Напоминание

Формирование игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.


Автор: Охотникова Марина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Золушка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование игровой деятельности у дошкольников

с умственной отсталостью.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста,

занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает

многогранное

влияние

на

психическое

развитие

ребенка.

В

игре

дети

овладевают новыми компетенциями, совершенствуют свою речь. Только в

игре

осваиваются

правила

человеческого

общения.

Она

позволяет

сформировать

нравственные

и

волевые

качества

ребенка.

В

игре

дети

получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически

усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих

взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой

деятельности, активность, самостоятельность.

У дошкольников с нарушением интеллекта ограниченность жизненного

опыта, низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках

овладения двигательными функциями, предметными действиями и речью

приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у них

формируется

недостаточный

объем

знаний

о

жизни,

деятельности

и

отношениях людей. Поэтому, у детей с интеллектуальной недостаточностью

процесс развития игры выглядит совершенно по-иному.

Умственно

отсталые

дети

не

умеют

играть,

они

однообразно

манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения.

Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой,

машинкой

или

предметом.

У

таких

детей

наряду

с

манипуляциями

встречаются

и

так

называемые

процессуальные

действия,

когда

ребёнок

беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и надевает

одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит

на место посуду.

Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие

речи. В процессе игры действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая

отдельные эмоциональные возгласы. Умственно отсталый ребёнок быстро

насыщается

игрушками.

Как

правило,

отношения

между

детьми

с

интеллектуальной недостаточностью сводятся к поверхностному, нестойкому

взаимодействию, дети предпочитают играть в одиночку. Для них характерно

отсутствие коллективной игры, они играют «рядом, но не вместе». Даже в

возрасте, переходном от дошкольного к школьному, им не удается развернуть

совместную игру, строить партнерские отношения.

Этапы обучения.

После того как проведено полное обследование игровой деятельности

каждого воспитанника группы, составляется план, в котором формулируются

задачи, а также предполагаемые методы работы по программному разделу

«Игра».

На первом этапе обучения игровой деятельности решаются следующие

задачи:

1. Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать

потребность в игре.

2. Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением,

то есть формировать у них элементарные игровые действия.

3. Учить

детей

производить

цепочку

взаимосвязанных

игровых

действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).

4. Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.

В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает

обучение детей непосредственно предметно – игровым действиям. Любое

действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Из-за нарушения

аналитико-синтетической

деятельности

ребенок

с

интеллектуальной

недостаточностью

понять

и

выполнить

ряд

операций

самостоятельно

не

может.

Поэтому

в

процессе

его

обучения

любому

действию

необходимо

выделить

каждую

операцию

в

цепочке,

привлечь

к

ней

его

внимание,

фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только

многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл

отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения.

В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, как правило, не

удается сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку

действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же

содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать

разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действий. Это будут

одни игрушки на игровых занятиях у учителя-логопеда и другие – у педагога-

психолога и воспитателя.

На втором этапе, после того, как была создана определенная база для

развития игровой деятельности: появился стойкий интерес к игрушкам, дети

овладели многими предметно-игровыми действиями, планируется развитие

сюжетно-отобразительной игры.

С

учетом

достигнутого

и

в

соответствии

с

психологическими

особенностями становления игровой деятельности выдвигаются следующие

задачи:

1. Научить

детей

играть

в

элементарные

сюжетно-ролевые

игры,

формировать у них ролевое поведение.

2. Продолжать

обучать

детей

производить

ряд

логически

связанных

между собой игровых действий.

3. Научить использовать предметы-заместители в игре.

4. Формировать зачатки коллективной игры, приучать играть группами

по 2-3 человека, согласовывая между собой действия.

Чтобы дети соединяли действия в сюжет, педагог продолжает создавать

необходимые условия путем подбора игрушек для сюжета. Многообразие

игрушек имеет большое значение, так как на данном этапе развития игры в

центре внимания детей все ещё находятся предметы и действия с ними.

Часто

не

все

дети

с

умственной

отсталостью

овладевают сюжетно-

отобразительной игрой.

Методы

и

приёмы

обучения

игре

умственно

от ст алых

дошкольников.

При

формировании

игровой

деятельности

используются прямые

и

косвенные методы руководства игрой.

- обыгрывание игрушек педагогом, показ игровых действий, совместная

игра педагога и детей;

- показ педагогом игровых действий с игрушками с одновременным

объяснением, выполнение детьми действий по подражанию и образцу;

- наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни,

специальная организация на занятиях ряда действий.

Перейти

осознанно

на

уровень

ролевого

поведения

детям

также

помогает ряд специальных приёмов:

- демонстрация

педагогом

элементов

сюжетно-ролевой

игры

с

предварительным и попутным разъяснением их смысла;

- последовательное введение детей в игровую ситуацию и роль;

- выполнение роли по подражанию.

- участие педагога в какой-либо роли, часто в главной.

Выбор методов обучения и руководства игрой определяется задачами

обучения и уровнем сформированности игровой деятельности детей.

Организация обучения детей с УО игровой деятельности.

Необходимым

условием

развития

игровой

деятельности

детей

с

нарушением интеллекта является ее правильная организация в дошкольном

учреждении. В режиме дошкольного учреждения для детей с недостатками

интеллекта

предусматриваются

как

специальные

занятия,

так

и

время,

отведенное на свободную игровую деятельность.

Специалисты осуществляеют обучение игре, а воспитатель и тьютер

закрепляет полученные детьми игровые навыки.

