Автор: Карасёва Виолетта Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 49
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И ИКТ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».
Карасева Виолетта Александровна, воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
комбинированного вида № 49».
С введением
Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации» и ФГОС ДО, появилась необходимость в обновлении
содержания дошкольного образования. Современная традиционная система образования
требует серьезной перестройки, т.к. обществу в современных условиях нужна творческая
личность, с методологическим, системным, творческим мышлением.
В настоящее время актуальность данной проблемы повышается из-за
перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет
увеличили и разнообразили ее поток. Но эти источники представляют в основном
материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения является развитие умений
самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Широкое распространение в дошкольном образовании получили адаптированные
мыслительные инструменты ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и методы
РТВ, которые активизируют и ускоряют процесс развития мышления.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей -
овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда
возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую
деятельность детей. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения
творчеству.
Задачи: Формировать умение решать проблемно – поисковые и игровые задачи
используя ИКТ.
Создать условия для развития творческой познавательной и практической
деятельности.
Развивать воображение, логическое мышление, внимание, воображение,
зрительную память.
В своей работе, стараемся использовать среди современных инноваций в
дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только
результативны, но и увлекательны и помогает нам в этом ИКТ.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и
повысить его эффективность.
С помощью ИКТ мы можем:
1.Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей
огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что
соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не
перегружать материал ими.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,
познавательной активности, навыков и талантов.
5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к
занятию, пробудить мотив к творческой деятельности, пробуждать в них творческую
активность, воспитывать положительные качества личности и помогать сориентироваться
в мире информации.
Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе
используем различные приемы и методы, среди которых: мозговой штурм, эмпатия,
морфологический анализ, метод фокальных объектов. Используем данные приемы не
только во время образовательной деятельности но и в режимных моментах, в
индивидуальной работе с детьми.
Работая в данном направлении мы:
- скорректировали перспективный и комплексно-тематический план работы по
данной теме на основе ФГОС ДО;
- подготовили демонстрационный материал для занятий по ТРИЗ – РТВ;
- составили картотеку игр по ТРИЗ-РТВ;
- разработали конспекты опосредованной образовательной деятельности для детей
среднего и старшего дошкольного возраста на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ с
использованием ИКТ;
- подготовили консультативный материал для родителей: «Что такое ТРИЗ»,
«Игры ТРИЗ для детей и родителей» и др.;
- изготовили флэш – игры («Что лишнее?», «Что сначала, а что потом?» и др.).
Используем игры не только во время образовательной деятельности, но и в
режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.
Например.
Развивающая игра на раскрытие функций предмета
1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет
делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать
на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в
фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как
велосипед помог бы ей?
2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.
Развивающая игра на нахождение путей развития ситуации
1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные
из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что
растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.
2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных
временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют
«паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование
понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
Использование ТРИЗ и ИКТ технологий облегчило детям овладение связной речью;
рассказы,
сказки,
пересказы
стали
более
четкими,
связными
и
последовательными.
Активизировался
словарный
запас,
появилось
желание
фантазировать.
Дети
учатся
классифицировать
предметы,
развивается
речь,
зрительное
восприятие,
образное
и
логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность,
интерес
к
окружающему
миру,
навыки самопроверки.
Дети
преодолели
робость,
застенчивость,
что
является
одним
из
важных
показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Литература:
1.
Т.А.
Сидорчук,
С.
В.
Лелюх.
Методика
формирования
у
дошкольников
классификационных навыков (технология ТРИЗ). Практическое пособие. Москва, 2010 г
2.
А.М.
Страунинг
Методы
активации
мышления
дошкольников:
учебно
методическое пособие в трёх томах, Обнинск 1997 г.
3. А.М. Страунинг Методы активации мышления: учебно методическое пособие,
Обнинск 1996 г.
4. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.
уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.