Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО".


Автор: Карасёва Виолетта Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ИКТ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

Карасева Виолетта Александровна, воспитатель муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

комбинированного вида № 49».

С введением

Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в

Российской Федерации» и ФГОС ДО, появилась необходимость в обновлении

содержания дошкольного образования. Современная традиционная система образования

требует серьезной перестройки, т.к. обществу в современных условиях нужна творческая

личность, с методологическим, системным, творческим мышлением.

В настоящее время актуальность данной проблемы повышается из-за

перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет

увеличили и разнообразили ее поток. Но эти источники представляют в основном

материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения является развитие умений

самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Широкое распространение в дошкольном образовании получили адаптированные

мыслительные инструменты ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и методы

РТВ, которые активизируют и ускоряют процесс развития мышления.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей -

овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда

возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую

деятельность детей. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения

творчеству.

Задачи: Формировать умение решать проблемно – поисковые и игровые задачи

используя ИКТ.

Создать условия для развития творческой познавательной и практической

деятельности.

Развивать воображение, логическое мышление, внимание, воображение,

зрительную память.

В своей работе, стараемся использовать среди современных инноваций в

дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только

результативны, но и увлекательны и помогает нам в этом ИКТ.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность

существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и

повысить его эффективность.

С помощью ИКТ мы можем:

1.Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей

огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что

соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не

перегружать материал ими.

4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,

познавательной активности, навыков и талантов.

5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к

занятию, пробудить мотив к творческой деятельности, пробуждать в них творческую

активность, воспитывать положительные качества личности и помогать сориентироваться

в мире информации.

Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе

используем различные приемы и методы, среди которых: мозговой штурм, эмпатия,

морфологический анализ, метод фокальных объектов. Используем данные приемы не

только во время образовательной деятельности но и в режимных моментах, в

индивидуальной работе с детьми.

Работая в данном направлении мы:

- скорректировали перспективный и комплексно-тематический план работы по

данной теме на основе ФГОС ДО;

- подготовили демонстрационный материал для занятий по ТРИЗ – РТВ;

- составили картотеку игр по ТРИЗ-РТВ;

- разработали конспекты опосредованной образовательной деятельности для детей

среднего и старшего дошкольного возраста на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ с

использованием ИКТ;

- подготовили консультативный материал для родителей: «Что такое ТРИЗ»,

«Игры ТРИЗ для детей и родителей» и др.;

- изготовили флэш – игры («Что лишнее?», «Что сначала, а что потом?» и др.).

Используем игры не только во время образовательной деятельности, но и в

режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.

Например.

Развивающая игра на раскрытие функций предмета

1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет

делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать

на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в

фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как

велосипед помог бы ей?

2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.

- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.

Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.

Развивающая игра на нахождение путей развития ситуации

1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные

из названного материала:

- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).

- Было зёрнышком, а стало…(деревом)

- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что

растаял и.т.д.

- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?

Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных

временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют

«паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование

понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Использование ТРИЗ и ИКТ технологий облегчило детям овладение связной речью;

рассказы,

сказки,

пересказы

стали

более

четкими,

связными

и

последовательными.

Активизировался

словарный

запас,

появилось

желание

фантазировать.

Дети

учатся

классифицировать

предметы,

развивается

речь,

зрительное

восприятие,

образное

и

логическое

мышление,

внимание,

наблюдательность,

интерес

к

окружающему

миру,

навыки самопроверки.

Дети

преодолели

робость,

застенчивость,

что

является

одним

из

важных

показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Литература:

1.

Т.А.

Сидорчук,

С.

В.

Лелюх.

Методика

формирования

у

дошкольников

классификационных навыков (технология ТРИЗ). Практическое пособие. Москва, 2010 г

2.

А.М.

Страунинг

Методы

активации

мышления

дошкольников:

учебно

методическое пособие в трёх томах, Обнинск 1997 г.

3. А.М. Страунинг Методы активации мышления: учебно методическое пособие,

Обнинск 1996 г.

4. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.

уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.



В раздел образования