Автор: Агаркова Светлана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Береславская СШ"
Населённый пункт: п. Береславка Калачевский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности подростков"
Раздел: полное образование
Агаркова С.Н., педагог-психолог МКОУ «Береславская СШ» Кала-
чевского муниципального района Волгоградской области
Социально-психологические
аспекты
формирования
этнической
толерантности подростков
В связи с возрастанием в современном российском обществе социаль-
но- культурной и религиозной нетерпимости обостряется проблема формиро-
вания у граждан России, в том числе и у школьников, позитивной этнической
идентичности и толерантности. Толерантность является своеобразной этиче-
ской доктриной современности, той общественной силой, которая проти-
востоит
нетерпимости
в
полиэтническом,
поликонфессиональном,
поли-
культурном обществе. Особое значение вопросы развития этнической толе-
рантности
имеют
для
образовательных
учреждений,
поскольку
именно
школьный возраст является наиболее важным для формирования мировоззре-
ния личности.
Для диагностики уровня толерантности целесообразно использовать
такие методики, как экспресс- диагностика «Индекс толерантности» (Г.У.
Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова), опросник «Типы
этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В. Рыжова), «Шкала социальной
дистанции (Шкала Э. Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут». Применение дан-
ных диагностических материалов позволяет обеспечить комплексность про-
водимых исследований.
Система работы по формированию этнической толерантности под-
ростков должна включать проведение тренинговых занятий, которые позволя-
ют значительно повысить эффективность деятельности школы по вышеука-
занному направлению. Нами была разработана и апробирована программы
тренинговой работы, направленной на воспитание толерантности подростков.
Анализ сдвигов количественных показателей психологических измене-
ний, происходящих в личности подростков экспериментальной группы после
проведения тренинговых занятий выявил достоверность сдвигов по следую-
щим параметрам: этническая толерантность, общая толерантность, толерант-
ность к представителям других культур и толерантность к обычаям и тради-
циям других народов.
Актуальность исследования связана с высокой этнической неоднород-
ностью населения Береславского сельского поселения, на территории которо-
го проживает около 20 национальностей, причем доля некоторых этносов, не
относящихся к коренному населению, довольно значительна, что приводит к
этническим проблемам на бытовом уровне. В сельской местности, где в усло-
виях компактного сосредоточения населения представители различных наци-
ональностей не имеют фактически возможности автономного сосуществова-
ния, формирование этнической толерантности приобретает особое значение.
Большинство девятиклассников, как показывают результаты исследова-
ния по методике «Индекс толерантности», имеют средний (77% опрошенных)
и высокий (13%) общий уровень толерантности. Низкий уровень общей толе-
рантности зафиксирован у 10% учащихся. Такие результаты показывают, что
для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерант-
ных черт. Однако по такому показателю как уровень этнической толерантно-
сти показатели хуже- 21% школьников имеют низкий уровень, 67%- средний
и лишь 12%- высокий уровень этнической толерантности.
У подавляющего большинства испытуемых по методике «Этническая
идентичность»
(78
%
опрошенных)
преобладает
позитивная
этническая
идентичность;
у
8,5
%
респондентов
наиболее
выраженным
типом
э т н и ч е с ко й
и д е н т и ч н о с т и
я вл я е т с я
э т н о э го и зм ;
э т н и ч е с к а я
индифферентность является преобладающей у 5,5 % испытуемых; у 3,4 %
опрошенных наблюдается этноизоляционизм; у 4,6 % респондентов наиболее
выраженным типом оказался этнофанатизм; этнонигилизм не был выявлен ни
у
кого
из
обследуемых.
Таким
образом,
у
5,5
%
девятиклассников
преобладает
гипоидентично сть,
проявляющаяся
в
э т н и ч е с ко й
индифферентности,
у
16,5%
школьников
на
первое
место
выходит
гиперидентичность,
выражающающаяся
в
форме
э т н о э го и зма ,
этноизоляционизма и этнофанатизма. Этот достаточно высокий показатель
также свидетельствует о необходимости активизации работы по развитию
этнической толерантности.
Результаты исследования по методике «Шкала социальной дистанции»
показывают, что у девятиклассников присутствует четко выраженная непри-
язнь к таким этносам, как курды, дагестанцы, чеченцы, цыгане, чьи диаспоры
проживают на территории Береславского населения и имеют явно выражен-
ную тенденцию к расширению их численности. Высокие значения социаль-
ной дистанции (от 2,01 у цыган до 2,31 у курдов) свидетельствуют о пробле-
мах в межнациональных отношениях, о медленной ассимиляции мигрантов.
В целях предотвращения проявления экстремизма на национальной почве
необходимо путем целенаправленной работы, в том числе и тренинговой,
снизить существующую социальную дистанцию между различными этноса-
ми, проживающими в Береславке.
Повторная диагностика по определению уровня толерантности, прове-
денная по окончанию цикла тренинговых занятий, показала положительную
динамику изменения этнической толерантности учащихся (с 24,0 до 25,8) и
общей толерантности (с 79,7 до 83,6), в то время как показатели уровня соци-
альной толерантности и толерантности как черты личности изменились лишь
в пределах погрешности, что говорит о более значительной устойчивости
сформированности этих свойств личности.
В связи с высокой актуальностью необходимости формирования аде-
кватных межэтнических отношений, в школе целесообразно активизировать
систему работы по этническому воспитанию школьников на всех ступенях
обучения, составной частью которой должна стать программа проведения
специализированного тренинга. Эффективность данного тренинга подтвер-
ждена в результате проведенных нами исследований.