Автор: Яковенко Олег Станиславович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: осуществляющий частную педагогическую практику
Населённый пункт: в городе Самара, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Структурные компоненты и основное содержание современных школьных программ по обществознанию"
Раздел: полное образование
«Структурные компоненты и основное содержание современных школьных
программ по обществознанию».
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………..3
2. Структурные компоненты и основное содержание современных
школьных программ по обществознанию…………………………….4-17
2.1 Пояснительная записка………………………………………………....4-6
2.2 Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» …….7
2.3 Описание места учебного предмета «Обществознание» в
учебном плане……………………………………………………………7
2.4 Личностные, Метапредметные и предметные результаты……………8-11
освоения учебного предмета «Обществознание» ………,,……………12-14
2.5 Содержание учебного предмета «Обществознание» …………………14-16
2.6 Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса……………………………….…17
2.7 Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Обществознание»………………………………………………………….17
3.Заключение………………………………………………………………..18
4.Список литературы……………………………………………………….18
2
Введение:
Целью
данной
работы
является
возможность
познакомиться
с
основными
структурными компонентами и базовым содержанием современной школьной
программы по обществознанию.
Изучение курса обществознания в основной школе, прежде всего, направлено
на достижение следующих целей:
развитие личности в период социального взросления человека (10 -15
лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной, экономической и правовой информации, а также
определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
во с п и т а н и е
о б щ е р о с с и й с ко й
и д е н т и ч н о с т и ,
г р а ж д а н с ко й
ответственности,
уважения
к
социальным
нормам;
приверженности
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
закрепленным
в
Конституции РФ;
освоение
на
уровне
функциональной
грамотности
системы
знаний,
необходимых
для
социальной
адаптации:
об
обществе;
основных
социальных
ролях;
о
позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах
человеческой
деятельности;
способах
регулирования
общественных
отношений;
механизмах
реализации
и
защиты
прав
человека и гражданина;
формирование
опыта
применения
полученных
знаний
для
решения
типичных
задач
в
области
социальных
отношений;
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности;
межличностных
отношений;
отношений
между
людьми
различных
национально стей
и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
3
2. Структурные компоненты и содержание современных
школьных программ по обществознанию.
2.1. Пояснительная записка.
Рабочая
программа
составляется
на
основе
следующих
нормативных
документов:
1.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.12.2010
№
1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Примерная программа по учебному предмету. Обществознание.5-9 классы:
-2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
3. Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5-9
класс»», издательство «Просвещение», 2014 г.
4. Учебный план школы.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие
на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её
интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские
годы,
расценивается
как
одна
из
ведущих
целей
среднего
образования.
Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством
социализации
личности.
Именно
на
уроках
обществознания
школьники
получают представления и основы научных знаний об устройстве современного
общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной
регуляции,
способах
взаимодействия
личности
и
общества,
типичных
социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление
личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к
таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления
об
отношениях
между
гражданами,
а
также
между
гражданином
и
государством;
оправдавшие
себя
в
гражданских
отношениях
способы
деятельности,
практические
умения,
модели
гражданского
поведения,
одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего
ценности,
представленные
в
Конституции
Российской
Федерации;
опыт
самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и
4
публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это
позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание
содержит
значительный
потенциал
для
столь
востребованного
в
современном
обществе
нравственного
воспитания
подрастающих
поколений.
Только
в
этом
учебном
предмете
нравственные
нормы,
внутренние
и
внешние
условия
их
реализации
являются
непосредственным
объектом
изучения.
Избежать
опасного
в
нравственном
просвещении
ригоризма
и
дидактизма
помогает
заложенная
в
предмете
установка
на
постоянное
обращение
к
личному
духовному,
нравственному
опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании
социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с
ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность
ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из
него
необходимую
информацию,
использовать
базовые
операции
для
её
обработки;
умение
применять
полученные
знания
для
решения
не
только
учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для
осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях
общественной жизни.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том,
чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
•
во спит анию
общеро ссийской
идентично сти,
п ат р и о т и з м а ,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
в Конституции Российской Федерации;
•
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом
возрасте,
повышению
уровня
ее
духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;
формированию
способности
к
личному
самоопределению,
с аморе а лизации,
самоконтроля;
повышению
мотивации
к
высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
•
формированию
у
учащихся
целостной
картины
общества,
адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников
младшего
и
среднего
подросткового
возраста;
освоению
5
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и
о
социальных
институтах,
о
формах
регулирования
общественных
отношений,
которые
необходимы
для
взаимодействия
с
социальной
средой
и
выполнения
типичных
социальных
ролей
человека
и
гражданина;
•
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников
и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоению
ими
спо собов
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
•
формированию
у
учащихся
опыта
применения
полученных
знаний
и
умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
для
решения
типичных
задач
в
области
социальных
отношений;
для
осуществления
гражданской
и
общественной
деятельности,
развития
межличностных
отношений,
включая
отношения
между
людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий,
а
также
в
семейно-
бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других
людей
с
нравственными
ценностями
и
нормами
поведения,
установленными
законом;
для
содействия
правовыми
способами
и
средствами защите правопорядка в обществе.
