Напоминание

"Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности подростков"


Автор: Агаркова Светлана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Береславская СШ"
Населённый пункт: п. Береславка Калачевский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности подростков"
Раздел: полное образование





Назад




Агаркова С.Н., педагог-психолог МКОУ «Береславская СШ» Кала-

чевского муниципального района Волгоградской области

Социально-психологические

аспекты

формирования

этнической

толерантности подростков

В связи с возрастанием в современном российском обществе социаль-

но- культурной и религиозной нетерпимости обостряется проблема формиро-

вания у граждан России, в том числе и у школьников, позитивной этнической

идентичности и толерантности. Толерантность является своеобразной этиче-

ской доктриной современности, той общественной силой, которая проти-

востоит

нетерпимости

в

полиэтническом,

поликонфессиональном,

поли-

культурном обществе. Особое значение вопросы развития этнической толе-

рантности

имеют

для

образовательных

учреждений,

поскольку

именно

школьный возраст является наиболее важным для формирования мировоззре-

ния личности.

Для диагностики уровня толерантности целесообразно использовать

такие методики, как экспресс- диагностика «Индекс толерантности» (Г.У.

Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова), опросник «Типы

этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В. Рыжова), «Шкала социальной

дистанции (Шкала Э. Богардуса) в варианте Л. Г. Почебут». Применение дан-

ных диагностических материалов позволяет обеспечить комплексность про-

водимых исследований.

Система работы по формированию этнической толерантности под-

ростков должна включать проведение тренинговых занятий, которые позволя-

ют значительно повысить эффективность деятельности школы по вышеука-

занному направлению. Нами была разработана и апробирована программы

тренинговой работы, направленной на воспитание толерантности подростков.

Анализ сдвигов количественных показателей психологических измене-

ний, происходящих в личности подростков экспериментальной группы после

проведения тренинговых занятий выявил достоверность сдвигов по следую-

щим параметрам: этническая толерантность, общая толерантность, толерант-

ность к представителям других культур и толерантность к обычаям и тради-

циям других народов.

Актуальность исследования связана с высокой этнической неоднород-

ностью населения Береславского сельского поселения, на территории которо-

го проживает около 20 национальностей, причем доля некоторых этносов, не

относящихся к коренному населению, довольно значительна, что приводит к

этническим проблемам на бытовом уровне. В сельской местности, где в усло-

виях компактного сосредоточения населения представители различных наци-

ональностей не имеют фактически возможности автономного сосуществова-

ния, формирование этнической толерантности приобретает особое значение.

Большинство девятиклассников, как показывают результаты исследова-

ния по методике «Индекс толерантности», имеют средний (77% опрошенных)

и высокий (13%) общий уровень толерантности. Низкий уровень общей толе-

рантности зафиксирован у 10% учащихся. Такие результаты показывают, что

для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерант-

ных черт. Однако по такому показателю как уровень этнической толерантно-

сти показатели хуже- 21% школьников имеют низкий уровень, 67%- средний

и лишь 12%- высокий уровень этнической толерантности.

У подавляющего большинства испытуемых по методике «Этническая

идентичность»

(78

%

опрошенных)

преобладает

позитивная

этническая

идентичность;

у

8,5

%

респондентов

наиболее

выраженным

типом

э т н и ч е с ко й

и д е н т и ч н о с т и

я вл я е т с я

э т н о э го и зм ;

э т н и ч е с к а я

индифферентность является преобладающей у 5,5 % испытуемых; у 3,4 %

опрошенных наблюдается этноизоляционизм; у 4,6 % респондентов наиболее

выраженным типом оказался этнофанатизм; этнонигилизм не был выявлен ни

у

кого

из

обследуемых.

Таким

образом,

у

5,5

%

девятиклассников

преобладает

гипоидентично сть,

проявляющаяся

в

э т н и ч е с ко й

индифферентности,

у

16,5%

школьников

на

первое

место

выходит

гиперидентичность,

выражающающаяся

в

форме

э т н о э го и зма ,

этноизоляционизма и этнофанатизма. Этот достаточно высокий показатель

также свидетельствует о необходимости активизации работы по развитию

этнической толерантности.

Результаты исследования по методике «Шкала социальной дистанции»

показывают, что у девятиклассников присутствует четко выраженная непри-

язнь к таким этносам, как курды, дагестанцы, чеченцы, цыгане, чьи диаспоры

проживают на территории Береславского населения и имеют явно выражен-

ную тенденцию к расширению их численности. Высокие значения социаль-

ной дистанции (от 2,01 у цыган до 2,31 у курдов) свидетельствуют о пробле-

мах в межнациональных отношениях, о медленной ассимиляции мигрантов.

В целях предотвращения проявления экстремизма на национальной почве

необходимо путем целенаправленной работы, в том числе и тренинговой,

снизить существующую социальную дистанцию между различными этноса-

ми, проживающими в Береславке.

Повторная диагностика по определению уровня толерантности, прове-

денная по окончанию цикла тренинговых занятий, показала положительную

динамику изменения этнической толерантности учащихся (с 24,0 до 25,8) и

общей толерантности (с 79,7 до 83,6), в то время как показатели уровня соци-

альной толерантности и толерантности как черты личности изменились лишь

в пределах погрешности, что говорит о более значительной устойчивости

сформированности этих свойств личности.

В связи с высокой актуальностью необходимости формирования аде-

кватных межэтнических отношений, в школе целесообразно активизировать

систему работы по этническому воспитанию школьников на всех ступенях

обучения, составной частью которой должна стать программа проведения

специализированного тренинга. Эффективность данного тренинга подтвер-

ждена в результате проведенных нами исследований.



В раздел образования