Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции


Автор: Усольцева Галина Георгиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ООШ №8
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях. средствах

коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют

коммуникативной

компетенции

школьников.

совершенствования

их

физиологической

подготовки,

поэтому

приоритетную

значимость

приобрело

изучение

английского

языка

как

средства

общения

и

обобщения

духовного

наследия стран изучаемого языка и народов. Как учитель английского языка

стараюсь эффективно применять современные образовательные технологии и

методики в практической профессиональной деятельности. Активно использую

на

уроках

диалоговые

технологии

обучения

английскому

языку,

которые

повышают

мотивацию

учащихся

к

изучению

английского

языка,

позволяют

осуществлять личностно-ориентированный подход , способствуют освоению

новых

ценностей,

развивают

взаимодействие

разных

интеллектуальных

позиций.

Применение

проектной,

исследовательской

технологии

даёт

возможность

формировать

самостоятельную

деятельность

учащихся,

активизировать

их

возрастную

любознательность,

что

позволит

детям

представлять созданные ими научно-исследовательские работы на ученических

конференциях. Моделирование ситуации на уроках английского языка позволяет

определить

тематические

связи,

провести

смысловые

параллели

при

организации

работы

в

творческих

группах,

ролевых

играх.

Применение

дифференцированного

подхода

к

составлению

заданий

развивают

лингвистические

способности

учащихся,

что

позволяет

ученику

успешно

овладевать иностранными языками.

На уроках

и во внеурочное время (факультативах, внеклассных

мероприятиях)

я

стараюсь

целенаправленно

формировать

коммуникативную

компетентность учащихся через разнообразные формы, методы

и приемы

работы.

Новые задачи в обучении английскому языку предполагают изменения в

требованиях

к

уровню

владения

языком.

В

своей

работе

я

опираюсь

на

интегрированный подход к обучению английскому языку, особенно в области

развития культуры речи, т.е. развития таких компетенций, как коммуникативно-

стратегическая , дискурсивная , социокультурная и другие.

С самого первого урока начинаю обучение второклассников

диалогической и монологической

речи:

диалоги знакомства и расспроса

о

месте жительства, возрасте, родителях, любимом занятии, краткие сообщения о

себе и своей семье- все это расширяет способности учащихся, стимулирует их

использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и

цивилизаций. В ходе диалога монолога на среднем и старшем этапах обучения

учащихся

проникают

в

культуры

других

народов,

и

одновременно,

глубже

постигают культуру родной страны, отраженную как зеркале, в культуре страны

изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется

интерес

к

произведениям

мировой

художественной

литературы,

желание

использовать

полученные

знания

в

поездках

за

границу,

в

эвристических

дистанционных

олимпиадах

пол

английскому

языку,

и

на

других

уроках

(

информатика,

география,

МХК).

Всё

это

повышает

мотивированность

выпускников школы поступать в ВУЗы и выбирать специальности связанные с

английским языком (переводчик, гид-переводчик, менеджер, дипломат, юрист-

международник, социальный работник, психолог),

Считаю, что уроки английского языка- это благодатная почва для

реализации

межпредметных

связей.

Русский

язык,

литература,

история,

география, ИЗО, музыка, физика,- это предметы, содержание которых в той или

иной мере находят отражение в тематике программы по английскому языку. В

мою практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой . (

"Использование

АВС

-

английского

алфавита

в

изучении

клавиатуры

компьютера"),географией ("Географическое положение Великобритании, США,

Канады,

Новой

Зеландии,

Австралии"),

МХК

и

литературой("Изучение

творчества известных английских и американских писателей", "Сравнительный

анализ перевода", "Английский этикет в сравнении с русским", математикой

("Историческое наследие англосаксов и викингов"), музыкой ("Зарубежные рок-

музыканты"), с русским языком "Заимствование слов из английского и русского

языков".

Убеждена, что применение информационных (компьютерных) технологий на

уроках

английского

языка

развивает

навыки

логического

мышления

(составление

кроссвордов,

решение

лексических

ребусов,

составление

диалогических

реплик)

навыков

использования

лексико-грамматических

структур изучении временных глагольных форм. При обобщении темы каждого

раздела

создаю

системы

комбинированных

и

обобщающих

уроках,

направленных

на

формирование

целостной

картины

мира

в

процессе

обсуждения различных проблем на английском языке, такие уроки проходят как

защита проектов по определенной теме дискуссия или ТВ шоу.

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на

уроках

английского

языка,

применяются

на

уроках

географии,

истории,

литературы.

Вопросы

экологического

воспитания

находят

своё

дальнейшее

отражение

и

на

уроках

английского

языка

при

изучении

темы

"Защита

окружающей среды", "Наша планета в опасности" и целый ряд других тем.

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к

английскому языку как средству международного общения. Английский язык

признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а

появление компьютеров поставило использование английского языка в особое

положение с другими языками. Поэтому я постоянно работаю над задачей

поддержания

устойчивого,

познавательного

интереса

к

предмету.

Учитывая

психологические

особенности

развития

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе на

уроках

английского

языка

больше

применяю

игровые

формы

работы,

развивающие логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.

Учащиеся с большим интересом включаются в инсценирование диалогов и

сказок, стихов и песен.

В 6 классе по теме "Времена года" особую роль на уроке отвожу музыке,

что

объясняется

способностью

вызывать

определенные

эмоциональные

состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут

пояснить , почему выбранное время года они называют любимым. Учащиеся

поют

под

фонограмму

известные

им

песни,

демонстрируют

движения,

называемые

ими

предполагаемые

по

содержанию

текста.

Живой

эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие вызывает

у

учащихся

урок-коллаж

(соединение

речи

и

картинок

в

фото)

по

теме

"Внешность", учащиеся получают большое количество картинок

с героями,

какие они были в детстве

и сейчас, описывают внешность, характер или

получают

фото

современной

знаменитости

страны

изучаемого

языка.

Учащиеся

составляют

фотобиографию:

периоды

детства,

юности,

зрелости,

начало карьеры. Юмор и ирония поощряются.

Для формирования коммуникативной компетенции учащиеся на уроках

английского языка в урочное и внеурочное время использую нетрадиционные

формы обучения, включающие разнообразные мультимедийные средства, в том

числе

сеть

Интернет,

электронную

почту

для

обучения

чтению

и

письму,

микрокомпьютеры и органайзеры- переводчики, электронные словари и т.д.

Кроме

традиционных

уроков

использую

такие

формы

построения

учебно-

воспитательного процесса как : урок-лекция("Традиции и обычаи проведения

праздников в Британии"): урок-путешествие ("Путешествия различными видами

транспорта"): урок-соревнование ("Что вы знаете о Великобритании?"), урок

конференция

("Система

образования

в

России

и

англоговорящих

странах"):

урок-брейнг-ринг ("Достопримечательности Лондона", "Политическая система

Великобритании"),

урок-розыгрыш("Интрига"):

урок-разговор

по

душам

("Внешность"): урок-защита проекта ("Средства массовой информации"): урок-

зачёт

("Планы

на

будущее"):

урок-экскурсия

("Мой

город.

Где

находится....?","Покупки").

Широко применяю внеклассную работу по английскому языку для

формирования

определенных

коммуникативно-познавательных

действий,

учитывая

индивидуальные

способности

каждого

учащегося.

Для

этого

проводятся декады английского языка, включающие в себя конкурсы, игры,

викторины, сказки, музыкальные представления, проекты, где каждый ученик

может

позиционировать

себя

и

свои

коммуникативные

способности

в

английском языке.



В раздел образования