Напоминание

Звук [ж], буква Жж


Автор: Стурова Людмила Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: План конспект логопедического занятия
Тема: Звук [ж], буква Жж
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект логопедического занятия по теме: звук [ж], буква Жж. Выполнила: учитель-логопед МБОУ гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж Стурова Людмила Степановна Тел. 252-21-37 Сот. тел. 8-910-283-46-60 Email: sturova.lyudmila@mail
План - конспект группового логопедического занятия

Тема: Звук [ж], буква Жж. Цель: Уточнение и закрепление знаний о звуке [ж] и букве Жж. Задачи: 1. Развивать умение выделять звук [ж] в слогах, словах, и предложени- ях; 2. соотносить звук с буквой; 3. упражнять в правильном написании сочетания жи; 4. в проверке написания парных звонких согласных на конце слова; 5. развивать навык звукобуквенного анализа; 6. развивать фонематический слух, логическое мышление, смысловую память, внимание; 7. работать над развитием речи, над обогащением и уточнением словар- ного запаса. Оборудование: карточка с печатной и письменной буквой Жж; элементы буквы ж; звуковые линейки; карточки с заданиями; схемы; карточка с сочетани- ем жи; презентация «Мир профессий». Ход занятия 1. Организационный момент. -Послушайте загадки и отгадайте их: «Рогат, да не бык Шесть ног без копыт». (Жук) Какое животное говорит про себя так: «У меня самая длинная шея. Длиннее шеи нет». (Жираф) 2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в тему. Проблемные вопросы. - Назовите первый звук в словах-отгадках. (Звук [ж]).
-Почему у нас получился только один звук? -Потому что звук [ж] всегда твёр- дый. -Кто догадался, какой звук будет сегодня у нас в гостях? -Звук [ж]. -Да, сегодня на занятии мы будем работать над звуком [ж]. -Вы будите учиться выделять звук [ж] в слогах, словах и предложениях; соотносить звук [ж] с бук- вой. 3. Артикуляция звука [ж], его характеристика. 1) Артикуляция звука [ж]. Работа перед зеркалом. При произнесении звука [ж]: -Язык в форме чашечки. Кончик языка поднят вверх по направлению к началу твёрдого нёба или альвеолам. Боковые края языка прижаты к верхним корен- ным зубам. Губы вытянуты вперёд и округлены. -Как образуется звук [ж] с голосом или без голоса? -Звук [ж] образуется с голосом. -Значит он звонкий. 2) Модель звука [ж], его характеристика. -Создайте модель звука [ж]. (Фото 1) По модели звука [ж] дайте характеристику этому звуку. -Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый, парный. Фото 1
4. Соотнесение звука [ж] с буквой. (На доске или на экране демонстрационная карточка с буквой ж). 1) Разбор элементов буквы ж. -Посмотрите на письменную букву ж. Из каких элементов она состоит? -Левый полуовал, соединение, короткая наклонная палочка, соединение, правый полуовал. 2) Конструирование буквы ж из её элементов. (Фото 2) Фото 2 Запись темы занятия. 5. Выделение буквы ж из ряда букв. Работа по карточке № 1. Задания 1, 2. (Зада- ние 1. Ответ: букв ж – 8). 6. Выделение звука и буквы ж в слогах. 1) Диктант слогов. -Выделите в словах слоги со звуком [ж], запишите их, букву ж подчеркните красным цветом. -Вспомните, как пишется сочетание жи. Логопед диктует слова: жара, железо, жуки, жаба, ножи, журавль, животное, жёлудь.
Проверка. Один ученик читает слоги, которые записали, дети проверяют их у себя в тетрадях. 2) Составление слов из слогов. Работа по карточке № 2. (Устно). 7. Выделение звука и буквы ж в словах. 1) -Посмотрите на экран и найдите картинки, в названиях которых есть звук [ж], запишите эти слова, сочетание жи подчеркните красным цветом. На экране картинки: книга, ежи, жираф, малина, жасмин, пенал, жилет, лыжи, лист, журнал). Проверка работы. 2) Определение места звука [ж] в словах по звуковой линейке. (Фото 3) Фото 3
