Напоминание

"Наречие как часть речи"


Автор: Симахина Людмила Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 419
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Новый Петергоф
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Наречие как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока по теме «Наречие как часть речи»
Учитель Симахина Л.Б.


Этап урока.

Основное содержание этапа.
Деятельность уч-ся Формы организации Основные виды деятельности учащихся УУД 1.
Оргмомент
2.
Мотивация

(создание проблемной ситуации)
Наш осенний урок мне хочется начать со стихотворения Эллы Куклиной ….
Слайд 1
Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово
«высоко»
произнеси – И представишь сразу неба синь. Если скажешь
«ароматно
» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «
красиво»
- Пред тобою сразу вся Россия! - Как вы думаете, о чем это стихотворение? ( Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия с одноклассниками и учителем
том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!) -Какой прием использовал автор, чтобы рассказать о красоте русского слова? На ассоциации -Какая часть речи способствовала подбору соответствующих ассоциацей?
(Наречие)
-Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (
Высоко, ароматно, красиво
).
Слайд 2
- Как вы думаете, на какие вопросы отвечают наречия? (Как? Где? Куда? Зачем? Откуда?) - Так какова тема нашего урока? -
«Наречие как часть речи» -
это и будет тема нашего урока. (тема записывается в тетради и на доске)
Слайд 3
3.
Целеполагание.
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Дети формулируют цели урока сами, затем сверяют экраном) (Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели)
Слайд 4
 Знать морфологические признаки наречия;  Научиться отличать наречия от других частей речи;  Научиться находить наречия в тексте;  Уметь употреблять наречия в тексте. Отвечают на вопросы Индивидуальная , фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания. Познавательные: осознают познавательную задачу, систематизируют собственные знания Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность 4.
Объяснение нового материала
Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях. --Назовите корень в слове НАРЕЧИЕ
– РЕЧЬ-

НАРЕЧИЕ.

Слайд 5
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово
«речь»
Слушают , извлекая нужную информацию Фронтальная Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания. Познавательные: Читают
имело значение
«говорить»
. А теперь давайте переведем слово
«Наречие»
с древнерусского языка. Помогайте:слайд 5
на + реч +ие = на + глагол + ие.
- Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»? ( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.) -А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание. - Давайте поработаем над текстом. (Чтение текста, озаглавить текст, )
Н а д

з е м л е й медленно поднима…тся

холодное

солнце.

Очень тихо б…жит холодный в…терок,

ни…ко несутся холодные тучи… Жизнь замирае..т

быстро,

незаметно.

Земля

проступает

из-под

зелени

своей

чернотой.

В

небе

господствуют

холодные тона.

И незаметно наступает день, когда на эту см…

рившуюся

и

притихшую

землю вдруг

начинают

п а д а т ь

м и л л и о н ы удивительно

к р а с и в ы х

снежинок,

и

вся

она

становится ослепительно

белой.

Выпишите наречия с теми словами, к которым относятся.

-Объясните пропущенные орфограммы.

-Синтаксический разбор предложения у доски

Н а д

з е м л е й медленно поднима…тся

холодное

солнце.

Повест, невоскл, простое, распрост., двусост.,
- -Помощником какой частью речи является наречие? ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, Работают с заданием, отвечают на вопросы текст, слушают учителя, выполняют задания. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
придает ему четкость).
медленно поднима…тся

тихо бежит,

очень тихо

низко несутся,

замирает быстро, замирает незаметно

незаметно наступает,

вдруг начинают падать,

удивительно красивых

становится ослепительно белой.

ПРОВЕРКА . Устно объясняют, доказывают.

-

-Синтаксический

разбор

предложения

у

доски (все

остальны е в тетрадях)

-Помощником какой части речи является НАРЕЧИЕ?
- ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость).
Медленно поднимается
- (Наречие- активный помощник глагола и другого наречия).
Очень тихо
(Наречие помогает глаголу и прилагательному).
Удивительно красивых Слайд 7
(Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к прилагательному или к другому наречию.) - Наречие еще может относиться и к существительному, но такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не характерны. --Составьте предложенииз слов.( по-турецки, кофе, люблю, я)
Я люблю кофе по-турецки.

Взгляд исподлобья. Яйца всмятку.(Добавьте пропущенное

слово_____исподлобья; _______всмятку) Как вы понимаете

значения этих выражений?

----Разбор слова по составу : исподлобья
Индивид. Работа

--Познакомимся с новой орфограммой.

-Прочитайте предложение и найдите в нем наречие.

-Какую новую орфограмму вы увидели в его написании

Осень по-прежнему радует взор небывалыми красками.

(Дефис в наречиях)

Объяснение:
отличие наречия от прилагательного. Шел по прежнему пути.
Физкультминутка

Физкультминутку проводит ученица.
Привет, ребята! Это снова я, наречие. Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку. Из-за парт все встали дружно, Косточки размять нам нужно. Руки к солнцу потянули, Опустили и встряхнули. Энергично повертелись, Круг рисуем головой, А теперь тихонько сели Учатся производить морфемный разбор Выполняют физические упражнения Фронтальная
Изучать характер мой. ---А помогли ли нам наречия ?
( Дети называют наречия и говорят, какую часть речи

поясняют.

- Запишите слова :издалека, дотемна, далеко, справа,

слева, высоко, красиво

-1 вариант проанализирует состав слов наречий, которые

заканчиваются на А;

2 вариант проанализирует состав наречий, которые

оканчиваются на О и сделают вывод

--Когда же на конце наречий будет стоять А и когда О?

Проверка

(Если есть приставки Из, До, С, на конце наречий пишем

А

5.
Первичное закрепление материала

Творческая работа.

Повторение приставок на з-с.

Учитель называет существительные с предлогом, а

ученики записывают наречие с приставкой, аргументируя

написание и обозначая орфограмму графически. Написав

слово, объясняют его значение.
Без перерыва – беспрерывно Без страха – бесстрашно Без конца – бесконечно Без совести – бессовестно Без связи – бессвязно Устно объясняется, почему пишется з-с Обдумывают ответы, работают с заданием. Индивид. работа. Формирование умения правильно задавать вопросы к наречию, .уметь образовывать наречия. 6.
Самостоятельная работа Игра. Если наречие – хлопок в

ладоши.

Хорошо, пальто, дружно, красиво, усердно, окно, седло,

решето, умело, заметно, близко, бревно, гладко, море.

Морфемный разбор слов: гладко, заметно
Опознание наречий.. Формулирование морфологических признаков наречия. Построение умозаключения на основе наблюдений. Индивид.работа, групповая 7
Рефлексия

Обобщение полученных знаний на уроке.

Сегодня мы вспомнили, что такое наречие, выяснили, что

оно обозначает….

Дополните предложения:

Наречие-это…

Наречие отвечает на вопросы:……

И так далее
Делают выводы, оценивают работу товарищей Индивид. работа Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

.
7. Самооценка( Детям раздаются картинки со стволом дерева) Оцените свою деятельность на уроке, нарисовав осенний лист -на верхушке дерева, если вы все успели и все поняли на уроке; -на середине дерева, если что-то у вас не получалось. -у подножия дерева, если вы не поняли материал и вам трудно было выполнять задания. Анализ собственной учебной деятельност и и самооценка Индивид. работа Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Регулятивные: оценивают свою работу 8.
Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Осень»


В раздел образования