6
2.2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом
которого
являются
научные
знания
о
человеке
и
об
обществе,
о
влиянии
социальных
факторов
на
жизнь
каждого
человека.
Их
раскрытие,
интерпретация,
оценка
базируются
на
результатах
исследований,
научном
аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория,
политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а
также на знании философии.
Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание»,
многоаспектность
изучения
его
предмета
—
общественной
жизни
—
обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется
и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе
акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую
подготовку
учащихся
в
начальных
классах
в
рамках
учебного
предмета
«Окружающий
мир».
Полнота
и
глубина
раскрытия
содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены
познавательными
возможностями
учащихся
младшего
и
среднего
подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития
рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
2.3. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Часы
для
учебного
предмета
«Обществознание»
в
учебном
плане
(инвариантная часть) могут быть распределены следующим образом:
Класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
9
1
34
7
2.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Обществознание».
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми
при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
•
внутренняя мотивация и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
•
заинтересованность
не
только
в
личном
успехе,
но
и
в
развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
•
ценностные
ориентиры,
основанные
на
идеях
патриотизма,
любви
и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам
как
высшей
ценности;
на
стремлении
к
укреплению
исторически
сложившегося
государственного
единства;
на
признании
равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности
для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственно-сти за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные
результаты
изучения
обществознания
выпускниками
основной школы проявляются в:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно
в контексте сложившихся реалий
•
и возможных перспектив;
•
способности
анализировать
реальные
социальные
ситуации,
выбирать
адекватные
способы
деятельности
и
модели
поведения
в
рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и
др.);
•
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием
проектной
деятельности
на
уроках
и
в
доступной
социальной практике,
8
Эти навыки могут быть направлены на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск
и
извлечение
нужной
информации
по
заданной
теме
в
адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом
мнения
других
людей,
в
том
числе
для
корректировки
собственного
поведения
в
окружающей
среде;
выполнение
в
повседневной
жизни
этических
и
правовых
норм,
экологических
требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными
результатами
освоения
выпускниками
основной
школы
содержания
программы
по
обществознанию
являются
знания
в
различных
сферах жизнедеятельности, а именно:
В познавательной сфере:
•
относительно
целостное
представление
об
обществе
и
о
человеке,
о
сферах
и
областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах
деятельности людей;
•
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания
наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,
правоведения,
этики,
социальной
психологии
и
философии;
умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
•
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения
старшими
подростками
основных
социальных
ролей
в
пределах своей дееспособности;
•
умения
находить
нужную
социальную
информацию
в
различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
9
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
В ценностно-мотивационной сфере:
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных
социальных
ситуаций,
установка
на
необходимость
руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
патриотизму и гражданственности;
В трудовой сфере:
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
п р а в о в ы х
н о р м ,
р е г ул и р у ю щ и х
т р уд о ву ю
д е я т е л ь н о с т ь
несовершеннолетних;
•
понимание
значения
трудовой
деятельности
для
личности
и
для
общества;
В эстетической сфере:
•
понимание
специфики
познания
мира
средствами
искусства
в
соотнесении с другими способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
В коммуникативной сфере:
•
знание
определяющих
признаков
коммуникативной
деятельности
в
сравнении с другими видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
10
•
понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог,
участвовать
в
дискуссии,
аргументировать
собственную
точку
зрения;
•
знакомство
с
отдельными
приемами
и
техниками
преодоления
конфликтов.
2. 5. Содержание учебного предмета «Обществознание».
ПОЛИТИКА (9 часов).
•
Политика
и
власть.
Роль
политики
в
жизни
общества.
Основные
направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и
признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства:
формы
правления,
территориально-государственное
устройство.
Внутренние и внешние функции государства.
•
Политический
режим.
Демократия,
авторитаризм
и
тоталитаризм.
Демократические ценности.
•
Развитие демократии в современном мире.
•
Гражданское
общество
и
правовое
государство.
Условия
и
пути
становления гражданского общества
•
и
правового
государства
в
Российской
Федерации.
Местное
самоуправление.
