Автор: Курбатова Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ АО "Шенкурская СКОШИ"
Населённый пункт: г.Шенкурск
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
В
УСЛОВИЯХ
ВВЕДЕНИЯ
ФГОС
Подготовила:
педагог-психолог
ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»
Курбатова С.С.
ПРИНЦИПЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ:
•
Принцип системности
•
Принцип ценности и уникальности личности, приоритета
личностного развития
•
Принцип целостности
•
Принцип целесообразности и причинной обусловленности
•
Принцип своевременности
ЦЕЛЬЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ:
Содействие созданию социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальности обучающихся и
обеспечивающей психологические условия для успешного
обучения, охраны здоровья и развития личности
обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и других участников
образовательного процесса.
ЗАДАЧИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ:
•
Психологический анализ социальной ситуации развития;
•
Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка;
•
Содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения АООП.
•
Разработка и внедрение психологических программ;
•
Содействие формированию у обучающихся базовых учебных действий
•
Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в
воспитании обучающихся;
•
Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных
программ;
•
Распространение и внедрение в практику образовательной организации
достижений в области отечественной и зарубежной психологии
•
Взаимодействие с подразделениями общеобразовательной организации (ПМПк,
Совет профилактики)
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
•
Работа с учащимися;
•
Работа с педагогическим коллективом школы;
•
Работа с администрацией школы;
•
Работа с родителями учащихся
ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА
В
УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
•
Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития
психологической компетентности.
•
Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности
БУД с целью проектирования индивидуального образовательного
маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых
компетенций.
•
Реализация комплексного индивидуально-ориентированного
психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях
образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ
РАБОТ
И
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
•
Психологическое просвещение
•
Профилактика
•
Диагностика (индивидуальная и групповая)
•
Развивающая работа
•
Коррекционная работа
•
Консультирование
•
Экспертиза
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
•
Строится на основе стратегических целей и задач, стоящих перед
системой образования
•
Учет особенностей конкретного учебного заведения
•
Тесное взаимодействие с методической службой ОО;
•
Учет особенностей возрастных этапов
•
Учет проблемных моментов, возникших в ходе проведения
мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший
учебный год
УСЛОВИЯ
ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Требования к кадровым условиям:
•
Психологическое сопровождение возможно
осуществлять при наличии в штате педагога-психолога
(не менее 1 ставки психолога на образовательную
организацию. В организациях, имеющих 500
воспитанников – не менее 2-3 ставок)
ТРЕБОВАНИЯ
К
МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКИМ
УСЛОВИЯМ:
•
Соответствие нормам СанПин 2.4.4.2821 -10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»
•
Педагог-психолог участвует в методическом оснащении кабинета
психолога и комнаты психологической разгрузки в соответствии с
планом образовательной организации.
•
План мероприятий по укреплению материальной базы
психологического кабинета на 3 года должен быть разработан во
всех образовательных организациях.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ОРГАНИЗАЦИИ
ЗОНИРОВАНИЯ
И
ОСНАЩЕНИЯ
КАБИНЕТА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
•
Кабинет должен быть изолирован
•
Поделен на зоны
•
Оборудован удобной и комфортной мебелью
ЗОНИРОВАНИЕ
КАБИНЕТА:
•
Зона диагностической работы
•
Зона коррекционно-развивающей работы
•
Зона релаксации и снятия эмоционального
напряжения
•
Рабочая зона
•
Зона ожидания приема
КАБИНЕТ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
•
При выборе цветовой гаммы кабинета предпочтение отдавать
пастельным тонам.
•
Обязательно должны быть растения, способствующие созданию
оптимальных условий для занятий и отдыха.
•
Техническое оснащение
•
Правильно подобранная мебель: компактная, удобная,
многофункциональная, желательно светлых тонов.
ТРЕБОВАНИЯ
К
ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
•
Организационно - методическая документация
•
Рабочая документация
•
Отчетная документация
ОРГАНИЗАЦИОННО-
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
•
Положение о психологической службе
общеобразовательной организации (разрабатывается
образовательной организацией на основе нормативно-
правовых документов всех уровней)
•
Должностные инструкции педагога-психолога
•
График работы педагога-психолога
•
Циклограмма рабочего времени педагога-психолога
РАБОЧАЯ
И
ОТЧЕТНАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
•
План работы педагога-психолога ( психологическая служба)
•
Статистическая справка и проблемно-ориентированный анализ педагога-психолога за
учебный год
•
Журнал учета индивидуальных и групповых форм работы
•
Журнал консультаций педагога-психолога
•
Банк данных
•
Информационные справки по направлениям деятельности работы с различными
категориями детей и взрослых
•
Справки по итогам групповых исследований и заключения по результатам проведения
индивидуальных обследований
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.
Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности
обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, с детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-
полезной, творческой и других видов деятельности.
2.
Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная
динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3.
При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая
компетентность педагогов, решаемые ими задачи опираются на новые
эффективные формы работы с детьми и родителями.
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
4. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных
коллективах, повышается стрессоустойчивость участников
образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
5. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении
характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в
элементарных психологических вопросах.
6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников
образовательного процесса является демократизм действий, опора на
данные диагностики (мониторинговых исследований), свобода выбора
методов и средств обучения.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!