Автор: Симахина Людмила Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ лицей № 419 Населённый пункт: Санкт-Петербург, Новый Петергоф Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: "Наречие как часть речи" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по теме «Наречие как часть речи»
Учитель Симахина Л.Б.
№
Этап урока.
Основное содержание этапа.
Деятельность
уч-ся
Формы
организации
Основные виды
деятельности
учащихся
УУД
1.
Оргмомент
2.
Мотивация
(создание проблемной ситуации)
Наш осенний урок мне хочется начать со стихотворения Эллы
Куклиной …. Слайд 1
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь «ароматно » ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты « красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
( Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о
Слушают
учителя,
участвуют в
диалоге с
учителем
Фронтальная
Личностные: положительно
относятся к учению, желают
приобретать новые знания.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют
необходимые действия с
одноклассниками и учителем
том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего
можно описать с помощью слов!)
-Какой прием использовал автор, чтобы рассказать о красоте
русского слова? На ассоциации
-Какая часть речи способствовала подбору соответствующих
ассоциацей?
(Наречие)
-Назовите наречия, которые встретились в стихотворении.
( Высоко, ароматно, красиво ). Слайд 2
- Как вы думаете, на какие вопросы отвечают наречия?
(Как? Где? Куда? Зачем? Откуда?)
- Так какова тема нашего урока?
- «Наречие как часть речи» - это и будет тема нашего урока.
(тема записывается в тетради и на доске) Слайд 3
3.
Целеполагание.
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из
темы? (Дети формулируют цели урока сами, затем сверяют
экраном)
(Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели) Слайд 4
Знать морфологические признаки наречия;
Научиться отличать наречия от других частей
речи;
Научиться находить наречия в тексте;
Уметь употреблять наречия в тексте.
Отвечают на
вопросы
Индивидуальная
, фронтальная
Личностные: положительно
относятся к учению, желают
приобретать новые знания.
Познавательные: осознают
познавательную задачу,
систематизируют
собственные знания
Коммуникативные:
осуществляют совместную
деятельность
4.
Объяснение нового материала
Новый материал оформляется в ходе индуктивной беседы в
виде опорной записи, фиксирующейся на доске и в тетрадях.
--Назовите корень в слове НАРЕЧИЕ
– РЕЧЬ-
НАРЕЧИЕ.
Слайд 5
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь»
Слушают ,
извлекая
нужную
информацию
Фронтальная
Регулятивные: контролируют
учебные действия, замечают
допущенные ошибки.
Личностные: положительно
относятся к учению, желают
приобретать новые знания.
Познавательные: Читают
имело значение «говорить» .
А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского
языка. Помогайте:слайд 5
на + реч +ие = на + глагол + ие.
- Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»?
( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.)
-А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы
узнаете, выполнив следующее задание.
- Давайте поработаем над текстом.
(Чтение текста, озаглавить текст, )
Н а д
з е м л е й медленно поднима…тся
холодное
солнце.
Очень тихо б…жит холодный в…терок,
ни…ко несутся холодные тучи… Жизнь замирае..т
быстро,
незаметно.
Земля
проступает
из-под
зелени
своей
чернотой.
В
небе
господствуют
холодные тона.
И незаметно наступает день, когда на эту см…
рившуюся
и
притихшую
землю вдруг
начинают
п а д а т ь
м и л л и о н ы удивительно
к р а с и в ы х
снежинок,
и
вся
она
становится ослепительно
белой.
Выпишите наречия с теми словами, к которым относятся.
-Объясните пропущенные орфограммы.
-Синтаксический разбор предложения у доски
Н а д
з е м л е й медленно поднима…тся
холодное
солнце.
Повест, невоскл, простое, распрост., двусост.,
- -Помощником какой частью речи является наречие?
( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его,
Работают с
заданием,
отвечают на
вопросы
текст, слушают учителя,
выполняют задания.
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные
действия.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают
вопросы, слушают и
отвечают на вопросы,
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения.
придает ему четкость).
