Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС


Автор: Курбатова Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ АО "Шенкурская СКОШИ"
Населённый пункт: г.Шенкурск
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

В

УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЯ

ФГОС

Подготовила:

педагог-психолог

ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»

Курбатова С.С.

ПРИНЦИПЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ:

Принцип системности

Принцип ценности и уникальности личности, приоритета

личностного развития

Принцип целостности

Принцип целесообразности и причинной обусловленности

Принцип своевременности

ЦЕЛЬЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ЯВЛЯЕТСЯ:

Содействие созданию социальной ситуации развития,

соответствующей индивидуальности обучающихся и

обеспечивающей психологические условия для успешного

обучения, охраны здоровья и развития личности

обучающихся, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и других участников

образовательного процесса.

ЗАДАЧИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ:

Психологический анализ социальной ситуации развития;

Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка;

Содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и

предметным результатам освоения АООП.

Разработка и внедрение психологических программ;

Содействие формированию у обучающихся базовых учебных действий

Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в

воспитании обучающихся;

Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных

программ;

Распространение и внедрение в практику образовательной организации

достижений в области отечественной и зарубежной психологии

Взаимодействие с подразделениями общеобразовательной организации (ПМПк,

Совет профилактики)

ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:

Работа с учащимися;

Работа с педагогическим коллективом школы;

Работа с администрацией школы;

Работа с родителями учащихся

ПРИОРИТЕТНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ

ПСИХОЛОГА

В

УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС

Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития

психологической компетентности.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности

БУД с целью проектирования индивидуального образовательного

маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых

компетенций.

Реализация комплексного индивидуально-ориентированного

психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях

образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ

ВИДЫ

РАБОТ

И

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Психологическое просвещение

Профилактика

Диагностика (индивидуальная и групповая)

Развивающая работа

Коррекционная работа

Консультирование

Экспертиза

ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Строится на основе стратегических целей и задач, стоящих перед

системой образования

Учет особенностей конкретного учебного заведения

Тесное взаимодействие с методической службой ОО;

Учет особенностей возрастных этапов

Учет проблемных моментов, возникших в ходе проведения

мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший

учебный год

УСЛОВИЯ

ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Требования к кадровым условиям:

Психологическое сопровождение возможно

осуществлять при наличии в штате педагога-психолога

(не менее 1 ставки психолога на образовательную

организацию. В организациях, имеющих 500

воспитанников – не менее 2-3 ставок)

ТРЕБОВАНИЯ

К

МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКИМ

УСЛОВИЯМ:

Соответствие нормам СанПин 2.4.4.2821 -10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях»

Педагог-психолог участвует в методическом оснащении кабинета

психолога и комнаты психологической разгрузки в соответствии с

планом образовательной организации.

План мероприятий по укреплению материальной базы

психологического кабинета на 3 года должен быть разработан во

всех образовательных организациях.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ОРГАНИЗАЦИИ

ЗОНИРОВАНИЯ

И

ОСНАЩЕНИЯ

КАБИНЕТА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Кабинет должен быть изолирован

Поделен на зоны

Оборудован удобной и комфортной мебелью

ЗОНИРОВАНИЕ

КАБИНЕТА:

Зона диагностической работы

Зона коррекционно-развивающей работы

Зона релаксации и снятия эмоционального

напряжения

Рабочая зона

Зона ожидания приема

КАБИНЕТ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:

При выборе цветовой гаммы кабинета предпочтение отдавать

пастельным тонам.

Обязательно должны быть растения, способствующие созданию

оптимальных условий для занятий и отдыха.

Техническое оснащение

Правильно подобранная мебель: компактная, удобная,

многофункциональная, желательно светлых тонов.

ТРЕБОВАНИЯ

К

ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Организационно - методическая документация

Рабочая документация

Отчетная документация

ОРГАНИЗАЦИОННО-

МЕТОДИЧЕСКАЯ

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Положение о психологической службе

общеобразовательной организации (разрабатывается

образовательной организацией на основе нормативно-

правовых документов всех уровней)

Должностные инструкции педагога-психолога

График работы педагога-психолога

Циклограмма рабочего времени педагога-психолога

РАБОЧАЯ

И

ОТЧЕТНАЯ

ДОКУМЕНТАЦИЯ

План работы педагога-психолога ( психологическая служба)

Статистическая справка и проблемно-ориентированный анализ педагога-психолога за

учебный год

Журнал учета индивидуальных и групповых форм работы

Журнал консультаций педагога-психолога

Банк данных

Информационные справки по направлениям деятельности работы с различными

категориями детей и взрослых

Справки по итогам групповых исследований и заключения по результатам проведения

индивидуальных обследований

КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.

Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности

обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, с детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-

полезной, творческой и других видов деятельности.

2.

Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная

динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

3.

При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая

компетентность педагогов, решаемые ими задачи опираются на новые

эффективные формы работы с детьми и родителями.

КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

4. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных

коллективах, повышается стрессоустойчивость участников

образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.

5. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении

характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в

элементарных психологических вопросах.

6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников

образовательного процесса является демократизм действий, опора на

данные диагностики (мониторинговых исследований), свобода выбора

методов и средств обучения.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования