Автор: Охотникова Марина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Золушка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.
Раздел: дошкольное образование
Формирование игровой деятельности у дошкольников
с умственной отсталостью.
Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста,
занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает
многогранное
влияние
на
психическое
развитие
ребенка.
В
игре
дети
овладевают новыми компетенциями, совершенствуют свою речь. Только в
игре
осваиваются
правила
человеческого
общения.
Она
позволяет
сформировать
нравственные
и
волевые
качества
ребенка.
В
игре
дети
получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически
усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих
взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой
деятельности, активность, самостоятельность.
У дошкольников с нарушением интеллекта ограниченность жизненного
опыта, низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках
овладения двигательными функциями, предметными действиями и речью
приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у них
формируется
недостаточный
объем
знаний
о
жизни,
деятельности
и
отношениях людей. Поэтому, у детей с интеллектуальной недостаточностью
процесс развития игры выглядит совершенно по-иному.
Умственно
отсталые
дети
не
умеют
играть,
они
однообразно
манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения.
Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой,
машинкой
или
предметом.
У
таких
детей
наряду
с
манипуляциями
встречаются
и
так
называемые
процессуальные
действия,
когда
ребёнок
беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и надевает
одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит
на место посуду.
Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие
речи. В процессе игры действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая
отдельные эмоциональные возгласы. Умственно отсталый ребёнок быстро
насыщается
игрушками.
Как
правило,
отношения
между
детьми
с
интеллектуальной недостаточностью сводятся к поверхностному, нестойкому
взаимодействию, дети предпочитают играть в одиночку. Для них характерно
отсутствие коллективной игры, они играют «рядом, но не вместе». Даже в
возрасте, переходном от дошкольного к школьному, им не удается развернуть
совместную игру, строить партнерские отношения.
Этапы обучения.
После того как проведено полное обследование игровой деятельности
каждого воспитанника группы, составляется план, в котором формулируются
задачи, а также предполагаемые методы работы по программному разделу
«Игра».
На первом этапе обучения игровой деятельности решаются следующие
задачи:
1. Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать
потребность в игре.
2. Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением,
то есть формировать у них элементарные игровые действия.
3. Учить
детей
производить
цепочку
взаимосвязанных
игровых
действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).
4. Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.
В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает
обучение детей непосредственно предметно – игровым действиям. Любое
действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Из-за нарушения
аналитико-синтетической
деятельности
ребенок
с
интеллектуальной
недостаточностью
понять
и
выполнить
ряд
операций
самостоятельно
не
может.
Поэтому
в
процессе
его
обучения
любому
действию
необходимо
выделить
каждую
операцию
в
цепочке,
привлечь
к
ней
его
внимание,
фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только
многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл
отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения.
В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, как правило, не
удается сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку
действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же
содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать
разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действий. Это будут
одни игрушки на игровых занятиях у учителя-логопеда и другие – у педагога-
психолога и воспитателя.
На втором этапе, после того, как была создана определенная база для
развития игровой деятельности: появился стойкий интерес к игрушкам, дети
овладели многими предметно-игровыми действиями, планируется развитие
сюжетно-отобразительной игры.
С
учетом
достигнутого
и
в
соответствии
с
психологическими
особенностями становления игровой деятельности выдвигаются следующие
задачи:
1. Научить
детей
играть
в
элементарные
сюжетно-ролевые
игры,
формировать у них ролевое поведение.
2. Продолжать
обучать
детей
производить
ряд
логически
связанных
между собой игровых действий.
3. Научить использовать предметы-заместители в игре.
4. Формировать зачатки коллективной игры, приучать играть группами
по 2-3 человека, согласовывая между собой действия.
Чтобы дети соединяли действия в сюжет, педагог продолжает создавать
необходимые условия путем подбора игрушек для сюжета. Многообразие
игрушек имеет большое значение, так как на данном этапе развития игры в
центре внимания детей все ещё находятся предметы и действия с ними.
Часто
не
все
дети
с
умственной
отсталостью
овладевают сюжетно-
отобразительной игрой.
Методы
и
приёмы
обучения
игре
умственно
от ст алых
дошкольников.
При
формировании
игровой
деятельности
используются прямые
и
косвенные методы руководства игрой.
- обыгрывание игрушек педагогом, показ игровых действий, совместная
игра педагога и детей;
- показ педагогом игровых действий с игрушками с одновременным
объяснением, выполнение детьми действий по подражанию и образцу;
- наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни,
специальная организация на занятиях ряда действий.
Перейти
осознанно
на
уровень
ролевого
поведения
детям
также
помогает ряд специальных приёмов:
- демонстрация
педагогом
элементов
сюжетно-ролевой
игры
с
предварительным и попутным разъяснением их смысла;
- последовательное введение детей в игровую ситуацию и роль;
- выполнение роли по подражанию.
- участие педагога в какой-либо роли, часто в главной.
Выбор методов обучения и руководства игрой определяется задачами
обучения и уровнем сформированности игровой деятельности детей.
Организация обучения детей с УО игровой деятельности.
Необходимым
условием
развития
игровой
деятельности
детей
с
нарушением интеллекта является ее правильная организация в дошкольном
учреждении. В режиме дошкольного учреждения для детей с недостатками
интеллекта
предусматриваются
как
специальные
занятия,
так
и
время,
отведенное на свободную игровую деятельность.
