Автор: Усольцева Галина Георгиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ООШ №8
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях. средствах
коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют
коммуникативной
компетенции
школьников.
совершенствования
их
физиологической
подготовки,
поэтому
приоритетную
значимость
приобрело
изучение
английского
языка
как
средства
общения
и
обобщения
духовного
наследия стран изучаемого языка и народов. Как учитель английского языка
стараюсь эффективно применять современные образовательные технологии и
методики в практической профессиональной деятельности. Активно использую
на
уроках
диалоговые
технологии
обучения
английскому
языку,
которые
повышают
мотивацию
учащихся
к
изучению
английского
языка,
позволяют
осуществлять личностно-ориентированный подход , способствуют освоению
новых
ценностей,
развивают
взаимодействие
разных
интеллектуальных
позиций.
Применение
проектной,
исследовательской
технологии
даёт
возможность
формировать
самостоятельную
деятельность
учащихся,
активизировать
их
возрастную
любознательность,
что
позволит
детям
представлять созданные ими научно-исследовательские работы на ученических
конференциях. Моделирование ситуации на уроках английского языка позволяет
определить
тематические
связи,
провести
смысловые
параллели
при
организации
работы
в
творческих
группах,
ролевых
играх.
Применение
дифференцированного
подхода
к
составлению
заданий
развивают
лингвистические
способности
учащихся,
что
позволяет
ученику
успешно
овладевать иностранными языками.
На уроках
и во внеурочное время (факультативах, внеклассных
мероприятиях)
я
стараюсь
целенаправленно
формировать
коммуникативную
компетентность учащихся через разнообразные формы, методы
и приемы
работы.
Новые задачи в обучении английскому языку предполагают изменения в
требованиях
к
уровню
владения
языком.
В
своей
работе
я
опираюсь
на
интегрированный подход к обучению английскому языку, особенно в области
развития культуры речи, т.е. развития таких компетенций, как коммуникативно-
стратегическая , дискурсивная , социокультурная и другие.
С самого первого урока начинаю обучение второклассников
диалогической и монологической
речи:
диалоги знакомства и расспроса
о
месте жительства, возрасте, родителях, любимом занятии, краткие сообщения о
себе и своей семье- все это расширяет способности учащихся, стимулирует их
использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и
цивилизаций. В ходе диалога монолога на среднем и старшем этапах обучения
учащихся
проникают
в
культуры
других
народов,
и
одновременно,
глубже
постигают культуру родной страны, отраженную как зеркале, в культуре страны
изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется
интерес
к
произведениям
мировой
художественной
литературы,
желание
использовать
полученные
знания
в
поездках
за
границу,
в
эвристических
дистанционных
олимпиадах
пол
английскому
языку,
и
на
других
уроках
(
информатика,
география,
МХК).
Всё
это
повышает
мотивированность
выпускников школы поступать в ВУЗы и выбирать специальности связанные с
английским языком (переводчик, гид-переводчик, менеджер, дипломат, юрист-
международник, социальный работник, психолог),
Считаю, что уроки английского языка- это благодатная почва для
реализации
межпредметных
связей.
Русский
язык,
литература,
история,
география, ИЗО, музыка, физика,- это предметы, содержание которых в той или
иной мере находят отражение в тематике программы по английскому языку. В
мою практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой . (
"Использование
АВС
-
английского
алфавита
в
изучении
клавиатуры
компьютера"),географией ("Географическое положение Великобритании, США,
Канады,
Новой
Зеландии,
Австралии"),
МХК
и
литературой("Изучение
творчества известных английских и американских писателей", "Сравнительный
анализ перевода", "Английский этикет в сравнении с русским", математикой
("Историческое наследие англосаксов и викингов"), музыкой ("Зарубежные рок-
музыканты"), с русским языком "Заимствование слов из английского и русского
языков".
Убеждена, что применение информационных (компьютерных) технологий на
уроках
английского
языка
развивает
навыки
логического
мышления
(составление
кроссвордов,
решение
лексических
ребусов,
составление
диалогических
реплик)
навыков
использования
лексико-грамматических
структур изучении временных глагольных форм. При обобщении темы каждого
раздела
создаю
системы
комбинированных
и
обобщающих
уроках,
направленных
на
формирование
целостной
картины
мира
в
процессе
обсуждения различных проблем на английском языке, такие уроки проходят как
защита проектов по определенной теме дискуссия или ТВ шоу.
Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на
уроках
английского
языка,
применяются
на
уроках
географии,
истории,
литературы.
Вопросы
экологического
воспитания
находят
своё
дальнейшее
отражение
и
на
уроках
английского
языка
при
изучении
темы
"Защита
окружающей среды", "Наша планета в опасности" и целый ряд других тем.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к
английскому языку как средству международного общения. Английский язык
признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а
появление компьютеров поставило использование английского языка в особое
положение с другими языками. Поэтому я постоянно работаю над задачей
поддержания
устойчивого,
познавательного
интереса
к
предмету.
Учитывая
психологические
особенности
развития
восприятия,
внимания,
памяти,
воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе на
уроках
английского
языка
больше
применяю
игровые
формы
работы,
развивающие логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.
Учащиеся с большим интересом включаются в инсценирование диалогов и
сказок, стихов и песен.
В 6 классе по теме "Времена года" особую роль на уроке отвожу музыке,
что
объясняется
способностью
вызывать
определенные
эмоциональные
состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут
пояснить , почему выбранное время года они называют любимым. Учащиеся
поют
под
фонограмму
известные
им
песни,
демонстрируют
движения,
называемые
ими
предполагаемые
по
содержанию
текста.
Живой
эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие вызывает
у
учащихся
урок-коллаж
(соединение
речи
и
картинок
в
фото)
по
теме
"Внешность", учащиеся получают большое количество картинок
с героями,
какие они были в детстве
и сейчас, описывают внешность, характер или
получают
фото
современной
знаменитости
страны
изучаемого
языка.
Учащиеся
составляют
фотобиографию:
периоды
детства,
юности,
зрелости,
начало карьеры. Юмор и ирония поощряются.
Для формирования коммуникативной компетенции учащиеся на уроках
английского языка в урочное и внеурочное время использую нетрадиционные
формы обучения, включающие разнообразные мультимедийные средства, в том
числе
сеть
Интернет,
электронную
почту
для
обучения
чтению
и
письму,
микрокомпьютеры и органайзеры- переводчики, электронные словари и т.д.
Кроме
традиционных
уроков
использую
такие
формы
построения
учебно-
воспитательного процесса как : урок-лекция("Традиции и обычаи проведения
праздников в Британии"): урок-путешествие ("Путешествия различными видами
транспорта"): урок-соревнование ("Что вы знаете о Великобритании?"), урок
конференция
("Система
образования
в
России
и
англоговорящих
странах"):
урок-брейнг-ринг ("Достопримечательности Лондона", "Политическая система
Великобритании"),
урок-розыгрыш("Интрига"):
урок-разговор
по
душам
("Внешность"): урок-защита проекта ("Средства массовой информации"): урок-
зачёт
("Планы
на
будущее"):
урок-экскурсия
("Мой
город.
Где
находится....?","Покупки").
Широко применяю внеклассную работу по английскому языку для
формирования
определенных
коммуникативно-познавательных
действий,
учитывая
индивидуальные
способности
каждого
учащегося.
Для
этого
проводятся декады английского языка, включающие в себя конкурсы, игры,
викторины, сказки, музыкальные представления, проекты, где каждый ученик
может
позиционировать
себя
и
свои
коммуникативные
способности
в
английском языке.