Автор: Котенко Пётр Трофимович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 9
Населённый пункт: Нерюнгринский район, пос. Чульман
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Графическое изображение деталей изделия" 5 класс
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока «Графическое изображение деталей изделия», 5 класс
Уроктехнологии 5 класс, 2 часа. Направление: «Индустриальные технологии»
Раздел: «Технологии обработки конструкционных материалов»
Учитель: Котенко Петр
Трофимович
Тема:
«Графическое изображение деталей изделия»
Тип урока:
комбинированный
Цель урока
- Образовательная - ознакомить обучающихся с графическими изображениями, видами детали на чертеже, правилами чтения
чертежа, обучить приёмам выполнения эскиза;
- Развивающая - графическую грамотность;
- Воспитательная - воспитывать аккуратность, точность, графическую грамотность.
Дидактические
средства
обучения:
Плакат с чертежами деталей, отдельные чертежи деталей из древесины и набор деталей для выполнения практической
работы, чертежные инструменты: простые карандаши, линейка или угольник, циркуль, транспортир, ластик, учебник
технологии (параграф 4), рабочая тетрадь, ПК.
Методы:
рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, практическая работа.
Формируемые УУД:регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Опорные понятия:
графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа
(основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).
Планируемые результаты:
Личностные:
Стремление к совершенствованию своих
знаний и умений по предмету
«Технология».
Познавательный интерес к изучению
нового, способам обобщения и
систематизации знаний.
Умение отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Отличие изделия от детали;
Типы графических изображений;
Сущность понятия масштаб;
Чтение чертежа плоскостной детали.
Метапредметные результаты:
Планирование процесса познавательно-
трудовой деятельности.
Планирование собственной деятельности,
оценка качества и уровня усвоения.
Извлечение необходимой информации из
беседы, рассказа, лекции.
Корректирование деятельности: вносить
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы
их устранения
Выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
Ресурсы урока
Для учителя:
рабочая программа для 5-х классов (направление: "Индустриальные технологии");
пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс
[Текст] : методическое пособие / А. Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 61
– 67;
Для учащихся:
электронный учебник:Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные
технологии: 5класс : электронный учебник/приложение / А. Т. Тищенко, В. Д.
Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2014. – 192 c.– с. 71 – 75;
обучающие стенды;
обучающие стенды.
Ход урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный этап (2 мин.)
Активация учащихся
Приветствие класса. Проверка готовности класса к
проведению занятия
Приветствие учителя, контроль
своей готовности к предстоящему
занятию.
Личностные: мобилизация
внимания, уважение к
окружающим
Регулятивные:
планирование занятия
Познавательные:порядок
проведения и организация
урока по технологии
Коммуникативные:
взаимное сотрудничество
учителя и обучающихся на
уроке
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)
Создать условия для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность.
-понятие «графическая документация»;
-типы графических изображений: технический
рисунок, эскиз, чертёж;
-линии чертежа;
-
о
выполнении чертежей деталей.
Отвечают на вопросы учителя,
обсуждают их. Формулируют цель
урока, определив границы знания и
незнания. Составляют план
достижения цели урока и
определяют алгоритм своих
действий.
Личностные: мобилизация
внимания, стремление узнать
новое
Регулятивные:целеполагани
е, планирование
деятельности
Познавательные:умения
работать с информацией,
анализировать, сравнивать,
выделять главное
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске,
выборе и анализе
информации.
3. Актуализация знаний (5 мин.)
Выявить уровень
знаний и степень
готовности к
усвоению нового
Проанализировать полученные знания:
какие породы Вы знаете?
достоинства и недостатки древесины;
текстура древесины;
Участвуют в диалоге и обсуждении
проблемных вопросов,
формулируют собственное мнение и
аргументируют его.
Личностные: осознание
своих возможностей.
Регулятивные: умение
планировать свою работу.
материала.
виды древесных материалов;
что прочнееприодинаковой толщине фанера
или древесина?
