Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание учащихся школы"


Автор: Гребенюков Петр Михайлович
Должность: учитель истории, обществознания и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание учащихся школы"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Краснодара

Гребенюков Петр Михайлович

Духовно – нравственное воспитание учащихся школы

«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.

Память формирует духовную крепость человека».

В.П. Белов

Разве можно воспитать гражданина своего Отечества, не зная своей истории?

Уроки истории всегда были призваны способствовать духовно-нравственному воспи-

танию подрастающего поколения, воспитанию патриотизма и гражданственности уча-

щихся школы, что является одной из приоритетных задача для педагога. А уроки исто -

рии России – это благодатный материал. Ведь познавая свою Родину, дети переживают

чувство любви к ней, а в нынешнее, очень неспокойное время - чувство тревоги за ее

настоящее и будущее.

Духовно-нравственное

воспитание

это

приобщение

детей

к

нравственным

ценностям: добро, долг, верность, благородство, отзывчивость, милосердие; это про-

буждение и развитие их нравственных чувств: сострадания, любви и веры. Сложность

данной задачи воспитания объясняется тем, что процесс нравственного воспитания

происходит невидимо, незаметно, в недрах души. И часто плоды этого воспитания

проявляются не сразу. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый его

урок стал уроком нравственности.

Учебные предметы и история и обществознание имеют широкие возможности

для нравственного воспитания учащихся. На этих уроках, как нигде, уместны дискус-

сия и споры. Они способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зре -

ния, работать в группах, быть толерантными и коммуникативными, а это тоже каче-

ства гражданина. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их

добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.

В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приори-

тетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказа-

ния. История - это живая сила слова, которая воспитывает Патриота и Гражданина.

Патриотическое воспитание учащихся школы должно осуществляться на приме-

рах героической борьбы и подвигов россиян. Жаль, что современные программы, на

мой взгляд, очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812

года», «Великая Отечественная война» и т.д. А ведь именно уроки по этим темам дают

возможность учителю прививать чувство любви к Родине, к ее героическому прошло-

му. Яркий рассказ учителя о событиях того времени, сообщения учащихся о судьбах их

участников, использование поэтических и музыкальных произведений, просмотр от-

рывков документальных и художественных фильмов, подготовка силами учащихся

презентаций – все это эмоциональный настрой уроков.

Практически ни один урок истории не проходит у меня без изучения достойных

исторических личностей. На примерах таких людей воспитываются идеалы служения

своему Отечеству. Я много внимания уделяю изучению крупнейших сражений, в том

числе судьбоносных для нашей Родины. Чтобы понимать силу духа русского человека,

можно привести ребятам слова известного педагога В.А. Сухомлинского, который пи-

сал своему сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить,

сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить не-

льзя».

Я стремлюсь использовать в своей работе по патриотическому воспитанию и тот

безграничный потенциал, который несет в себе кубановедение: глубокие знания о сво -

ей малой Родине, о своем крае, которые способствуют формированию любви к ней, бе-

режному отношению ко всему, что создано предшествующими поколениями.

Изучая Великую Отечественную войну, мы с учащимися много говорим о своих

родных и близких, о тех, кому довелось пройти по фронтовым дорогам войны. Такие

уроки оказывают очень сильное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают у них

чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории нашей

Родины и заставляют гордиться их подвигами.

Заряд патриотизма и чувство гордости несут внеурочные мероприятия, такие

как: несение вахты памяти на посту № 1 у Огня вечной славы; участие в акции

«Бессмертный полк»; возложение цветов к памятникам воинов-освободителей; пригла-

шение ветеранов ВОВ и участников вооруженных конфликтов; инсценировки песен

времен Великой Отечественной войны; конкурсы поэзии военных лет; совместные ме-

роприятия с детской библиотекой № 4 и юношеской библиотекой им. Гончарова; уча-

стие в ежегодном мероприятии «Платок с фронта», где ребята вышивают на больших

прямоугольных отрезах ткани фамилии, имена, отчества и даты жизни своих родных –

участников Великой Отечественной войны. Этими платками украшают коридоры шко-

лы дважды в год: в рамках месячника патриотического воспитания, проводимого в

феврале и к 9 мая. А также проведение таких мероприятий, как викторина: «Символы

России»; мультимедийный урок «История Российских наград и современные награ-

ды»;

исторический

КВН;

научно-практическая

конференция,

посвященная

ВОВ;

брейн-ринг «Богатыри России»; участие в военно-патриотической игре «Зарница»;

ежегодные конкурсы рисунков, газет, боевых листков; исполнение собственных поэти-

ческих произведений, посвященных Великой Отечественной войне и дню освобожде-

ния города Краснодара от фашистских захватчиков. В ходе этих мероприятий у ребят

воспитывается чувство любви к Родине, к своему народу, верность гражданскому и

воинскому долгу.

Несколько лет назад с помощью учащихся школы я оформил в рамках кубановеде-

ния музейную комнату. Мной был подготовлен и внедрен школьный социальный

проект «Истории нашей школы». Учащихся используют различные формы творче-

ских работ: пишут отчеты, доклады, исследовательские работы, презентации по темам:

«Из семейного архива», «Моя родословная», «Память военных лет», «Афганистан бо-

лит в душе моей…» и др. Ребята с удовольствием иллюстрируют свои работы рисунка-

ми и фотографиями из семейного архива.

Стараюсь использовать все имеющиеся в моем распоряжении средства, чтобы

привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю и городу, к сво-

ей семье, чтобы воспитать каждого из них Гражданином своей страны. А без этого у

нашего общества не может быть достойного будущего.

Закончить мне хотелось бы словами академика Д.С. Лихачёва: «Мы свободны – и

именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы

не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна

традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достой-

но».



В раздел образования