Напоминание

"Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста."


Автор: Жилинская Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 22
Населённый пункт: пос. Северный Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей

младшего дошкольного возраста.

Автор: Жилинская Наталья Николаевна

В последние несколько лет в системе дошкольного образования

происходят значительные метаморфозы, так как в условиях динамического

развития российского общества она совершенствуется и видоизменяется. На

первый план выступает сама идея развития личности дошкольника. проблема

художественно-эстетического образования является одной из самых важных

задач в формировании восприятия явлений жизни и природы, эстетического

сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает общественную

значимость, что является ключевым в саморазвитии личности ребенка

дошкольного возраста. Система дополнительного образования готовит

дошколенка к автономной деятельности и является связующим звеном

между обществом и семьей.

Едва ли не самой важной задачей в педагогике для развития и генезиса

творческой личности является художественно-творческая деятельность, что

служит основополагающим способом продвижения и эстетического

воспитания детей дошкольного возраста. Базисным ориентиром здесь

является способность к автономному созданию новых увлекательных образов

и восприятию различных разноплановых художественных произведений.

Каждый взрослый наставник пересекался с детским умением слагать,

выдумывать, рисовать, мастерить, что требует систематического и

целенаправленного развития. В связи с этой особенностью ребенка любой

вид творческой работы детей необходимо подкреплять определенным видом

деятельности (движением, жестом, мимикой, игровой ситуацией,

наглядностью). В зависимости от условий жизни, возраста, проживания,

воспитания, интеллектуального развития, темперамента и наследственности

уровень эстетического воспитания у разных категорий детей может иметь

большие различия и являться индивидуальным и селективным. В связи с

этим для формирования творческой личности, развития мышления т

творческого воображения наиболее значимой является художественно-

творческая деятельность, что отражает одну из самых важных задач

педагогической практической деятельности.

Успех педагога во многом определяется тем, в какой мере учитываются

индивидуальные особенности. потребности и интересы воспитуемого,

уровень его общего развития, так как эстетическую информацию ребенок

получает по многим каналам (деятельность, социальная среда, предметный

мир, природные явления, художественная литература, музыка и так далее).

Однако, немало и проблем в области художественно-эстетического

воспитания, многие из них не новы, не обращать на них внимания

нельзя, поэтому мы отмечаем и их:

· в практике ДОУ задачи эстетического воспитания не являются

первичными;

· эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и

востребованы;

· приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в

семье в повседневной жизни дошкольного учреждения;

Самыми проблемными областями в данном контексте является

реальное состояние материально-технических и методических баз, которые

не удовлетворяют полностью спрос населения на качественное современное

развивающее художественно-эстетическое образование ребенка с учетом

современных тенденций. В последнее десятилетие в российском

образовательном пространстве появились заведения частной формы

собственности (частные детские сады, клубы раннего развития детей),

которые занимаются с малышами чуть ли не с рождения. Их сеть в

достаточной мере многопрофильна и разветвлена в крупных поселениях, но

практически не представлена в сельской местности. Центры развития детей,

которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг,

работают либо по видоизмененным и адаптированным под себя

государственным программам, либо. что является более распространенным,

по авторским, которые сочетают позитивные черты семейного и

общественного воспитания: занятия проходят в группах с небольшим

количеством детей, и, часто, возможно присутствие родителей, что позволяет

на практике реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к

развитию

Частные учреждения имеют лучшие условия для занятий детей уже с

раннего возраста, но за недостаточностью необходимого количества

специалистов раннего эстетического воспитания и развития, не могут

удовлетворить полностью спрос и потребности населения на качественное

образование в развитии ребенка. Кроме этого, существует и ряд других

факторов: отсутствие программ обучения и воспитания детей средствами

искусства , культуры, взаимосвязи между дошкольным и школьными

звеньями, преподавание занятий малышам любителями, а не педагогами с

профессиональной подготовкой.

Желаемой для педагогов является разработка содержания новой

учебной литературы для детей раннего возраста и научно-методических

пособий для организации развития малышей с учетом их индивидуальных

особенностей, возраста, интересов и потребностей. Еще одной проблемой

является отмежеванность работы дошкольных учреждений от заведений

культуры, в частности музеев, домов культуры, которые только начинают

создавать программы просветительской направленности для малышей и их

родителей.

Еже одной тенденцией современности стало привлечение ребенка к

разным видам художественной деятельности путем участия в разнообразных

проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий арт-

терапией. И если такая практика успешно налажена у наших зарубежных

коллег, то в нашей стране такая технология находится практически только

еще на этапе зарождения.

В каких же инновациях нуждается первое звено дошкольного

художественно-эстетического образования? Это расширение детских

заведений художественно-эстетического профиля и разработка и внедрение в

практику научно-методического обеспечения раннего развития детей

средствами различных видов искусств на основе единой концепции, чему

будет способствовать подготовка учебно-методических

комплектов(программы, пособия, дидактические материалы, аудио-

видеоматериалы). Распространение в России инновационного отечественного

и зарубежного опыта на базе современных технологий, которые

интегрируются с поликультурной, экологической и др. и необходимое

налаживание взаимодействия учреждений культуры с детскими

дошкольными заведениями, не только государственными, но и частными. что

приведет к разработке общих художественно-просветительских мероприятий.

Необходимо привлекать к работе родителей воспитанников для

распространения этнокультурных семейных традиций и создание с этой

целью на базе клубов, консультаций и разнообразных других форм помощи

родителям.

1.

2.

. – М.,1988.

3.

Эстетическое

воспитание

и

развитие

детей

дошкольного

возраста:

Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина

и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр

«Академия», 2002.-256с.

4.

Этнокультурное

и

поликультурное

воспитание

детей

дошкольного

возраста

/

Н.В.

Агафонов,

Д.А.

Хохряков,

В.А.

Миропольских,

Л.Д.

Степанова. М., 2003.-121с.

Отчет

магистранта заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

(магистерская программа "Управление дошкольным образованием")

2 курса группы 02021557

Жилинской Натальи Николаевны

За первый семестр были изучены более 50 информационных изданий

по проблеме исследования "Особенности художественно-эстетического

развития детей дошкольного возраста в условиях стандартизации

образования".

- журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольное образование",

"Педагогика", "От А до Я" и др.

-электронные ресурсы "Большой энциклопедический словарь", РГБ,

статьи по проблеме исследования и др.

-учебные пособия для вузов, воспитателей О. Ожерельева

"Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста",

Е. Торшилова "Дошкольное воспитание" и др.

-опыт педагогов Драпак Е. "Эстетическое развитие дошкольника"

-авторефераты по теме исследования.

Разработан план курсовой работы : первая глава - теоретические

основы художественно-эстетического развития старших дошкольников в

условиях стандартизации образования (основные тенденции в условиях

внедрения ФГОС дошкольного образования, инновационные подходы,

содержание и структура готовности педагога к реализации художественно-

эстетического развития дошкольников), вторая глава - экспериментальная

работа по изучению особенностей художественно-эстетического развития

детей в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области

(диагностика готовности педагога дошкольного образования к развитию

современных дошкольников).

Был разработан план магистерской работы : в первой главе разработаны

теоретические основы реализации технологии художественно-эстетического

развития дошкольников в условиях стандартизации образования , во второй

главе - опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей

развития детей в условиях стандартизации образования.

Все планируемые результаты были выполнены в срок.

Магистрант:__________ Жилинская Н.Н.

Научный руководитель:

К. пед. н., доц.__________Нагель О.П.



В раздел образования