Напоминание

"Помощь родителям детей с тяжелыми множественными нарушениями развития."


Автор: Мельникова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь родителям детей с тяжелыми множественными нарушениями развития."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Помощь родителям детей

с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными

нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной

ситуации.

Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития

в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для

родителей.

Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После

рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья родители

нередко вынуждены менять профессию ( а иногда и оставлять ее, чтобы

иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом), что приводит к

резкой смене круга общения и лишает возможности поддержки со стороны

близких людей.

Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая

круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения

больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация

усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо

радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее

ребенка, стыда , вызванное самим фактом рождения ребенка с ОВЗ, а

иногда и чувство вины перед ребенком.

Помимо этого родители вынуждены сталкиваться с недостаточной

толерантностью общества к ребенку – инвалиду. Все это ведет к

значительному снижению эмоционального фона в семье, что не может не

сказывается на возможностях развития ребенка.

Также препятствует обучению недостаточная информированность

родителей об особенностях детей с тяжелыми множественными

нарушениями развития и традиционно сложившееся представление о них

как о необучаемых.

Несмотря на развитие медицинских, технических и педагогических

возможностей реабилитации, это мнение до сих пор является довольно

распространенным не только среди родителей, но иногда и, к сожалению,

среди специалистов.

Таким образом родители, воспитывающие детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи,

осуществляемой в следующих основных направлениях :

- психологическая

- информационная

1

- методическая

Для повышения эмоционального фона в семье, преодоления «социальной

изоляции», снижения уровня тревожности родителей и нормализации

психологической ситуации, на наш взгляд , целесообразно использовать

следующие формы работы:

- психологические консультации, во время которых родители могут

получить информацию об оптимальных способах взаимодействия со своим

ребенком;

- психологические тренинги, направленные на осознание и принятие

ситуации рождения больного ребенка и поддержку положительного

эмоционального фона в семье;

- клубы взаимопомощи родителей . объединяющие людей со схожей

ситуацией и позволяющие им осуществлять взаимную поддержку,

делиться своими эмоциями и переживаниями.

Информационная поддержка включает в себя обучающие занятия с

родителями, в ходе которых они имеют возможность познакомиться с

особенностями, а главное, возможностями развития ребенка с тяжелыми

множественными нарушениями развития, существующими методиками

работы, средствами реабилитации детей.

Такие занятия могут проводится как в виде отдельных лекций, так и

модулей , открытых занятий и мастер-классов педагогов-дефектологов,

семинаров и вебинаров.

Также эффективным способом осуществления информационной

поддержки является размещения тематических материалов на сайте

организации, осуществляющей обучение и воспитание детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития, выпуск информационных

буклетов и оформление стендов.

Программа методической поддержки родителей составляется педагогом,

осуществляющим непосредственную работу с ребенком, имеющим

тяжелые множественные нарушения развития, на основании рекомендаций

ПМПК и данных, полученных в ходе анкетирования родителей и

наблюдения за ребенком. В такую программу, как правило, включаются

дискуссии формата «круглый стол», обучающие занятия по развитию детей

с тяжелыми множественными нарушениями развития, лекционные часы,

организация «школы родителей особого ребенка», подготовка

методических пособий для родителей, разработка других

сопровождающих материалов ( дневников, домашних заданий, памяток и

пр.).

Задача воспитателей – продемонстрировать продемонстрировать

родителям возможности развития детей с тяжелыми множественными

2

нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество,

научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном

итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и ,

как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов, что в свою

очередь, открывает новые перспективы в обучении и воспитании.

Так, примерное планирование работы воспитателя с родителями детей, имеющих тяжелые

множественные нарушения развития, может выглядеть следующим образом:

Вид работы

На что направлена работа

Анкетирование

родителей

Выяснение данных о социальной ситуации развития

ребенка ( состав семьи, бытовые условия, отношение

членов семьи к ребенку) ; получение информации о

возможностях родителей в плане обучения и развития

ребенка; выяснение уровня ожиданий родителей.

Консультационная

работа при

анализе данных

ПМПК

Информирование родителей об объективных

возможностях ребенка; основных направлениях

работы; особенностях данной структуры нарушения

Составление

плана работы на

основе анализа

данных

анкетирования и

результатов

ПМПК,

знакомства

родителей с

индивидуальным

планом

Обеспечение предпосылок взаимодействия между

воспитателем и родителями детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития,

ознакомление родителей с перспективами развития

ребенка

Разработка

памяток, журнала

занятий родителей

с детьми

Обеспечение элементарной методической поддержки

родителей

3

Подготовка

домашних занятий

Закрепление умений, полученных в ходе занятий с

воспитателем, формирование эмоциональной связи

между родителями и ребенком, формирование навыков

Консультации

родителей

Ведение «рабочих» вопросов по обучению ребенка,

своевременная методическая поддержка родителей,

обеспечение быстрой обратной связи.

Обучающиеся

занятия (мастер-

классы)

Знакомство родителей с особенностями организации

занятий с детьми, имеющими тяжелые множественные

нарушения развития

Организация

«круглых столов»,

родительских

собраний

Обмен опытом между родителями детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития, решение

общих вопросов, выяснение ожиданий родителей,

определение интересующих их направлений работы

Анализ журналов

занятий

родителей с

детьми,

дневниковых

записей

Поиск и решение возможных проблем во

взаимодействии ребенка с родителями, корректирование

индивидуального плана работы

Подобная системная комплексная поддержка помогает родителям

преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на

эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает

предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося

с тяжелыми множественными нарушениями развития.

4



В раздел образования