Логопед диктует слова, а учащиеся по звуковой линейке находят место звука [ж]: ежи, медвежонок, лужа, ужи, пиджак, пирожок, важный, кожа, кружок, кор- жик. Физминутка. -А сейчас немного отдохнём. Будем делить апельсин. Но перед этим, послу- шайте задание. В словах нашей физминутки встречаются слова со звуком [ж]. Запомните эти слова. Апельсин. Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для бобра, А для волка … кожура. Он сердит на нас, беда Разбегайтесь кто куда. -Вспомните слова со звуком [ж]. -Кожура, ёж, стриж. 3). Подбор схемы к слову. (Фото 4) Фото 4
-Подберите схему к слову кожура и объясните свой выбор. (Слово кожура и несколько схем в конвертах на партах.). -В слове кожура сколько звуков, а букв? (6) -На каком месте стоит звук [ж]? -На третьем. 4) Проверка написания парных согласных на конце слова. -В словах ёж, стриж на конце слов происходит оглушение парного звонкого согласного. Поэтому, чтобы правильно написать эти слова, что мы должны сде- лать? -Их проверить. - Расскажите, как? -Ёж – ежи, стриж – стрижи. -Вот сейчас мы и посмотрим, все ли вы научились проверять парные согласные на конце слова. Для этого поиграем в игру «Ты учитель». 5) Игра «Ты учитель». Работа по карточке № 3. -Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки. Но прежде, чем исправлять ошибки, проверьте написание этих слов. Проверка работы. -Прочитайте слова, в которых нашли ошибки. Объясните, по- чему вы так считаете? 6) Уточнение и обогащение словарного запаса. Фото 5
-Сейчас мы отправляемся в мир профессий. Сегодня мы познакомимся с необычной и редкой профессией. Посмотрите на картинку. (Показывается 1-й слайд презентации). - Может кто-то знает, что это за профессия? (Ответы де- тей). - Это жокей. (Фото 5) -В словаре это слово объясняется так: «жокей – профессиональный наездник на скачках, специалист по подготовке и испытаниям верховых лошадей». -Сколько в этом слове гласных? Сколько в нём согласных? На каком месте стоит звук [ж]? (Ответы детей). -Запишите это слово в тетради. Проверьте, правильно ли вы его написали. (Слово записано на доске.) Объяснение значения слова скачки. 8. Выделение звука и буквы ж в предложениях. 1) -Давайте со словом жокей составим предложение. -Жокей участвует в скач- ках. -Запишите это предложение в тетрадь. -Вспомните, как пишем начало предложения, что ставим в конце предложения? -Подчеркните букву ж красным цветом. - Скажите, сколько слов в этом предложении? (4). 2) (Далее, идёт показ презентации.) - Посмотрите на экран, видите, сколько есть различных профессий. Назовите их. (Врач, пожарный, дворник, парикмахер, ху- дожник, продавец). -А сейчас назовите профессии, в названиях которых есть звук [ж]. -Пожарный, художник. -Составьте с этими словами предложения. Запиши- те эти предложения в тетрадь. -Посмотрите, как пишутся слова по- жарный, художник. (Слова записаны на доске или на экране.) -Подчеркните букву ж в предложениях красным цветом. Взаимопроверка тетрадей. 9. Итог занятия. -Над каким звуком сегодня работали? Дайте характеристику этого звука. Оценка работы. Вспомните профессии, в названиях которых есть звук [ж]. Какое задание понравилось больше всего? 10. Пароль на выход. Назвать слово со звуком [ж]. Карточки к уроку в приложении.

Список литературы
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», «Владос», М., 2001 Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», М., 1997 «Современный логопедический урок» Авт.-сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова «Учитель», Волгоград, 2011

Приложение

Карточка № 1
1. Сколько здесь букв ж ? З, Ж, С, Ж, Ж, Л, Ж, З, Ж, ж, с, Ж, м, Ж 2. Подчеркните букву ж в ряду букв красным цветом. К Х Ж А У М Ж Г Л Ж Ю М Ч Ж С Ж Д В Ж И Ф Ж Э Щ Ж К Ж Р П Ж К У Ц Ж Т М Э Ж Ю Д Я Ж Х У Ж Щ Ф Л Ж М Ж У К Ж З Т И М Ж С х, с, ж, к, н, г, ж, л, ж, и, ж, х, т, п, ж, р, д, ж
Карточка № 2
1. Из слогов составьте слова: на, жур, лы ло, жа, ба ржав, на, чи жу, ли, рав га, жи, ра жон, ры, глё
Подбор схем к слову кожура:



кожура






Карточка № 3
Игра «Ты учитель».

Исправьте ошибки, если это необходимо: ёж, корж, сторош, пляж, гараш, эташ, чиж, стриш, уш. _________________________________________________________


В раздел образования