Напоминание

"Использование мультимедийных дидактических игр на уроках русского языка и литературы."


Автор: Рябухина Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Тюшевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Тюш Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мультимедийных дидактических игр на уроках русского языка и литературы."
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Тюшевская общеобразовательная средняя школа»

Использование

мультимедийных дидактических игр

на уроках русского языка и литературы

Выполнила: учитель русского языка

и литературы

Рябухина Наталья Васильевна.

2018г

Пояснительная записка.

Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной

образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности,

гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также

благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и

способствовать повышению их мотивации.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом

отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка

необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и

навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного

языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно

использовать ИКТ на уроках словесности.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового

материала,

закреплении,

повторении,

контроле

ЗУНов,

а

также

на

факультативных

занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

Чтобы добиться этого, изучила методическую и научно – практическую литературу по

теме. Провела прогнозирование результатов обучения. Затем стала внедрять обучающие

компьютерные программы по разделам русского языка, вовлекая учащихся в деятельность,

связанную с применением ИКТ, активизируя познавательную деятельность. После этого

проводила

систематизацию

накопленного

материала

с

целью

создания

банка

данных

обучающихся и контрольно – диагностических материалов в электронном виде. В итоге

был

проведен

анализ

результатов

деятельности

и

их

корректировка

с

целью

отбора

результативных методов обучения.

Для достижения поставленных выше целей и задач провожу следующую работу:

1. Применяю на уроках электронные учебники, мультимедиа.

2. Работаю с готовыми электронными продуктами («Репетитор», «Фраза» и т.п.)

3. Создаю наглядность с помощью ПК.

4. Создаю уроки – презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power

Point.

5. Разрабатываем мультимедийные проекты.

6. Создаю мультимедийные дидактические игры.

Огромное положительное влияние на учебную деятельность оказывает игра.

Игра

вызывает

дух

соревнования,

заставляет

учащихся

удивляться,

и

при

этом

раскрываются души детей.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим результатом,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и характеризуются учебно-

познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи

игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к

учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по

следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное

выполнение дидактического задания

связывается

с

игровым

результатом.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать

его.

Дидактические

игры - упражнения,

в

которых

предусматриваются

элементы

соревнования, демонстрация своих знаний, отчет знаний.

Условия: подбирать такие упражнения, чтобы вовлекать как можно больше детей в игру;

наглядно

показывать

результаты

соревнования;

разумно

проводить

в

конце урока;

уместнее проводить на уроках закрепления и обобщения; ставить обязательно проблему

и дозировать время; можно проводить в устной и письменной форме.

На уроках русского языка использую игры: «Своя игра», орфо-домино, орфо-лото,

орфо-эстафета, «Найди ошибку», «Смотри, не ошибись!», «Кто больше?», «Кто лучший

редактор?», «Кто быстрее?».

На уроках литературы применяю игры: «Литературное лото», например, по сказкам

А.С.Пушкина

или

по

фольклорным

жанрам,

брейн-ринг,

«Конкурс

знатоков»,

игры-

путешествия, викторины, кроссворды и т.п.

Игра делает уроки более интересными, плодотворными, качественными.

Учитывая возраст учащихся, включаю в материалы уроков задания с элементами

занимательности («Подскажи словечко», «Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови

стихотворение» и др.), что делает урок эмоциональным и интересным. Занимательный

материал

ребусы,

анаграммы

(перестановка

букв

одного

слова),

кроссворды,

лингвистические сказки, шарады, веселые рифмы, метаграммы (замена одной буквы в

слове), загадки, игра в цепочку слов и другие также

ввожу

в

уроки.

Например,

при

изучении

тем

«Имя

существительное»,

«Словари»,

«Лексика», «Спряжение

глаголов», «Словосочетание». Применяю на уроках элементы занимательной лингвистики.

Занимательный материал на уроках помогает не только в интересной форме знакомить

учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь к предмету, а самое главное,

любая игра, на каком бы уроке она не применялась, способствует не только формированию

определенных умений и навыков ребят, но и сплочению коллектива, воспитанию дружбы,

умению переживать за неудачи и успехи своих товарищей.

Результативность:

Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:

-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и

процессах;

-повысить роль наглядности в учебном процессе;

-позволяют увеличить время работы на уроке учеников;

-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией

знаний;

-повысить темп урока;

-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

-углубить степень отработки практических умений и навыков;

-выявить пробелы в его грамотности;

-выработать умение составлять алгоритмы;

-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

-повышает мотивацию и познавательною активности;

- повысить качество обучения.

В учебно-познавательных играх моделируются адекватные по сравнению с обычным

обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной

деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей

сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».

Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.



В раздел образования