) организация работы семейной гостиной с приглашением интересных и

компетентных собеседников;

д) создание в образовательных учреждениях педагогических библиотечек для

родителей;

е) организация совместных содержательных, ориентированных на

традиционную систему духовно-нравственных ценностей, занятий для детей

и родителей;

ж) проведение совместных праздников с активным участием всех детей и

родителей;

з) организация работы семейных клубов.

12. В чем, с Вашей точки зрения, заключаются основные трудности

взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании

детей?

__________________________________________________________________

__________________________________________________



В раздел образования