Учитель-логопед

-психолого-педагогическое

обследование

ребенка,

выявление

его

индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в

целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

-планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-

развивающей деятельности;

-анализ

динамики

развития

каждого

ребенка

в

процессе

коррекционно-

развивающей деятельности; текущий мониторинг состояния воспитанника

детского сада;

-консультации

педагогических

работников

и

родителей

о

применении

специальных

методов

и

технологий

коррекционно-развивающей

работы,

знакомство

родителей

с

результатами

диагностики,

с

планом

индивидуального развития;

-участие

в

координации

взаимодействия

всех

специалистов

дошкольного

учреждения.

-ежедневно проводит коррекционно-развивающую деятельность с детьми.

Педагог-психолог

-диагностическая и профилактическая работа с детьми;

-участие

в

составлении

и

реализации

индивидуальных

коррекционных

программ для детей;

- повышение уровня психологической компетентности педагогов детского

сада;

-консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в

семье.

-Взаимодействие с семьей ребенка находится под постоянным вниманием

психолога.

Именно

он

работает

со

всеми

членами

семьи,

улучшая

микроклимат

семьи,

согласовывая

единые

требования

семьи

и

педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Инструктор по физической культуре

осуществляет укрепление здоровья детей;

совершенствует психомоторные способности дошкольников;

способствует развитию двигательной сферы воспитанников с умственной

отсталостью, умению выполнять основные движения, развивает общую и

мелкую моторику, умение выполнять действия по речевой инструкции в

целях достижения определенного смысла;

особенности

планирования

коррекционно-развивающей

деятельности

по

физической

культуре

состоят

в

развитии

общих

двигательных

умений

и

навыков, характерных для таких детей.

Тьютор

-Сопровождение

во спитанников

в

с п е ц и а л ь н о - о р га н и з о ва н н о й

коррекционно-развивающей деятельности

-проведение

специально-организованной

коррекционно-развивающей

деятельности,

организация

совместной

и

самостоятельной

деятельности

детей;

-воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики

рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики

через подвижные игры и игровые упражнения;

-организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций

специалистов;

-применение

здоровьесберегающих

технологий,

создание

благоприятного

климата в группе.

Музыкальный руководитель

осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ

для детей;

определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно-

развивающего воспитания;

учитывает

психологическое,

речевое

и

физическое

развитие

детей

при

подборе музыкального, песенного репертуара;

отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов

деятельности;

использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Музыкальный

руководитель

проводит

коррекционно-развивающую

деятельность

по

музыкальному

воспитанию

и

развитию

ритмических

способностей,

а

также

организует

подготовку

и

проведение

детских

утренников, праздников, досугов.

Педагог дополнительного образования по ИЗО

проведение

специально-организованной

коррекционно-развивающей

деятельности по продуктивным видам деятельности индивидуально;

развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник

рисования;

воспитание культурно-гигиенических навыков.

В системе коррекционно – развивающей работе мы используем игры,

которые направлены на:

Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка;

- Формирование речевых навыков;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Развитие эмоциональной сферы;

- Формирование правильного поведения;

- Формирование культурно- гигиенических навыков;

- Формирование трудовых навыков;

Дидактические игры

Такие игры развивают зрительное восприятие, память, закрепляются цвет,

форма.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук

Эти

игры

обусловлены

фактурой

материала

-

мелкие

размеры,

характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения.

Это успокаивает и расслабляет детей. Развиваются тактильные ощущения,

зрительное и слуховое восприятие.

Игры на развитие общей моторики

Воспитываются

межличностные

отношения. Развивается

речь,

общая

моторика, формируются положительные эмоции и т. д.

Игры со строительным материалом

В

процессе

игры

со

строительным

материалом

формируются

представления о форме, величине, цвете, дети учатся ориентироваться в

пространстве. Так же формируются коммуникативные навыки.

Подвижные игры

Большая роль отводится подвижным играм, особенно на свежем воздухе,

что способствует укреплению здоровья детей. Дети испытывают радость,

восторг, с большим интересом играют. В ходе подвижных игр дети учатся

быстро

и

правильно

ориентироваться

в

пространстве, развивается

общая

моторика, происходит коррекция познавательной сферы детей.

Игры на развитие культурно- гигиенических навыков

Использование игры в режимных моментах приводит к тому - что, дети с

ж е л а н и е м

и д у т

у м ы в ат ь с я .

Та ко й

м е т од

р а б о т ы

в ы з ы в а е т

у детей эмоциональный отклик, чувство сопричастности, всё сопровождается

действиями, развивается речь, зрительное восприятие, идёт коррекция общей

моторики рук.

Игры на формирования трудовых навыков: игры направленные на

формирование

трудовых

навыков,

проводимые

в

системе

и

ежедневно,

приводит к тому,

что дети научились

убирать за собой предметы,

с

которыми они манипулировали.

Релаксация

Таким образом, процесс формирования игровой деятельности детей с

проблемами

интеллектуального

развития

имеет

свои

особенности:

индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения,

структурная

простота

содержания

знаний

и

умений,

повторяемость

в

обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Используемая литература:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Корекционно – развивающее обучение и

воспитание

дошкольников

с

нарушением

интеллекта.

Методические

рекомендации. Москва «Просвещение» 2009

П р о г р а м м а

д о ш ко л ь н ы х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и й

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,

Стребелева Е.А. Корекционно – развивающее обучение и воспитание. Москва

«Просвещение» 2003



В раздел образования