Автор: Стурова Людмила Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: План конспект логопедического занятия Тема: Звук [ж], буква Жж Раздел: начальное образование
План-конспект логопедического занятия
по теме: звук [ж], буква Жж.
Выполнила: учитель-логопед МБОУ
гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж
Стурова Людмила Степановна
Тел. 252-21-37
Сот. тел. 8-910-283-46-60
Email: sturova.lyudmila@mail
План - конспект группового логопедического занятия
Тема: Звук [ж], буква Жж.
Цель: Уточнение и закрепление знаний о звуке [ж] и букве Жж.
Задачи:
1.
Развивать умение выделять звук [ж] в слогах, словах, и предложени-
ях;
2.
соотносить звук с буквой;
3.
упражнять в правильном написании сочетания жи;
4.
в проверке написания парных звонких согласных на конце слова;
5.
развивать навык звукобуквенного анализа;
6.
развивать фонематический слух, логическое мышление, смысловую
память, внимание;
7.
работать над развитием речи, над обогащением и уточнением словар-
ного запаса.
Оборудование: карточка с печатной и письменной буквой Жж; элементы
буквы ж; звуковые линейки; карточки с заданиями; схемы; карточка с сочетани-
ем жи; презентация «Мир профессий».
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Послушайте загадки и отгадайте их:
«Рогат, да не бык
Шесть ног без копыт».
(Жук)
Какое животное говорит про себя так:
«У меня самая длинная шея.
Длиннее шеи нет».
(Жираф)
2. Сообщение темы и цели занятия.
Введение в тему. Проблемные вопросы.
- Назовите первый звук в словах-отгадках. (Звук [ж]).
-Почему у нас получился только один звук? -Потому что звук [ж] всегда твёр-
дый. -Кто догадался, какой звук будет сегодня у нас в гостях? -Звук [ж].
-Да, сегодня на занятии мы будем работать над звуком [ж]. -Вы будите учиться
выделять звук [ж] в слогах, словах и предложениях; соотносить звук [ж] с бук-
вой.
3. Артикуляция звука [ж], его характеристика.
1) Артикуляция звука [ж].
Работа перед зеркалом. При произнесении звука [ж]:
-Язык в форме чашечки. Кончик языка поднят вверх по направлению к началу
твёрдого нёба или альвеолам. Боковые края языка прижаты к верхним корен-
ным зубам. Губы вытянуты вперёд и округлены.
-Как образуется звук [ж] с голосом или без голоса?
-Звук [ж] образуется с голосом. -Значит он звонкий.
2) Модель звука [ж], его характеристика.
-Создайте модель звука [ж]. (Фото 1) По модели звука [ж] дайте характеристику
этому звуку. -Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый, парный.
Фото 1
4. Соотнесение звука [ж] с буквой.
(На доске или на экране демонстрационная карточка с буквой ж).
1) Разбор элементов буквы ж.
-Посмотрите на письменную букву ж. Из каких элементов она состоит?
-Левый полуовал, соединение, короткая наклонная палочка, соединение, правый
полуовал.
2) Конструирование буквы ж из её элементов. (Фото 2)
Фото 2
Запись темы занятия.
5. Выделение буквы ж из ряда букв. Работа по карточке № 1. Задания 1, 2. (Зада-
ние 1. Ответ: букв ж – 8).
6. Выделение звука и буквы ж в слогах.
1) Диктант слогов.
-Выделите в словах слоги со звуком [ж], запишите их, букву ж подчеркните
красным цветом. -Вспомните, как пишется сочетание жи.
Логопед диктует слова: жара, железо, жуки, жаба, ножи, журавль, животное,
жёлудь.
Проверка. Один ученик читает слоги, которые записали, дети проверяют их у
себя в тетрадях.
2) Составление слов из слогов. Работа по карточке № 2. (Устно).
7. Выделение звука и буквы ж в словах.
1) -Посмотрите на экран и найдите картинки, в названиях которых есть звук [ж],
запишите эти слова, сочетание жи подчеркните красным цветом.
На экране картинки: книга, ежи, жираф, малина, жасмин, пенал, жилет, лыжи,
лист, журнал).
Проверка работы.
2) Определение места звука [ж] в словах по звуковой линейке. (Фото 3)
Фото 3
Логопед диктует слова, а учащиеся по звуковой линейке находят место звука
[ж]: ежи, медвежонок, лужа, ужи, пиджак, пирожок, важный, кожа, кружок, кор-
жик.
Физминутка.
-А сейчас немного отдохнём. Будем делить апельсин. Но перед этим, послу-
шайте задание. В словах нашей физминутки встречаются слова со звуком [ж].