Осуществить выход на задание, вызывающее
познавательное затруднение: c чего начинают
изготовление изделий из древесины?
Ученики должны осознать, почему
и для чего им нужно изучать
даннуютему.
Познавательные:умения
работать с информацией,
анализировать, сравнивать,
выделять главное.
Коммуникативные:
сотрудничество и общение
учителя и обучающихся.
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)
Организовывать
осмысленное
восприятие новой
информации.
Проводит объяснение нового материала, помогает
разобрать сведения:
-показать обучающимся плакат с чертежами деталей
из древесины, назвать все линии, имеющиеся па
чертежах;
- виды на чертеже, количество видов на чертеже
зависит только от сложности детали;
-масштаб (размер указывают действительный вне
зависимости от масштаба);
-чтение чертежа.
Участвуют в беседе, формулируют
выводы, делают записи в рабочей
тетради.
Личностные: осознание
своих возможностей;
Регулятивные: умение
планировать этапы
выполнения будущего
проекта.
Познавательные: извлекать
необходимую информацию
из прослушанного,
структурировать знания.
Коммуникативные:
вступать в диалог, с
уверенность в полноте и
точности выражения свои
мысли.
5. Первичная проверка понимания (7 мин.)
Способствовать
эмоциональному
настрою и развитию
познавательного
интереса к теме.
Задает вопросы:
Какие чертёжные инструменты используют
для выполнения эскиза?
В каком случае на чертеже можно изобразить
только два вида?
Что означает «прочитать чертёж»?
Чем размерная линия на чертеже отличается
от выносной?
Отвечают на вопросы учителя,
участвуют в обсуждении,
отстаивают свою точку зрения,
приводят примеры, анализируют
просмотренную презентацию.
Личностные: осознание
своих учебных
возможностей;
Регулятивные:
анализировать и
устанавливать логическую
последовательность в
ответах на вопросы.
Коммуникативные:
слушать, слышать и
анализировать мнения
собеседников
Познавательные: применять
полученные знания при
выборе темы своего
творческого проекта.
6. Первичное закрепление (40 мин.)
Обеспечить
осмысленное,
усвоение и
закрепление знаний
по теме занятия
Предлагает задание на усвоение «новых
знаний».Выполнение практической работы№2
«Чтение чертежа. Выполнение эскиза или
технического рисунка детали из
древесины».Раздача образцов простых деталей из
древесины (для п.2).
Текущий инструктаж: во время урока учитель постоянно
напоминает обучающимся о соблюдении правил
безопасной работы.
Перед п.2 сформулировать обучающимся требования,
которым должен удовлетворять готовый эскиз или
технический рисунок:
1) правильный выбор масштаба;
2) изображение необходимого количества видов детали на
эскизе;
3) рациональное использование поля чертежа;
4) отсутствие ошибок в изображении проекций детали;
5) соблюдение пропорций детали на эскизе или
техническом рисунке;
6) чёткость линий графического изображения;
7) соблюдение толщины основных и размерных линий;
8) наличие всех необходимых размеров;
9) правильное обозначение размеров;
аккуратность выполнения чертежа (чистота поля).
Ученики выполняют:
п. 1 чтение чертежа (рис.41):
-название детали «карандашница»;
-назначение детали- деталь входит в
состав изделия «подставка для
ручек и карандашей»;
-материал детали- древесина липы;
-чертёж изображён в масштабе М
1 : 2;
-на чертеже изображены два вида:
главный и вид сверху;
-габаритные размеры детали — 140
х 60 х 25 мм;
-посередине деталь имеет ось
симметрии, относительно которой
её верхняя поверхность скошена
вправо и влево под углом 8
о
;
-на каждом скосе детали имеются
по 3 глухих отверстия диаметром 10
мм и глубиной 40 мм,
расстояние между которыми 20 мм.
(Основные данные о детали
ученики заносят в таблицу рабочей
тетради (п. 1 задания 2).
