Напоминание

"Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников"


Автор: Косова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 "Росинка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Экологическое воспитание
Тема: "Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила:

воспитатель МБДОУ д/с № 36

Косова Елена Владимировна

Интерес к природе как средство экологического воспитания

дошкольников

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у

н и х познавательного

интереса

к

природе.

Интерес,

с

одной

стороны,

является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его

результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе

идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний,

чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Психологи

считают,

что

интерес

в

своем

развитии

выражен

различными

стадиями:

любопытство,

любознательность,

познавательный

интерес,

теоретический

интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного

отношения

к

природе

заним а е т развитие

любознательности,

которая

характеризуется

стремлением

проникнуть

за

пределы

увиденного,

узнать

неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством

удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут

объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не

помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети

ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда,

мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан

интерес

к

окружающей

природе

и

ее

охране,

не

были

сформированы

нравственные чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у

дошкольников проявляется:

• в стремлении познать природу (живую и неживую);

в чтении (слушании) книг о природе;

в деятельности по защите природы;

в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекцио-

нирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы

важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и инте-

ресам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение

содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у де-

тей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллекту-

альной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природо-

охранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а

также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказа-

нию помощи природе).

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и

отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству

человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу

гуманного способа поведения в той или иной ситуации. Знания становятся

регуляторами осознанно позитивного поведения ребенка в природе. Так,

например, дети старшей группы, дежуря в уголке природы, заботятся о том,

чтобы все его питомцы были своевременно накормлены, клетки и вольеры

вычищены и т.п. Всю, даже не очень приятную работу они выполняют

охотно, проявляя истинную заботу о питомцах и используя знания о

потребностях животных, об особенностях их образа жизни. Так, благодаря

знаниям, ребенок; становится субъектом экологической деятельности.

Однако, как показывают исследования, не всякие знания обеспечивают

эффективное экологическое развитие детей. Просто знания, отражающие дей-

ствительность на уровне представлений об отдельных предметах и объектах,

не позволяют ребенку стать субъектом экологической деятельности. Чтобы

это произошло, необходима педагогическая технология, основанная на

учете познавательных возможностей детей. В процессе познания природы

существенную роль играют специфические формы мышления детей: нагляд-

но-действенное и наглядно-образное мышление (Н.Н. Поддьяков и др.).

В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают

знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по

уходу за животными и растениями, по овладению несложными способами

охраны природы.

Ценностное отношение к природе понимается как устойчивое личностное

позитивное ее принятие. Природные объекты при осознанно правильном

отношении

к

ним

воспринимаются

ребенком

как партнеры

по

вза-

имодействию. Ведущими при формировании заботливого отношения к при-

роде выступают знания об объектах природы как живых организмах, о не-

обходимости сохранения их целостности, их потребностях, способности чув-

ствовать и реагировать на благоприятные (и неблагоприятные) условия окру-

жающей среды.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе

являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; ис-

пользование элементов исследовательской работы; изучение загадочных яв-

лений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и

просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных

бесед о природе и бережном отношении к ней.



В раздел образования