Запомните эти слова.
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для бобра,
А для волка … кожура.
Он сердит на нас, беда
Разбегайтесь кто куда.
-Вспомните слова со звуком [ж]. -Кожура, ёж, стриж.
3). Подбор схемы к слову. (Фото 4)
Фото 4
-Подберите схему к слову кожура и объясните свой выбор. (Слово кожура и
несколько схем в конвертах на партах.). -В слове кожура сколько звуков, а букв?
(6) -На каком месте стоит звук [ж]? -На третьем.
4) Проверка написания парных согласных на конце слова.
-В словах ёж, стриж на конце слов происходит оглушение парного звонкого
согласного. Поэтому, чтобы правильно написать эти слова, что мы должны сде-
лать? -Их проверить. - Расскажите, как? -Ёж – ежи, стриж – стрижи. -Вот
сейчас мы и посмотрим, все ли вы научились проверять парные согласные на
конце слова. Для этого поиграем в игру «Ты учитель».
5) Игра «Ты учитель». Работа по карточке № 3.
-Внимательно прочитайте слова, исправьте ошибки. Но прежде, чем исправлять
ошибки, проверьте написание этих слов.
Проверка работы. -Прочитайте слова, в которых нашли ошибки. Объясните, по-
чему вы так считаете?
6) Уточнение и обогащение словарного запаса.
Фото 5
-Сейчас мы отправляемся в мир профессий. Сегодня мы познакомимся с
необычной и редкой профессией. Посмотрите на картинку. (Показывается 1-й
слайд презентации). - Может кто-то знает, что это за профессия? (Ответы де-
тей). - Это жокей. (Фото 5)
-В словаре это слово объясняется так: «жокей – профессиональный наездник на
скачках, специалист по подготовке и испытаниям верховых лошадей».
-Сколько в этом слове гласных? Сколько в нём согласных? На каком месте стоит
звук [ж]? (Ответы детей). -Запишите это слово в тетради. Проверьте, правильно
ли вы его написали. (Слово записано на доске.)
Объяснение значения слова скачки.
8. Выделение звука и буквы ж в предложениях.
1) -Давайте со словом жокей составим предложение. -Жокей участвует в скач-
ках. -Запишите это предложение в тетрадь. -Вспомните, как пишем начало
предложения, что ставим в конце предложения? -Подчеркните букву ж красным
цветом. - Скажите, сколько слов в этом предложении? (4).
2) (Далее, идёт показ презентации.) - Посмотрите на экран, видите, сколько есть
различных профессий. Назовите их. (Врач, пожарный, дворник, парикмахер, ху-
дожник, продавец). -А сейчас назовите профессии, в названиях которых есть
звук [ж]. -Пожарный, художник. -Составьте с этими словами предложения.
Запиши- те эти предложения в тетрадь. -Посмотрите, как пишутся слова по-
жарный, художник. (Слова записаны на доске или на экране.) -Подчеркните
букву ж в предложениях красным цветом.
Взаимопроверка тетрадей.
9. Итог занятия. -Над каким звуком сегодня работали? Дайте характеристику
этого звука. Оценка работы. Вспомните профессии, в названиях которых есть
звук [ж]. Какое задание понравилось больше всего?
10. Пароль на выход. Назвать слово со звуком [ж].
Карточки к уроку в приложении.
Список литературы
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов», «Владос», М., 2001
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников», «Владос», М., 1997
«Современный логопедический урок» Авт.-сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова
«Учитель», Волгоград, 2011
Приложение
Карточка № 1
1.
Сколько здесь букв ж ?
З, Ж, С, Ж, Ж, Л, Ж, З, Ж, ж, с, Ж, м, Ж
2.
Подчеркните букву ж в ряду букв красным цветом.
К Х Ж А У М Ж Г Л Ж Ю М Ч Ж С Ж Д В Ж И
Ф Ж Э Щ Ж К Ж Р П Ж К У Ц Ж Т М Э Ж Ю Д
Я Ж Х У Ж Щ Ф Л Ж М Ж У К Ж З Т И М Ж С
х, с, ж, к, н, г, ж, л, ж, и, ж, х, т, п, ж, р, д, ж
Карточка № 2
1.
Из слогов составьте слова:
на, жур, лы ло, жа, ба
ржав, на, чи жу, ли, рав
га, жи, ра жон, ры, глё
Подбор схем к слову кожура:
кожура
Карточка № 3
Игра «Ты учитель».
Исправьте ошибки, если это необходимо:
ёж, корж, сторош, пляж, гараш, эташ, чиж, стриш, уш.
_________________________________________________________