Автор: Косова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 "Росинка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Экологическое воспитание
Тема: "Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 36
Косова Елена Владимировна
Интерес к природе как средство экологического воспитания
дошкольников
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у
н и х познавательного
интереса
к
природе.
Интерес,
с
одной
стороны,
является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его
результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе
идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний,
чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Психологи
считают,
что
интерес
в
своем
развитии
выражен
различными
стадиями:
любопытство,
любознательность,
познавательный
интерес,
теоретический
интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного
отношения
к
природе
заним а е т развитие
любознательности,
которая
характеризуется
стремлением
проникнуть
за
пределы
увиденного,
узнать
неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством
удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут
объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не
помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети
ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда,
мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан
интерес
к
окружающей
природе
и
ее
охране,
не
были
сформированы
нравственные чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у
дошкольников проявляется:
• в стремлении познать природу (живую и неживую);
в чтении (слушании) книг о природе;
•
в деятельности по защите природы;
•
в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
•
в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекцио-
нирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы
важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и инте-
ресам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение
содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у де-
тей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллекту-
альной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природо-
охранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а
также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказа-
нию помощи природе).
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и
отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству
человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу
гуманного способа поведения в той или иной ситуации. Знания становятся
регуляторами осознанно позитивного поведения ребенка в природе. Так,
например, дети старшей группы, дежуря в уголке природы, заботятся о том,
чтобы все его питомцы были своевременно накормлены, клетки и вольеры
вычищены и т.п. Всю, даже не очень приятную работу они выполняют
охотно, проявляя истинную заботу о питомцах и используя знания о
потребностях животных, об особенностях их образа жизни. Так, благодаря
знаниям, ребенок; становится субъектом экологической деятельности.
Однако, как показывают исследования, не всякие знания обеспечивают
эффективное экологическое развитие детей. Просто знания, отражающие дей-
ствительность на уровне представлений об отдельных предметах и объектах,
не позволяют ребенку стать субъектом экологической деятельности. Чтобы
это произошло, необходима педагогическая технология, основанная на
учете познавательных возможностей детей. В процессе познания природы
существенную роль играют специфические формы мышления детей: нагляд-
но-действенное и наглядно-образное мышление (Н.Н. Поддьяков и др.).
В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают
знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по
уходу за животными и растениями, по овладению несложными способами
охраны природы.
Ценностное отношение к природе понимается как устойчивое личностное
позитивное ее принятие. Природные объекты при осознанно правильном
отношении
к
ним
воспринимаются
ребенком
как партнеры
по
вза-
имодействию. Ведущими при формировании заботливого отношения к при-
роде выступают знания об объектах природы как живых организмах, о не-
обходимости сохранения их целостности, их потребностях, способности чув-
ствовать и реагировать на благоприятные (и неблагоприятные) условия окру-
жающей среды.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе
являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; ис-
пользование элементов исследовательской работы; изучение загадочных яв-
лений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и
просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных
бесед о природе и бережном отношении к ней.