медленно поднима…тся
тихо бежит,
очень тихо
низко несутся,
замирает быстро, замирает незаметно
незаметно наступает,
вдруг начинают падать,
удивительно красивых
становится ослепительно белой.
ПРОВЕРКА . Устно объясняют, доказывают.
-
-Синтаксический
разбор
предложения
у
доски (все
остальны е в тетрадях)
-Помощником какой части речи является НАРЕЧИЕ?
- ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его,
придает ему четкость).
Медленно поднимается
- (Наречие- активный помощник глагола и другого
наречия).
Очень тихо
(Наречие помогает глаголу и прилагательному).
Удивительно красивых Слайд 7
(Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к
прилагательному или к другому наречию.)
- Наречие еще может относиться и к существительному, но
такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не
характерны.
--Составьте предложенииз слов.( по-турецки, кофе, люблю, я)
Я люблю кофе по-турецки.
слово_____исподлобья; _______всмятку) Как вы понимаете
значения этих выражений?
----Разбор слова по составу : исподлобья
Индивид. Работа
--Познакомимся с новой орфограммой.
-Прочитайте предложение и найдите в нем наречие.
-Какую новую орфограмму вы увидели в его написании
Осень по-прежнему радует взор небывалыми красками.
(Дефис в наречиях)
Объяснение: отличие наречия от прилагательного.
Шел по прежнему пути.
Физкультминутка
Физкультминутку проводит ученица.
Привет, ребята! Это снова я, наречие. Вы, наверное, устали
сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести
физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Учатся
производить
морфемный
разбор
Выполняют
физические
упражнения
Фронтальная
Изучать характер мой.
---А помогли ли нам наречия ?
( Дети называют наречия и говорят, какую часть речи
поясняют.
- Запишите слова :издалека, дотемна, далеко, справа,
слева, высоко, красиво
-1 вариант проанализирует состав слов наречий, которые
заканчиваются на А;
2 вариант проанализирует состав наречий, которые
оканчиваются на О и сделают вывод
--Когда же на конце наречий будет стоять А и когда О?
Проверка
(Если есть приставки Из, До, С, на конце наречий пишем
А
5.
Первичное закрепление материала
Творческая работа.
Повторение приставок на з-с.
Учитель называет существительные с предлогом, а
ученики записывают наречие с приставкой, аргументируя
написание и обозначая орфограмму графически. Написав
слово, объясняют его значение.
Без перерыва – беспрерывно
Без страха – бесстрашно
Без конца – бесконечно
Без совести – бессовестно
Без связи – бессвязно
Устно объясняется, почему пишется з-с
Обдумывают
ответы,
работают с
заданием.
Индивид. работа.
Формирование умения
правильно задавать вопросы
к наречию, .уметь
образовывать наречия.
6.
Самостоятельная работа Игра. Если наречие – хлопок в
решето, умело, заметно, близко, бревно, гладко, море.
Морфемный разбор слов: гладко, заметно
Опознание наречий.. Формулирование морфологических признаков
наречия. Построение умозаключения на основе наблюдений.
Индивид.работа, групповая
7
Рефлексия
Обобщение полученных знаний на уроке.
Сегодня мы вспомнили, что такое наречие, выяснили, что
оно обозначает….
Дополните предложения:
Наречие-это…
Наречие отвечает на вопросы:……
И так далее
Делают
выводы,
оценивают
работу
товарищей
Индивид. работа
Личностные: понимают значение
знаний для человека.
Познавательные: приобретают
умения использовать
приобретенные знания и умения
в практической деятельности
.
7.
Самооценка( Детям раздаются картинки со стволом дерева)
Оцените свою деятельность на уроке, нарисовав осенний лист
-на верхушке дерева, если вы все успели и все поняли на уроке;
-на середине дерева, если что-то у вас не получалось.
-у подножия дерева, если вы не поняли материал и вам трудно
было выполнять задания.
Анализ
собственной
учебной
деятельност
и и
самооценка
Индивид. работа
Личностные: приобретают
мотивацию к процессу
образования.
Регулятивные: оценивают свою
работу
8.
Домашнее задание