Напоминание

Кружок "Занимательная математика" в 1 классе.


Автор: Юдина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия № 155" Центрального района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Занимательная математика" в 1 классе.
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для внеурочной деятельности младших школьников( 1 - 4 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего

школьника, обучение решению математических задач творческого

и

поискового

характера

будет

проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может

б ы т ь кружок

«Занимательная

математика»,

расширяющий

математический кругозор и эрудицию

учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей

учащихся,

для

формирования

элементов

логической

и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений

младших

школьников

с применением

коллективных

форм

организации

занятий

и

использованием

современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,

предоставление

возможности

сделать

собственное

«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждении,

овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать

свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету,

развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,

доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа

учащимся

возможностей

применения

тех

знаний

и

умений,

которыми

они овладевают на уроках

математики.

Общая характеристика кружка

Кружок

«Занимательная

математика»

входит

во

внеурочную деятельность по направлению

общеинтеллектуальное развитие

личности. Программа предусматривает включение задач и заданий

трудность

которых

определяется

не

столько

математическим

содержанием,

сколько

новизной

и

необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,

проявить

самостоятельность,

формированию

умений работать

в

условиях

поиска,

развитию

сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и

различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать

выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -это

возможность

научить

ученика

рассуждать,

сомневаться,

задумываться,

стараться

и

самому

найти

выход

-

ответ.

Кружок

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности

младших

школьников

и

поэтому

предусматривает организацию

подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены

подвижные

математические

игры,

предусмотрена

последовательная

смена

одним

учеником

«центров»

деятельности

в

течение

одного

занятия;

передвижение

по

классу

в

ходе

выполнения

математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во

время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить

друг

к

другу,

переговариваться,

обмениваться

мыслями).

При организации

занятий

целесообразно

использовать

принцип

игр

«Ручеёк», «Пересадки»,

принцип

свободного

перемещения

по

классу,

работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и

задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане.

Программа

рассчитана

на

66

часов

в

год

с

проведением

занятий

2

раза

в неделю,

продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе - 66 занятий. Содержание кружка отвечает

требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует

от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные

познавательные

интересы

детей,

содержит

полезную

и

любопытную информацию,

интересные

математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-

освоение эвристических приемов рассуждений;

-

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом

ситуации, сопоставлением данных;

-

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие

закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

-

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

-

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях .

Личностные, метапредметные и предметные результаты программы кружка «Занимательная

математика».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении разнообразных заданий

проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности

- качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

результаты представлены

в

содержании

программы

в

разделе

«Универсальные

учебные

действия». Предметные

результаты отражены в содержании программы

(раздел «Основное содержание»)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия

и

последовательность

чисел

от

1

до

20.

Подсчёт

числа

точек

на верхних гранях

выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание

чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые

головоломки:

соединение

чисел

знаками

действия

так,

чтобы

в ответе

получилось

заданное

число

и

др.

Поиск

нескольких

решений.

Восстановление

примеров:

поиск

цифры,

которая

скрыта.

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных

чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны

(миллион

и

др.)

Числовой

палиндром:

число,

которое читается одинаково

слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации

обучения - математические игры:

«Веселый

счёт»

-

игра-соревнование;

игры

с

игральными

кубиками.

Игры «Чья

сумма

больше?»,

«Лучший

лодочник»,

«Русское

лото»,

«Математическое домино»,

«Не

собьюсь!»,

«Задумай

число»,

«Отгадай

задуманное

число»,

«Отгадай число и месяц рождения».

Игры

«Волшебная

палочка»,

«Лучший

счётчик»,

«Не

подведи

друга»,

«День и

ночь»,

«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры

с

набором

«Карточки-считалочки»

(сорбонки)

-

двусторонние карточки: на одной

стороне - задание, на другой - ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;

100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам:

«Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры

«Крестики-нолики»,

«Крестики-нолики

на

бесконечной

доске»,

«Морской бой» и др.,

конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»

3

.

Универсальные учебные действия

Сравнивать

разные приемы действий,

выбирать

удобные способы для выполнения

конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений

для работы с

числовыми головоломками.

Анализировать

правила игры.

Действовать

в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные

мнения, использовать

критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный

(промежуточный,

итоговый)

результат

с

заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи,

допускающие

не сколько

спо собов

решения.

Задачи

с недостаточными,

некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм)

решения задачи.

Задачи,

имеющие

несколько

решений.

Обратные

задачи

и

задания.

Ориентировка в тексте

задачи,

выделение

условия

и

вопроса,

данных

и

искомых чисел (величин). Выбор необходимой

информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и

заданий.

