Автор: Гребенюков Петр Михайлович
Должность: учитель истории, обществознания и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание учащихся школы"
Раздел: полное образование
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Краснодара
Гребенюков Петр Михайлович
Духовно – нравственное воспитание учащихся школы
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.
Память формирует духовную крепость человека».
В.П. Белов
Разве можно воспитать гражданина своего Отечества, не зная своей истории?
Уроки истории всегда были призваны способствовать духовно-нравственному воспи-
танию подрастающего поколения, воспитанию патриотизма и гражданственности уча-
щихся школы, что является одной из приоритетных задача для педагога. А уроки исто -
рии России – это благодатный материал. Ведь познавая свою Родину, дети переживают
чувство любви к ней, а в нынешнее, очень неспокойное время - чувство тревоги за ее
настоящее и будущее.
Духовно-нравственное
воспитание
–
это
приобщение
детей
к
нравственным
ценностям: добро, долг, верность, благородство, отзывчивость, милосердие; это про-
буждение и развитие их нравственных чувств: сострадания, любви и веры. Сложность
данной задачи воспитания объясняется тем, что процесс нравственного воспитания
происходит невидимо, незаметно, в недрах души. И часто плоды этого воспитания
проявляются не сразу. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый его
урок стал уроком нравственности.
Учебные предметы и история и обществознание имеют широкие возможности
для нравственного воспитания учащихся. На этих уроках, как нигде, уместны дискус-
сия и споры. Они способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зре -
ния, работать в группах, быть толерантными и коммуникативными, а это тоже каче-
ства гражданина. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их
добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приори-
тетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказа-
ния. История - это живая сила слова, которая воспитывает Патриота и Гражданина.
Патриотическое воспитание учащихся школы должно осуществляться на приме-
рах героической борьбы и подвигов россиян. Жаль, что современные программы, на
мой взгляд, очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812
года», «Великая Отечественная война» и т.д. А ведь именно уроки по этим темам дают
возможность учителю прививать чувство любви к Родине, к ее героическому прошло-
му. Яркий рассказ учителя о событиях того времени, сообщения учащихся о судьбах их
участников, использование поэтических и музыкальных произведений, просмотр от-
рывков документальных и художественных фильмов, подготовка силами учащихся
презентаций – все это эмоциональный настрой уроков.
Практически ни один урок истории не проходит у меня без изучения достойных
исторических личностей. На примерах таких людей воспитываются идеалы служения
своему Отечеству. Я много внимания уделяю изучению крупнейших сражений, в том
числе судьбоносных для нашей Родины. Чтобы понимать силу духа русского человека,
можно привести ребятам слова известного педагога В.А. Сухомлинского, который пи-
сал своему сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить,
сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить не-
льзя».
Я стремлюсь использовать в своей работе по патриотическому воспитанию и тот
безграничный потенциал, который несет в себе кубановедение: глубокие знания о сво -
ей малой Родине, о своем крае, которые способствуют формированию любви к ней, бе-
режному отношению ко всему, что создано предшествующими поколениями.
Изучая Великую Отечественную войну, мы с учащимися много говорим о своих
родных и близких, о тех, кому довелось пройти по фронтовым дорогам войны. Такие
уроки оказывают очень сильное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают у них
чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории нашей
Родины и заставляют гордиться их подвигами.
Заряд патриотизма и чувство гордости несут внеурочные мероприятия, такие
как: несение вахты памяти на посту № 1 у Огня вечной славы; участие в акции
«Бессмертный полк»; возложение цветов к памятникам воинов-освободителей; пригла-
шение ветеранов ВОВ и участников вооруженных конфликтов; инсценировки песен
времен Великой Отечественной войны; конкурсы поэзии военных лет; совместные ме-
роприятия с детской библиотекой № 4 и юношеской библиотекой им. Гончарова; уча-
стие в ежегодном мероприятии «Платок с фронта», где ребята вышивают на больших
прямоугольных отрезах ткани фамилии, имена, отчества и даты жизни своих родных –
участников Великой Отечественной войны. Этими платками украшают коридоры шко-
лы дважды в год: в рамках месячника патриотического воспитания, проводимого в
феврале и к 9 мая. А также проведение таких мероприятий, как викторина: «Символы
России»; мультимедийный урок «История Российских наград и современные награ-
ды»;
исторический
КВН;
научно-практическая
конференция,
посвященная
ВОВ;
брейн-ринг «Богатыри России»; участие в военно-патриотической игре «Зарница»;
ежегодные конкурсы рисунков, газет, боевых листков; исполнение собственных поэти-
ческих произведений, посвященных Великой Отечественной войне и дню освобожде-
ния города Краснодара от фашистских захватчиков. В ходе этих мероприятий у ребят
воспитывается чувство любви к Родине, к своему народу, верность гражданскому и
воинскому долгу.
Несколько лет назад с помощью учащихся школы я оформил в рамках кубановеде-
ния музейную комнату. Мной был подготовлен и внедрен школьный социальный
проект «Истории нашей школы». Учащихся используют различные формы творче-
ских работ: пишут отчеты, доклады, исследовательские работы, презентации по темам:
«Из семейного архива», «Моя родословная», «Память военных лет», «Афганистан бо-
лит в душе моей…» и др. Ребята с удовольствием иллюстрируют свои работы рисунка-
ми и фотографиями из семейного архива.
Стараюсь использовать все имеющиеся в моем распоряжении средства, чтобы
привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю и городу, к сво-
ей семье, чтобы воспитать каждого из них Гражданином своей страны. А без этого у
нашего общества не может быть достойного будущего.
Закончить мне хотелось бы словами академика Д.С. Лихачёва: «Мы свободны – и
именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы
не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна
традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достой-
но».