Напоминание

"Из истории русской письменности: кто придумал алфавит."


Автор: Васильева Юлия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ"РЦО"
Населённый пункт: д. Борисова Грива
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: "Из истории русской письменности: кто придумал алфавит."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Кто придумал алфавит?» интегрированное занятие для детей старшей группы. Цель: Познакомить со славянской азбукой, которые создали братья Кирилл и Мефодий, с распространением письменности на Руси; формировать познавательную активность детей; вызывать восхищение величием подвига первоучителей; воспитывать уважение к предкам. Предварительная работа: Рассказ о Святых Кирилле и Мефодии, просвятителей славянского народа. Ход занятия: Педагог: Ребята, долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели и слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, преданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (ответы) Со временем накопилось много знаний, запоминать все сложно, нужно было их записывать. Вот скажите, как люди раньше передавали информацию друг другу ?(иероглифы, рисунки). Понятно ли было такое письмо? (ответы) Да, рисунки для всех слов придумать очень трудно, и грамоте по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мефодий совершили великое дело- создали славянский алфавит и научили людей писать. Они взяли греческий алфавит (показываю) и применили его к звукам славянского языка,
поэтому многие буквы внешне похожи. Первая славянская азбука-глаголица, от слова «глагол», что означает «речь». Затем возникла кириллица. (дети рассматривают буквы0. Так славяне получили письменную азбуку- кириллицу, которую назвали в память о своем создателе. Славянскую азбуку с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространялись среди разных народов. На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалась слово «Азбука»? (по первым буквам «аз» и «буки». В Москве открыли памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Почему о них помнят? (Братья принесли на русскую землю письменность, приобщили народы к культуре). Кирилл и Мефодий говорили: разве не для всех идет дождь? Разве не для всех светит солнце? Значит все люди равны, и всем нужна грамота. Вы согласны с этими высказываниями? «Современный алфавит и знаковое письмо». (познавательная беседа) Цель: Показать сходство и различие азбуки и кириллицы, рассказать, где нынче применяется знаковое письмо: в знаках дорожного движения, символах спорта, гербах. Упражнять в создании знакового письма. Ход работы. Педагог: отгадайте загадку, ребята: Черные, кривые, От рождения немые.
А станут в ряд- Сразу заговорят. (Буквы) Да, это буквы. В алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и кириллицу. Чем они отличаются? (количеством букв: в современной азбуке их 33, а в кириллице 43; их написанием) Далее в презентации показывается использование знакового письма в современной жизни, а дети объясняют (дорожные знаки, спортивные символы, символы городов). Беседа заканчивается рисованием своего символа, символа своей семьи, имени.


В раздел образования