Автор: Рябухина Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Тюшевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Тюш Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мультимедийных дидактических игр на уроках русского языка и литературы."
Раздел: среднее образование
МБОУ «Тюшевская общеобразовательная средняя школа»
Использование
мультимедийных дидактических игр
на уроках русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка
и литературы
Рябухина Наталья Васильевна.
2018г
Пояснительная записка.
Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной
образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности,
гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также
благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и
способствовать повышению их мотивации.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом
отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка
необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и
навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного
языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно
использовать ИКТ на уроках словесности.
Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового
материала,
закреплении,
повторении,
контроле
ЗУНов,
а
также
на
факультативных
занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.
Чтобы добиться этого, изучила методическую и научно – практическую литературу по
теме. Провела прогнозирование результатов обучения. Затем стала внедрять обучающие
компьютерные программы по разделам русского языка, вовлекая учащихся в деятельность,
связанную с применением ИКТ, активизируя познавательную деятельность. После этого
проводила
систематизацию
накопленного
материала
с
целью
создания
банка
данных
обучающихся и контрольно – диагностических материалов в электронном виде. В итоге
был
проведен
анализ
результатов
деятельности
и
их
корректировка
с
целью
отбора
результативных методов обучения.
Для достижения поставленных выше целей и задач провожу следующую работу:
1. Применяю на уроках электронные учебники, мультимедиа.
2. Работаю с готовыми электронными продуктами («Репетитор», «Фраза» и т.п.)
3. Создаю наглядность с помощью ПК.
4. Создаю уроки – презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power
Point.
5. Разрабатываем мультимедийные проекты.
6. Создаю мультимедийные дидактические игры.
Огромное положительное влияние на учебную деятельность оказывает игра.
Игра
вызывает
дух
соревнования,
заставляет
учащихся
удивляться,
и
при
этом
раскрываются души детей.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим результатом,
которые
могут
быть
обоснованы,
выделены
в
явном
виде
и характеризуются учебно-
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к
учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
следующим основным направлениям:
•
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
•
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
•
учебный материал используется в качестве ее средства;
•
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
•
успешное
выполнение дидактического задания
связывается
с
игровым
результатом.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать
его.
Дидактические
игры - упражнения,
в
которых
предусматриваются
элементы
соревнования, демонстрация своих знаний, отчет знаний.
Условия: подбирать такие упражнения, чтобы вовлекать как можно больше детей в игру;
наглядно
показывать
результаты
соревнования;
разумно
проводить
в
конце урока;
уместнее проводить на уроках закрепления и обобщения; ставить обязательно проблему
и дозировать время; можно проводить в устной и письменной форме.
На уроках русского языка использую игры: «Своя игра», орфо-домино, орфо-лото,
орфо-эстафета, «Найди ошибку», «Смотри, не ошибись!», «Кто больше?», «Кто лучший
редактор?», «Кто быстрее?».
На уроках литературы применяю игры: «Литературное лото», например, по сказкам
А.С.Пушкина
или
по
фольклорным
жанрам,
брейн-ринг,
«Конкурс
знатоков»,
игры-
путешествия, викторины, кроссворды и т.п.
Игра делает уроки более интересными, плодотворными, качественными.
Учитывая возраст учащихся, включаю в материалы уроков задания с элементами
занимательности («Подскажи словечко», «Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови
стихотворение» и др.), что делает урок эмоциональным и интересным. Занимательный
материал
–
ребусы,
анаграммы
(перестановка
букв
одного
слова),
кроссворды,
лингвистические сказки, шарады, веселые рифмы, метаграммы (замена одной буквы в
слове), загадки, игра в цепочку слов и другие также
ввожу
в
уроки.
Например,
при
изучении
тем
«Имя
существительное»,
«Словари»,
«Лексика», «Спряжение
глаголов», «Словосочетание». Применяю на уроках элементы занимательной лингвистики.
Занимательный материал на уроках помогает не только в интересной форме знакомить
учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь к предмету, а самое главное,
любая игра, на каком бы уроке она не применялась, способствует не только формированию
определенных умений и навыков ребят, но и сплочению коллектива, воспитанию дружбы,
умению переживать за неудачи и успехи своих товарищей.
Результативность:
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и
процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией
знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы;
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательною активности;
- повысить качество обучения.
В учебно-познавательных играх моделируются адекватные по сравнению с обычным
обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной
деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей
сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.