Нестандартные

задачи.

Использование

знаково-символических

средств

для моделирования

ситуаций, описанных в задачах.

Задачи,

решаемые

способом

перебора.

«Открытые»

задачи

и

задания.

Задачи и задания по

проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор

верных решений.

Задачи

на

доказательство,

например,

найти

цифровое

значение

букв

в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение

способа

решения

задачи.

Выбор

наиболее

эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи:

ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и

искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,

на рисунке или в

таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать

ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие

знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный

(промежуточный,

итоговый)

результат

с

заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные

представления.

Понятия

«влево»,

«вправо»,

«вверх», «вниз».

Маршрут

передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—» Ц, указывающие направление движения.

Проведение

линии

по

заданному

маршруту (алгоритму):

путешествие

точки

(на

листе

в

клетку).

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические

узоры.

Закономерности

в

узорах.

Симметрия.

Фигуры, имеющие

одну

и

несколько осей симметрии.

Расположение

деталей

фигуры

в

исходной

конструкции

(треугольники,

таны,

уголки,

спички).

Части

фигуры.

Место

заданной

фигуры

в

конструкции.

Расположение

деталей.

Выбор

деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов

решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание

(нахождение)

окружности

на

орнаменте.

Составление (вычерчивание)

орнамента

с

использованием

циркуля

(по

образцу,

по собственному замыслу).

Объёмные

фигуры:

цилиндр,

конус,

пирамида,

шар,

куб.

Моделирование

из проволоки.

Создание

объёмных

фигур

из

разверток:

цилиндр,

призма шестиугольная,

призма

треугольная,

куб,

конус,

четырёхугольная

пирамида, октаэдр,

параллелепипед,

усеченный

конус,

усеченная

пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения —работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»

4

. «Спичечный» конструктор

3

.

ЛЕГО -конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы

«Танграм»,

«Спички»,

«Полимино»,

«Кубики»,

«Паркеты

и мозаики»,

«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1—* Ц и др., указывающие

направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной

конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять

закономерности в расположении деталей;

составлять

детали в соответствии с

заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный

(промежуточный,

итоговый)

результат

с

заданным условием.

Объяснять

(доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать

объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и

из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную

конструкцию с образцом.

Календарно - тематическое планирование кружка «Занимательная математика»

1 класс

№ п/

п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-

во

часов

Дата

1

Математика - это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»

перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево»,

«вправо» на игровом поле 3x3клетки).

2

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части;

с частично заданным разбиением на части; без

заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

2

3

Путешествие

точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в

соответствии с заданной последовательностью «шагов»

( по алгоритму). Проверка работы. Построение

собственного рисунка и описание его «шагов».

2

4

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

(у каждого два кубика). Взаимный контроль.

2

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного

разбиения. Составление картинки, представленной в

уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2

6

Волшебная

линейка

Шкала линейки. Сведения из истории

математики: история возникновения линейки.

2

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное

число». Восстановление примеров: поиск

цифры, которая скрыта.

2

8

Конструирование

многоугольников из

деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением

на части; с частично заданным разбиением на части; без

заданного разбиения. Составление многоугольников,

представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

3

9

Игра-соревнование

«Веселый счет»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1

до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4

х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

2

10

Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков

(у каждого два кубика). Взаимный контроль.

2

11-12

ЛЕГО-

конструкторы.

Знакомство с деталями конструктора, схемами-

инструкциями и алгоритмами построения

конструкций. Выполнение постройки по собственному

замыслу.

3

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую

наблюдательность.

3

14

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в

пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

2

15-16

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с

условием. Проверка выполненной работы.

4

17

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

решения.

3

18

Прятки с

фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной

конфигурации. Работа с таблицей «Поиск

треугольников в заданной фигуре»

6

2

19

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в

пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в

пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

2

20

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

21-

22

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,

«Математические головоломки», «Занимательные

задачи».

2

23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по

собственному замыслу.

2

24

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

2

25

Конструирование

фигур из деталей

танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного

разбиения. Составление фигур, представленных в

уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

2

26

Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек

на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два

кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а

2

Взаимный контроль.

27

Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в

группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй -

прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый -

прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу. 1-йраунд: 10-3-7 7 + 2 =

9 9-3 = 6 6 + 5=11 2-й раунд: 1 1 - 3 = 8 и т.д.

3

28

Математические

игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с

зонтиками».

2

29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение

нестандартных задач.

2

30

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.

Математические головоломки. Занимательные задачи.

2

31

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Заполнение числового кроссворда (судоку).

3

32

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в

пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

2



В раздел образования