Автор: Юдина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия № 155" Центрального района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Занимательная математика" в 1 классе.
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для внеурочной деятельности младших школьников( 1 - 4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего
школьника, обучение решению математических задач творческого
и
поискового
характера
будет
проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может
б ы т ь кружок
«Занимательная
математика»,
расширяющий
математический кругозор и эрудицию
учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей
учащихся,
для
формирования
элементов
логической
и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших
школьников
с применением
коллективных
форм
организации
занятий
и
использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление
возможности
сделать
собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждении,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся
возможностей
применения
тех
знаний
и
умений,
которыми
они овладевают на уроках
математики.
Общая характеристика кружка
Кружок
«Занимательная
математика»
входит
во
внеурочную деятельность по направлению
общеинтеллектуальное развитие
личности. Программа предусматривает включение задач и заданий
трудность
которых
определяется
не
столько
математическим
содержанием,
сколько
новизной
и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить
самостоятельность,
формированию
умений работать
в
условиях
поиска,
развитию
сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и
различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -это
возможность
научить
ученика
рассуждать,
сомневаться,
задумываться,
стараться
и
самому
найти
выход
-
ответ.
Кружок
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших
школьников
и
поэтому
предусматривает организацию
подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены
подвижные
математические
игры,
предусмотрена
последовательная
смена
одним
учеником
«центров»
деятельности
в
течение
одного
занятия;
передвижение
по
классу
в
ходе
выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во
время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить
друг
к
другу,
переговариваться,
обмениваться
мыслями).
При организации
занятий
целесообразно
использовать
принцип
игр
«Ручеёк», «Пересадки»,
принцип
свободного
перемещения
по
классу,
работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и
задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа
рассчитана
на
66
часов
в
год
с
проведением
занятий
2
раза
в неделю,
продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе - 66 занятий. Содержание кружка отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует
от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные
интересы
детей,
содержит
полезную
и
любопытную информацию,
интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-
освоение эвристических приемов рассуждений;
-
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
-
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях .
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы кружка «Занимательная
математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
- качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
результаты представлены
в
содержании
программы
в
разделе
«Универсальные
учебные
действия». Предметные
результаты отражены в содержании программы
(раздел «Основное содержание»)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия
и
последовательность
чисел
от
1
до
20.
Подсчёт
числа
точек
на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые
головоломки:
соединение
чисел
знаками
действия
так,
чтобы
в ответе
получилось
заданное
число
и
др.
Поиск
нескольких
решений.
Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны
(миллион
и
др.)
Числовой
палиндром:
число,
которое читается одинаково
слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации
обучения - математические игры:
«Веселый
счёт»
-
игра-соревнование;
игры
с
игральными
кубиками.
Игры «Чья
сумма
больше?»,
«Лучший
лодочник»,
«Русское
лото»,
«Математическое домино»,
«Не
собьюсь!»,
«Задумай
число»,
«Отгадай
задуманное
число»,
«Отгадай число и месяц рождения».
Игры
«Волшебная
палочка»,
«Лучший
счётчик»,
«Не
подведи
друга»,
«День и
ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры
с
набором
«Карточки-считалочки»
(сорбонки)
-
двусторонние карточки: на одной
стороне - задание, на другой - ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам:
«Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры
«Крестики-нолики»,
«Крестики-нолики
на
бесконечной
доске»,
«Морской бой» и др.,
конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
3
.
Универсальные учебные действия
Сравнивать
разные приемы действий,
выбирать
удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать
правила игры.
Действовать
в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи,
допускающие
не сколько
спо собов
решения.
Задачи
с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм)
решения задачи.
Задачи,
имеющие
несколько
решений.
Обратные
задачи
и
задания.
Ориентировка в тексте
задачи,
выделение
условия
и
вопроса,
данных
и
искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и
заданий.
Нестандартные
задачи.
Использование
знаково-символических
средств
для моделирования
ситуаций, описанных в задачах.
