Автор: Макарова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат"
Населённый пункт: город Бобров Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проблемного обучения"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные
задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что
в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.
Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в
нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и
вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени,
ни
проникали
в
школу,
как
бы
ни
менялись
программы
и
учебники,
формирование
культуры
интеллектуальной
деятельности
учащихся
всегда
было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных
задач.
Успех
интеллектуального
развития
школьника
достигается
главным
образом
на
уроке,
когда
учитель
остается
один
на
один
со
своими
воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от
его
умения
организовать
систематическую
познавательную
деятельность
зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к
постоянному
самообразованию,
т.е.
их
интеллектуальное
развитие,
что
убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей
школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного
обучения.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором
сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча-
щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена
с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия
преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча-
щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и
мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими
научных понятий и способов деятельности.
Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное пси-
хологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения та-
кого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете,
способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной
ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного
выполнения задания, для выполнения нужного действия .
Проблемное обучение является ведущим элементом современной сис-
темы
развивающего
обучения,
включающей
содержание
учебных
курсов,
разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного про-
цесса в школе.
Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а
именно,
методов
построенных
с
учетом
целеполагания
и
принципа
проблемности.
«Проблемная
ситуация»
и
«учебная
проблема»
являются
основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не
как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как
диалектическое
взаимодействие
и
взаимосвязь
этих
двух
деятельностей,
каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно стал-
кивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения кото-
рых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.
Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-
учными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об
интересном факте, опыте. Как правило, это связано с экскурсом в историю
науки.
В результате происходит не только усвоение новых знаний, но и фор-
мирование познавательной потребности, без чего невозможно успешное обу-
чение, развитие мышления учащихся.
Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-
учными
фактами
можно
и
с
помощью
различных
наглядных
средств,
с
помощью практических заданий, в ходе выполнения которых школьники
обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить
противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.
В школьной практике широкое применение получили проблемные си-
туации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов
действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их
побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами.
Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости
овладения новыми способами действия.
Под
технологией проблемного
обучения понимается такая организа-
ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи-
теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча-
щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла-
дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыс-
лительных способностей.
Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель
создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, ор-
ганизует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию
субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания,
он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблем-
ным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт инди-
видуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференциро-
ванного и индивидуального подхода .
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим
найти способ его решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-
предлагает
классу
рассмотреть
явление
с
различных
позиций
(например, командира, юриста, финансиста, педагога);
-
побуждает
обучаемых
делать
сравнения,
обобщения,
выводы
из
ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкре-
тизацию, логику рассуждения);
-
определяет
проблемные
теоретические
и
практические
задания
(например: исследовательские);
-
ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или из-
быточными
исходными
данными,
с
неопределённостью
в
постановке
вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками,
с
ограниченным
временем
решения,
на
преодоление
«психологической
инерции»
и
др.).
Для
реализации
проблемной
технологии
необходимы:-
отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах
учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание
учебных и методических пособий и руководств;
-
личностный
подход
и
мастерство
учителя,
способные
вызвать
заинтересованность учащихся в деле.
Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное
мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных
находок и открытий.
При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправ-
ными участниками совместной учебной деятельности .
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает
учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, -
формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой
самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем
в
процессе
обучения.
Поэтому
педагог
должен
знать
о
тех
условиях,
в
которые
следует
ставить
школьников,
чтобы
стимулировать
подлинное
продуктивное
мышление.
Одним
из
таких
условий
является
создание
проблемных
ситуаций,
которые
составляют
необходимую
закономерность
творческого мышления, его начальный момент.
Главная
ценность
в
том,
что
дети
в
очередной
раз
получают
возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что
не
на
каждый
вопрос
есть
готовый
ответ,
что
ответ
может
быть
неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить
свой ответ, отстаивать свое мнение.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к
умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду
на пользу общества.