•
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе.
•
Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического
экстремизма.
•
Политические
партии
и
движения,
их
роль
в
общественной
жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
•
Средства
массовой
информации
в
политической
жизни.
Влияние
на
политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в
предвыборной борьбе.
ПРАВО (20 часов).
•
Право и его роль в жизни общества и государства.
•
Принципы права. Субъекты права.
11
•
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды
нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).
•
Система законодательства. Правовая информация.
•
Правоотношения
как
форма
общественных
отношений.
Виды
правоотношений.
Ст руктура
правоотношений.
У ч а с т н и к и
правоотношения.
Понятие
правоспособности
и
дееспособности.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
•
Признаки
и
виды
правонарушений.
Понятие,
виды
и
принципы
юридической ответственности. Правомерное поведение.
•
Понятие прав, свобод и обязанностей.
•
Презумпция невиновности.
•
Конституция Российской Федерации. Основы
•
конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.
•
Федеративное
устройство
России.
Президент
Российской
Федерации.
Органы законодательной и исполнительной
•
власти в Российской Федерации.
•
Конституционные
основы
судебной
системы
Российской
Федерации.
П р а в о ох р а н и т е л ь н ы е
о р г а н ы .
Суд е б н а я
с и с т е ма
Р о с с и и .
Конституционный
суд
Российской
Федерации.
Система
судов
общей
юрисдикции.
Прокуратура.
Адвокатура.
Нотариат.
Милиция.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
•
Гражданство.
Понятие
гражданства
Российской
Федерации.
Права
и
свободы человека и гражданина в России, их
•
гарантии.
Конституционные
обязанности
гражданина.
Международно-
правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия
свободы личности в современном обществе.
•
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
•
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
•
Правовые
основы
гражданских
правоотношений.
Физические
и
юридические
лица.
Правоспособность
и
дееспособность
участников
гражданских
правоотношений.
Дееспособность
несовершеннолетних.
Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
•
Жилищные правоотношения.
•
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права
и обязанности родителей и детей.
•
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на
образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального
и
среднего
профессионального
образования.
Дополнительное
образование детей.
12
•
Право
на
труд.
Трудовые
правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
•
А д м и н и с т р ат и в н ы е
п р а в о о т н о ш е н и я .
А д м и н и с т р а т и в н о е
правонарушение. Виды административных наказаний.
•
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона
и крайняя необходимость. Основания
•
привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Понятие
и
цели
уголовного
наказания. Виды наказаний.
•
Пределы допустимой самообороны.
2.6.
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса.
Название
Аннотация
1.
Обществознание.
9
класс:
учебник
д л я
общеобразовательных
о р г а н и з а ц и й
с
п р и л о ж е н и е м
н а
электрон.
н о с и т е л е /
(Л.Н.
Боголюбов,
А.И.
Матвеев, Е.И. Жильцова
и
др.);
под
ред.
Л.Н.
Б о г о л ю б о в а .
– М . :
Просвещение,
2014.-
208 с.
Данный учебник завершает курс обществознания
для основной школы, созданный в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования
и
рабочими
программами
к
предметной
линии
учебников
«Обществознание.
5-9
классы»
под
редакцией
Л.Н.
Боголюбова
и
др.
С
учетом
возрастных
особенностей
учащихся
в
учебнике
рассматриваются
вопросы
политики
и
права.
Содержание
книги
направлено
на
гражданское
воспитание,
развитие
познавательных
интересов
школьников,
формирование
у
них
универсальных
учебных действий. Электронное приложение на CD
содержит
дополнительные
материалы
к
каждому
параграфу учебника.
2.
Обществознание.
9
класс. Рабочая тетрадь к
учебнику
Боголюбова
Л.Н. - Митькин А.С. 2-е
изд.,
перераб.
и
доп.
-
М.: 2015. — 112 с.
Данное
пособие
полностью
соответ ствует
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
(второго
поколения).
Рабочая
тетрадь
соответствует содержанию и структуре учебника по
обществознанию
для
9
класса
под
ред.
Л.Н.
Боголюбова, А.И. Матвеева. В нее включено большое
количество
разнообразных
по
форме
и
уровню
сложности заданий, с помощью которых учащиеся
повторяют
и
углубляют
полученные
на
уроках
знания, закрепляют и совершенствуют необходимые
умения и навыки, а учитель на практике реализует
новые стандарты. В рабочей тетради много заданий,
составленных
по
типу
заданий
Основного
13
государственного
экзамена.
Рабочая
тетрадь
предназначена
учащимся
9
классов,
учителям
и
методистам.
3.
Обществознание.
9
к л а с с .