Задачи,
решаемые
способом
перебора.
«Открытые»
задачи
и
задания.
Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений.
Задачи
на
доказательство,
например,
найти
цифровое
значение
букв
в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение
способа
решения
задачи.
Выбор
наиболее
эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи:
ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать
ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные
представления.
Понятия
«влево»,
«вправо»,
«вверх», «вниз».
Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—» Ц, указывающие направление движения.
Проведение
линии
по
заданному
маршруту (алгоритму):
путешествие
точки
(на
листе
в
клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические
узоры.
Закономерности
в
узорах.
Симметрия.
Фигуры, имеющие
одну
и
несколько осей симметрии.
Расположение
деталей
фигуры
в
исходной
конструкции
(треугольники,
таны,
уголки,
спички).
Части
фигуры.
Место
заданной
фигуры
в
конструкции.
Расположение
деталей.
Выбор
деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление (вычерчивание)
орнамента
с
использованием
циркуля
(по
образцу,
по собственному замыслу).
Объёмные
фигуры:
цилиндр,
конус,
пирамида,
шар,
куб.
Моделирование
из проволоки.
Создание
объёмных
фигур
из
разверток:
цилиндр,
призма шестиугольная,
призма
треугольная,
куб,
конус,
четырёхугольная
пирамида, октаэдр,
параллелепипед,
усеченный
конус,
усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения —работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»
4
. «Спичечный» конструктор
3
.
ЛЕГО -конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы
«Танграм»,
«Спички»,
«Полимино»,
«Кубики»,
«Паркеты
и мозаики»,
«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1—* Ц и др., указывающие
направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять
закономерности в расположении деталей;
составлять
детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Объяснять
(доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать
объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и
из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
Календарно - тематическое планирование кружка «Занимательная математика»
1 класс
№ п/
п
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-
во
часов
Дата
1
Математика - это
интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево»,
«вправо» на игровом поле 3x3клетки).
2
2
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части;
с частично заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
2
3
Путешествие
точки.
Построение рисунка (на листе в клетку) в
соответствии с заданной последовательностью «шагов»
( по алгоритму). Проверка работы. Построение
собственного рисунка и описание его «шагов».
2
4
Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков
(у каждого два кубика). Взаимный контроль.
2
5
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление картинки, представленной в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
2
6
Волшебная
линейка
Шкала линейки. Сведения из истории
математики: история возникновения линейки.
2
7
Праздник числа 10
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное
число». Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта.
2
8
Конструирование
многоугольников из
деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением
на части; с частично заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление многоугольников,
представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
3
9
Игра-соревнование
«Веселый счет»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1
до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4
х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
2
10
Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков
(у каждого два кубика). Взаимный контроль.
2
11-12
ЛЕГО-
конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-
инструкциями и алгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по собственному
замыслу.
3
13
Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
3
14
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».
2
15-16
«Спичечный»
конструктор
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной работы.
4
17
Задачи-смекалки.
Задачи с некорректными данными.
решения.
3
18
Прятки с
фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Работа с таблицей «Поиск
треугольников в заданной фигуре»
6
2
19
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в
пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».
2
20
Числовые
головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
2
21-
22
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные
задачи».
2
23
Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному замыслу.
2
24
Игра в магазин.
Монеты.
Сложение и вычитание в пределах 20.
2
25
Конструирование
фигур из деталей
танграма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление фигур, представленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
2
26
Игры с кубиками.
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два
кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а
2
Взаимный контроль.
27
Математическое
путешествие.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в
группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй -
прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый -
прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу. 1-йраунд: 10-3-7 7 + 2 =
9 9-3 = 6 6 + 5=11 2-й раунд: 1 1 - 3 = 8 и т.д.
3
28
Математические
игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками».
2
29
Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение
нестандартных задач.
2
30
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические головоломки. Занимательные задачи.
2
31
Числовые
головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
3
32
Математические
игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в
пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
2