Напоминание

"Технология проблемного обучения"


Автор: Макарова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская школа-интернат"
Населённый пункт: город Бобров Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проблемного обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные

задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что

в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в

нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и

вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени,

ни

проникали

в

школу,

как

бы

ни

менялись

программы

и

учебники,

формирование

культуры

интеллектуальной

деятельности

учащихся

всегда

было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных

задач.

Успех

интеллектуального

развития

школьника

достигается

главным

образом

на

уроке,

когда

учитель

остается

один

на

один

со

своими

воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от

его

умения

организовать

систематическую

познавательную

деятельность

зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к

постоянному

самообразованию,

т.е.

их

интеллектуальное

развитие,

что

убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей

школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного

обучения.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором

сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча-

щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена

с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия

преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча-

щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и

мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими

научных понятий и способов деятельности.

Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное пси-

хологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения та-

кого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете,

способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной

ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного

выполнения задания, для выполнения нужного действия .

Проблемное обучение является ведущим элементом современной сис-

темы

развивающего

обучения,

включающей

содержание

учебных

курсов,

разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного про-

цесса в школе.

Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а

именно,

методов

построенных

с

учетом

целеполагания

и

принципа

проблемности.

«Проблемная

ситуация»

и

«учебная

проблема»

являются

основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не

как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как

диалектическое

взаимодействие

и

взаимосвязь

этих

двух

деятельностей,

каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно стал-

кивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения кото-

рых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-

учными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об

интересном факте, опыте. Как правило, это связано с экскурсом в историю

науки.

В результате происходит не только усвоение новых знаний, но и фор-

мирование познавательной потребности, без чего невозможно успешное обу-

чение, развитие мышления учащихся.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-

учными

фактами

можно

и

с

помощью

различных

наглядных

средств,

с

помощью практических заданий, в ходе выполнения которых школьники

обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить

противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

В школьной практике широкое применение получили проблемные си-

туации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов

действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их

побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами.

Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости

овладения новыми способами действия.

Под

технологией проблемного

обучения понимается такая организа-

ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи-

теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча-

щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла-

дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыс-

лительных способностей.

Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель

создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, ор-

ганизует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию

субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания,

он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблем-

ным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт инди-

видуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференциро-

ванного и индивидуального подхода .

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим

найти способ его решения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-

предлагает

классу

рассмотреть

явление

с

различных

позиций

(например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-

побуждает

обучаемых

делать

сравнения,

обобщения,

выводы

из

ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкре-

тизацию, логику рассуждения);

-

определяет

проблемные

теоретические

и

практические

задания

(например: исследовательские);

-

ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или из-

быточными

исходными

данными,

с

неопределённостью

в

постановке

вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками,

с

ограниченным

временем

решения,

на

преодоление

«психологической

инерции»

и

др.).

Для

реализации

проблемной

технологии

необходимы:-

отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах

учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание

учебных и методических пособий и руководств;

-

личностный

подход

и

мастерство

учителя,

способные

вызвать

заинтересованность учащихся в деле.

Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное

мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных

находок и открытий.

При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправ-

ными участниками совместной учебной деятельности .

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает

учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, -

формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой

самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем

в

процессе

обучения.

Поэтому

педагог

должен

знать

о

тех

условиях,

в

которые

следует

ставить

школьников,

чтобы

стимулировать

подлинное

продуктивное

мышление.

Одним

из

таких

условий

является

создание

проблемных

ситуаций,

которые

составляют

необходимую

закономерность

творческого мышления, его начальный момент.

Главная

ценность

в

том,

что

дети

в

очередной

раз

получают

возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что

не

на

каждый

вопрос

есть

готовый

ответ,

что

ответ

может

быть

неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить

свой ответ, отстаивать свое мнение.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к

умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду

на пользу общества.



В раздел образования