П о у р о ч н ы е
разработки. Боголюбов
Л.Н.,
Жильцова
Е.И.
и
др. М.: 2014. — 176 с.
Пособие входит в учебно-методический комплект по
курсу
"Обществознание"
для
9
класса,
созданный
авторским коллективом под руководством академика
РАО Л.Н. Боголюбова. Рекомендации подготовлены к
новому учебнику "Обществознание" для 9 класса,
соответствующему
требованиям
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования. В пособие включены
различные
варианты
организации
уроков
с
использованием
в
образовательном
процессе
современных
информационно-коммуникационных
технологий, методов проектной и исследовательской
деятельности.
Особое
внимание
авторы
уделили
реализации
системно-деятельностного
подхода
в
обучении
и
развитию
у
учащихся
универсальных
учебных действий. В книге педагог найдёт советы по
организации индивидуальной и групповой учебной
деятельности. Пособие предназначено для учителей
общеобразовательных организаций.
4.
П р ом е ж у точ н а я
а т т е с т а ц и я
п о
обществознанию.
6-9
классы. Боголюбов Л.Н.
и др. М.: 2010. — 157 с.
В книге представлены различные виды и варианты
проверочных
заданий
по
всему
курсу
основной
школы
(6–9
классы),
формулировка
которых
соответствует
программе
курса
и
содержанию
учебников, подготовленных авторским коллективом
под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова.
Пособие включает в себя контрольно-измерительные
материалы по обществознанию для основной школы
и помогает подготовиться к сдаче ЕГЭ в старших
классах.
5.
Обществознание.
9
к л а с с .
6 0
диагностических
вариантов. Котова О.А.,
Лискова
Т.Е.
М.:
2012.
— 128 с.
Пособие
содержит
материалы
для
проведения
оперативной диагностики уровня освоения учебного
материала
в
виде
самостоятельных
проверочных
работ
по
основным
блокам
всех
тем
курса
обще ствознания
9
класса.
Каждая
р а б о т а
представлена
в
4
вариантах
и
рассчитана
на
15
минут. Форма заданий в предложенных вариантах
соответствует
форме
заданий
экзаменационной
работы Государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Таким
образом,
пособие
позволяет
сочетать
постоянную текущую проверку освоения учащимися
14
учебного
материала
с
их
с ис т е мат ич е с кой
подготовкой к экзамену в новой форме. Оно будет
полезно также и при самоподготовке школьников.
6.
Обществознание.
9
класс.
Тематиче ские
контрольные
работы.
Тетрадь для выполнения
заданий. Альхова Т.А. и
др. 2-е изд., перераб. и
доп. - Р. на Д.: 2013. —
80 с.
Предлагаемое пособие представляет собой сборник
т е м а т и ч е с к и х
к о н т р о л ь н ы х
р а б о т
п о
обществознанию
для
проверки
образовательных
достижений
обучающихся,
которые
составлены
с
учётом требований нового ФГОС основного общего
образования. Пособие оформлено в виде тетради и
может использоваться не только для контроля, но и
для
тренировки
и
закрепления
пройденного
материала на уроках и дома. Кроме того, издание
предназначено для заблаговременной подготовки к
ОГЭ-9 по темам «Социальная сфера», «Политика»,
«Право».
В
настоящее
издание
включены
по
2
варианта
входных
диагностических
и
итоговых
контрольных
работ,
что
позволяет
сдел ать
завершённым
процесс
тренировки
и
контроля
учебных
достижений
по
представленным
в
книге
текстам.
Пособие
адресовано
прежде
вс его
обучающимся
для
организованной
работы
под
руководством учителя, а также самим педагогам и
методистам.
Технические средства обучения.
- Ноутбук.
Материально-техническое обеспечение.
-Комплект школьной мебели (15 парт, 30 стульев.)
2.7. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
•
Способы взаимодействия человека с другими людьми;
•
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
уметь
15
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально - деятельное существо; основные социальные роли;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять
их общие черты и различия;
Приводить
примеры
социальных
отношений;
ситуаций,
регулируемых
различными
видами
социальных
норм;
деятельности
людей
в
различных
сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных
ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации
и
защиты
прав
человека
и
гражданина,
осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
3.Заключение
Используя
основные
структурные
компоненты
и
основное
содержание
современных школьных программ по обществознанию.
Рабочая программа,
составленная учителем, позволяет в полной мере раскрыть все темы данного
учебного курса.
4.Список литературы
16
1.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17.12.2010
№
1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Примерная программа по учебному предмету. Обществознание.5-9 классы:
-2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
3. Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5-9
класс»», издательство «Просвещение», 2014 г.