Автор: Жилинская Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 22
Населённый пункт: пос. Северный Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей
младшего дошкольного возраста.
Автор: Жилинская Наталья Николаевна
В последние несколько лет в системе дошкольного образования
происходят значительные метаморфозы, так как в условиях динамического
развития российского общества она совершенствуется и видоизменяется. На
первый план выступает сама идея развития личности дошкольника. проблема
художественно-эстетического образования является одной из самых важных
задач в формировании восприятия явлений жизни и природы, эстетического
сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает общественную
значимость, что является ключевым в саморазвитии личности ребенка
дошкольного возраста. Система дополнительного образования готовит
дошколенка к автономной деятельности и является связующим звеном
между обществом и семьей.
Едва ли не самой важной задачей в педагогике для развития и генезиса
творческой личности является художественно-творческая деятельность, что
служит основополагающим способом продвижения и эстетического
воспитания детей дошкольного возраста. Базисным ориентиром здесь
является способность к автономному созданию новых увлекательных образов
и восприятию различных разноплановых художественных произведений.
Каждый взрослый наставник пересекался с детским умением слагать,
выдумывать, рисовать, мастерить, что требует систематического и
целенаправленного развития. В связи с этой особенностью ребенка любой
вид творческой работы детей необходимо подкреплять определенным видом
деятельности (движением, жестом, мимикой, игровой ситуацией,
наглядностью). В зависимости от условий жизни, возраста, проживания,
воспитания, интеллектуального развития, темперамента и наследственности
уровень эстетического воспитания у разных категорий детей может иметь
большие различия и являться индивидуальным и селективным. В связи с
этим для формирования творческой личности, развития мышления т
творческого воображения наиболее значимой является художественно-
творческая деятельность, что отражает одну из самых важных задач
педагогической практической деятельности.
Успех педагога во многом определяется тем, в какой мере учитываются
индивидуальные особенности. потребности и интересы воспитуемого,
уровень его общего развития, так как эстетическую информацию ребенок
получает по многим каналам (деятельность, социальная среда, предметный
мир, природные явления, художественная литература, музыка и так далее).
Однако, немало и проблем в области художественно-эстетического
воспитания, многие из них не новы, не обращать на них внимания
нельзя, поэтому мы отмечаем и их:
· в практике ДОУ задачи эстетического воспитания не являются
первичными;
· эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и
востребованы;
· приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в
семье в повседневной жизни дошкольного учреждения;
Самыми проблемными областями в данном контексте является
реальное состояние материально-технических и методических баз, которые
не удовлетворяют полностью спрос населения на качественное современное
развивающее художественно-эстетическое образование ребенка с учетом
современных тенденций. В последнее десятилетие в российском
образовательном пространстве появились заведения частной формы
собственности (частные детские сады, клубы раннего развития детей),
которые занимаются с малышами чуть ли не с рождения. Их сеть в
достаточной мере многопрофильна и разветвлена в крупных поселениях, но
практически не представлена в сельской местности. Центры развития детей,
которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг,
работают либо по видоизмененным и адаптированным под себя
государственным программам, либо. что является более распространенным,
по авторским, которые сочетают позитивные черты семейного и
общественного воспитания: занятия проходят в группах с небольшим
количеством детей, и, часто, возможно присутствие родителей, что позволяет
на практике реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к
развитию
Частные учреждения имеют лучшие условия для занятий детей уже с
раннего возраста, но за недостаточностью необходимого количества
специалистов раннего эстетического воспитания и развития, не могут
удовлетворить полностью спрос и потребности населения на качественное
образование в развитии ребенка. Кроме этого, существует и ряд других
факторов: отсутствие программ обучения и воспитания детей средствами
искусства , культуры, взаимосвязи между дошкольным и школьными
звеньями, преподавание занятий малышам любителями, а не педагогами с
профессиональной подготовкой.
Желаемой для педагогов является разработка содержания новой
учебной литературы для детей раннего возраста и научно-методических
пособий для организации развития малышей с учетом их индивидуальных
особенностей, возраста, интересов и потребностей. Еще одной проблемой
является отмежеванность работы дошкольных учреждений от заведений
культуры, в частности музеев, домов культуры, которые только начинают
создавать программы просветительской направленности для малышей и их
родителей.
Еже одной тенденцией современности стало привлечение ребенка к
разным видам художественной деятельности путем участия в разнообразных
проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий арт-
терапией. И если такая практика успешно налажена у наших зарубежных
коллег, то в нашей стране такая технология находится практически только
еще на этапе зарождения.
В каких же инновациях нуждается первое звено дошкольного
художественно-эстетического образования? Это расширение детских
заведений художественно-эстетического профиля и разработка и внедрение в
практику научно-методического обеспечения раннего развития детей
средствами различных видов искусств на основе единой концепции, чему
будет способствовать подготовка учебно-методических
комплектов(программы, пособия, дидактические материалы, аудио-
видеоматериалы). Распространение в России инновационного отечественного
и зарубежного опыта на базе современных технологий, которые
интегрируются с поликультурной, экологической и др. и необходимое
налаживание взаимодействия учреждений культуры с детскими
дошкольными заведениями, не только государственными, но и частными. что
приведет к разработке общих художественно-просветительских мероприятий.
Необходимо привлекать к работе родителей воспитанников для
распространения этнокультурных семейных традиций и создание с этой
целью на базе клубов, консультаций и разнообразных других форм помощи
родителям.
1.
2.
. – М.,1988.
3.
Эстетическое
воспитание
и
развитие
детей
дошкольного
возраста:
Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина
и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002.-256с.
4.
Этнокультурное
и
поликультурное
воспитание
детей
дошкольного
возраста
/
Н.В.
Агафонов,
Д.А.
Хохряков,
В.А.
Миропольских,
Л.Д.
Степанова. М., 2003.-121с.
Отчет
магистранта заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(магистерская программа "Управление дошкольным образованием")
2 курса группы 02021557
Жилинской Натальи Николаевны
За первый семестр были изучены более 50 информационных изданий
по проблеме исследования "Особенности художественно-эстетического
развития детей дошкольного возраста в условиях стандартизации
образования".
- журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольное образование",
"Педагогика", "От А до Я" и др.
-электронные ресурсы "Большой энциклопедический словарь", РГБ,
статьи по проблеме исследования и др.
-учебные пособия для вузов, воспитателей О. Ожерельева
"Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста",
Е. Торшилова "Дошкольное воспитание" и др.
-опыт педагогов Драпак Е. "Эстетическое развитие дошкольника"
-авторефераты по теме исследования.
Разработан план курсовой работы : первая глава - теоретические
основы художественно-эстетического развития старших дошкольников в
условиях стандартизации образования (основные тенденции в условиях
внедрения ФГОС дошкольного образования, инновационные подходы,
содержание и структура готовности педагога к реализации художественно-
эстетического развития дошкольников), вторая глава - экспериментальная
работа по изучению особенностей художественно-эстетического развития
детей в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области
(диагностика готовности педагога дошкольного образования к развитию
современных дошкольников).
Был разработан план магистерской работы : в первой главе разработаны
теоретические основы реализации технологии художественно-эстетического
развития дошкольников в условиях стандартизации образования , во второй
главе - опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей
развития детей в условиях стандартизации образования.
Все планируемые результаты были выполнены в срок.
Магистрант:__________ Жилинская Н.Н.
Научный руководитель:
К. пед. н., доц.__________Нагель О.П.