Специалисты осуществляеют обучение игре, а воспитатель и тьютер
закрепляет полученные детьми игровые навыки.
Учитель-логопед
-психолого-педагогическое
обследование
ребенка,
выявление
его
индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в
целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;
-планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-
развивающей деятельности;
-анализ
динамики
развития
каждого
ребенка
в
процессе
коррекционно-
развивающей деятельности; текущий мониторинг состояния воспитанника
детского сада;
-консультации
педагогических
работников
и
родителей
о
применении
специальных
методов
и
технологий
коррекционно-развивающей
работы,
знакомство
родителей
с
результатами
диагностики,
с
планом
индивидуального развития;
-участие
в
координации
взаимодействия
всех
специалистов
дошкольного
учреждения.
-ежедневно проводит коррекционно-развивающую деятельность с детьми.
Педагог-психолог
-диагностическая и профилактическая работа с детьми;
-участие
в
составлении
и
реализации
индивидуальных
коррекционных
программ для детей;
- повышение уровня психологической компетентности педагогов детского
сада;
-консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в
семье.
-Взаимодействие с семьей ребенка находится под постоянным вниманием
психолога.
Именно
он
работает
со
всеми
членами
семьи,
улучшая
микроклимат
семьи,
согласовывая
единые
требования
семьи
и
педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.
Инструктор по физической культуре
осуществляет укрепление здоровья детей;
совершенствует психомоторные способности дошкольников;
способствует развитию двигательной сферы воспитанников с умственной
отсталостью, умению выполнять основные движения, развивает общую и
мелкую моторику, умение выполнять действия по речевой инструкции в
целях достижения определенного смысла;
особенности
планирования
коррекционно-развивающей
деятельности
по
физической
культуре
состоят
в
развитии
общих
двигательных
умений
и
навыков, характерных для таких детей.
Тьютор
-Сопровождение
во спитанников
в
с п е ц и а л ь н о - о р га н и з о ва н н о й
коррекционно-развивающей деятельности
-проведение
специально-организованной
коррекционно-развивающей
деятельности,
организация
совместной
и
самостоятельной
деятельности
детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики
рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики
через подвижные игры и игровые упражнения;
-организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций
специалистов;
-применение
здоровьесберегающих
технологий,
создание
благоприятного
климата в группе.
Музыкальный руководитель
осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ
для детей;
определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно-
развивающего воспитания;
учитывает
психологическое,
речевое
и
физическое
развитие
детей
при
подборе музыкального, песенного репертуара;
отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов
деятельности;
использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Музыкальный
руководитель
проводит
коррекционно-развивающую
деятельность
по
музыкальному
воспитанию
и
развитию
ритмических
способностей,
а
также
организует
подготовку
и
проведение
детских
утренников, праздников, досугов.
Педагог дополнительного образования по ИЗО
проведение
специально-организованной
коррекционно-развивающей
деятельности по продуктивным видам деятельности индивидуально;
развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник
рисования;
воспитание культурно-гигиенических навыков.
В системе коррекционно – развивающей работе мы используем игры,
которые направлены на:
Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка;
- Формирование речевых навыков;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Формирование правильного поведения;
- Формирование культурно- гигиенических навыков;
- Формирование трудовых навыков;
Дидактические игры
Такие игры развивают зрительное восприятие, память, закрепляются цвет,
форма.
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук
Эти
игры
обусловлены
фактурой
материала
-
мелкие
размеры,
характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения.
Это успокаивает и расслабляет детей. Развиваются тактильные ощущения,
зрительное и слуховое восприятие.
Игры на развитие общей моторики
Воспитываются
межличностные
отношения. Развивается
речь,
общая
моторика, формируются положительные эмоции и т. д.
Игры со строительным материалом
В
процессе
игры
со
строительным
материалом
формируются
представления о форме, величине, цвете, дети учатся ориентироваться в
пространстве. Так же формируются коммуникативные навыки.
Подвижные игры
Большая роль отводится подвижным играм, особенно на свежем воздухе,
что способствует укреплению здоровья детей. Дети испытывают радость,
восторг, с большим интересом играют. В ходе подвижных игр дети учатся
быстро
и
правильно
ориентироваться
в
пространстве, развивается
общая
моторика, происходит коррекция познавательной сферы детей.
Игры на развитие культурно- гигиенических навыков
Использование игры в режимных моментах приводит к тому - что, дети с
ж е л а н и е м
и д у т
у м ы в ат ь с я .
Та ко й
м е т од
р а б о т ы
в ы з ы в а е т
у детей эмоциональный отклик, чувство сопричастности, всё сопровождается
действиями, развивается речь, зрительное восприятие, идёт коррекция общей
моторики рук.
Игры на формирования трудовых навыков: игры направленные на
формирование
трудовых
навыков,
проводимые
в
системе
и
ежедневно,
приводит к тому,
что дети научились
убирать за собой предметы,
с
которыми они манипулировали.
Релаксация
Таким образом, процесс формирования игровой деятельности детей с
проблемами
интеллектуального
развития
имеет
свои
особенности:
индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения,
структурная
простота
содержания
знаний
и
умений,
повторяемость
в
обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Используемая литература:
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Корекционно – развивающее обучение и
воспитание
дошкольников
с
нарушением
интеллекта.
Методические
рекомендации. Москва «Просвещение» 2009
П р о г р а м м а
д о ш ко л ь н ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и й
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. Корекционно – развивающее обучение и воспитание. Москва
«Просвещение» 2003