Названи
е
детали
Материа
л
детали
Масштаб
изображени
я
Количеств
о
видов на
чертеже
п.2 рассмотреть и выполнить
эскиз(технический рисунок) детали;
измерить и нанести размеры.
Личностные: осознание
своих учебных
возможностей;
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция своих
знаний.
Познавательные: умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов в
ответах на вопросы, умение
осознанно и грамотно
выстраивать ответы
включающие
технологическую
терминологию.
Коммуникативные:
организовывать учебное
взаимодействие друг с
другом, и в целом в
коллективе.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин.)
Определить
типичные ошибки и
возможные пробелы
в знаниях и умениях,
путем их
устранения,
коррекции и
совершенствования
Анализирует работу обучающихся на протяжении
занятия, консультирует по возникающим при
обсуждении вопросам, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки
деятельности.
Развивает умение у учащихся самостоятельно
находить и исправлять ошибки, определять степень
успешности.
Учитель формулирует выводы, подводит итог
совместной и индивидуальной деятельности,
выставляет оценки за урок
Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по
теме «Графическое изображение деталей изделия»
Утверждени
е
Да
Нет
1.
˅
2.
˅
3.
˅
4.
˅
5.
˅
Для проверки задания п.2 использовать анкету работ
учащихся. Правильно выполненное требование-
1балл, неправильно - 0 баллов.
Оценка определяется как сумма баллов, делённая на
два.
Ф.И.
ученик
а
Сумма
балло
в
Оценк
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
Урок содержит несколько практический заданий
поэтому подведение итогов осуществить с помощью
комплексной оценки:
Представляют результаты усвоения
материала в классе и
индивидуально, осуществляют
контроль (с помощью учителя
применяются формы самоконтроля
и взаимоконтроля), формулируют
затруднения и осуществляют
коррекцию, возможных
допущенных ошибок.
Личностные: осознание
важности обучения
предмету;
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения учебного
материала;
Познавательные: умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов в
ответах на вопросы;
Коммуникативные:
управление поведением
партнера — контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
-за выполнение эскиза;
-за задание в рабочей тетради
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (3 мин.)
Информация о
домашнем задании
Три уровня домашнего задания:
-
Стандартный
минимум(репродуктивный
уровень)
- Конструктивный
- Творческий
1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §4
2. Попробывать выполнить на компьютере эскиз
несложной детали из древесины. Если эскиз
получиться. Распечатать и вклеить в тетрадь.
Осознают вариативность
домашнего задания, выбирают
посильный вариант его выполнения
и работы над ним.
Личностные: осознание
важности обучения предмету.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
Дать качественную
оценку работы
класса и отдельных
учащихся.
Инициировать
рефлексию учащихся
по поводу своего
психоэмоциональног
о состояния,
мотивации своей
деятельности и
взаимодействия с
учителем и
одноклассниками на
прошедшем занятии.
Учитель организует рефлексию учебной
деятельности на уроке:
Что нового узнали на уроке?
Какие новые понятия вы изучили сегодня?
Где можно применить полученные знания в
практической деятельности?
Для чего необходимо знать данный материал?
Какие затруднения у Вас возникли?
Дайте анализ своей деятельности на уроке.
Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в
форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного
предложения.
Можно попросить учащихся аргументировать свой
ответ.
1.На уроке я работалактивно / пассивно
2.Своей работой на уроке ядоволен / не доволен
3.Урок для меня показалсякоротким / длинным
4.За урок яне устал / устал
5.Мое настроениестало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне былпонятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Отвечают на вопросы учителя,
анализируют проделанную ими
работу на уроке, выполняют
самооценку, ее обсуждают, делают
выводы.
Личностные: осознание
интереса и важности
изучения предмета;
Регулятивные: самооценка
деятельности на уроке;
Познавательные: развитие
познавательного интереса к
предмету;
Коммуникативные: умение
слушать и вести диалог.
интересно / не интересно.