Автор: Мельникова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь родителям детей с тяжелыми множественными нарушениями развития."
Раздел: среднее профессиональное
Помощь родителям детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными
нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной
ситуации.
Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития
в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для
родителей.
Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После
рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья родители
нередко вынуждены менять профессию ( а иногда и оставлять ее, чтобы
иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом), что приводит к
резкой смене круга общения и лишает возможности поддержки со стороны
близких людей.
Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая
круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения
больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация
усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо
радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее
ребенка, стыда , вызванное самим фактом рождения ребенка с ОВЗ, а
иногда и чувство вины перед ребенком.
Помимо этого родители вынуждены сталкиваться с недостаточной
толерантностью общества к ребенку – инвалиду. Все это ведет к
значительному снижению эмоционального фона в семье, что не может не
сказывается на возможностях развития ребенка.
Также препятствует обучению недостаточная информированность
родителей об особенностях детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития и традиционно сложившееся представление о них
как о необучаемых.
Несмотря на развитие медицинских, технических и педагогических
возможностей реабилитации, это мнение до сих пор является довольно
распространенным не только среди родителей, но иногда и, к сожалению,
среди специалистов.
Таким образом родители, воспитывающие детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи,
осуществляемой в следующих основных направлениях :
- психологическая
- информационная
1
- методическая
Для повышения эмоционального фона в семье, преодоления «социальной
изоляции», снижения уровня тревожности родителей и нормализации
психологической ситуации, на наш взгляд , целесообразно использовать
следующие формы работы:
- психологические консультации, во время которых родители могут
получить информацию об оптимальных способах взаимодействия со своим
ребенком;
- психологические тренинги, направленные на осознание и принятие
ситуации рождения больного ребенка и поддержку положительного
эмоционального фона в семье;
- клубы взаимопомощи родителей . объединяющие людей со схожей
ситуацией и позволяющие им осуществлять взаимную поддержку,
делиться своими эмоциями и переживаниями.
Информационная поддержка включает в себя обучающие занятия с
родителями, в ходе которых они имеют возможность познакомиться с
особенностями, а главное, возможностями развития ребенка с тяжелыми
множественными нарушениями развития, существующими методиками
работы, средствами реабилитации детей.
Такие занятия могут проводится как в виде отдельных лекций, так и
модулей , открытых занятий и мастер-классов педагогов-дефектологов,
семинаров и вебинаров.
Также эффективным способом осуществления информационной
поддержки является размещения тематических материалов на сайте
организации, осуществляющей обучение и воспитание детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития, выпуск информационных
буклетов и оформление стендов.
Программа методической поддержки родителей составляется педагогом,
осуществляющим непосредственную работу с ребенком, имеющим
тяжелые множественные нарушения развития, на основании рекомендаций
ПМПК и данных, полученных в ходе анкетирования родителей и
наблюдения за ребенком. В такую программу, как правило, включаются
дискуссии формата «круглый стол», обучающие занятия по развитию детей
с тяжелыми множественными нарушениями развития, лекционные часы,
организация «школы родителей особого ребенка», подготовка
методических пособий для родителей, разработка других
сопровождающих материалов ( дневников, домашних заданий, памяток и
пр.).
Задача воспитателей – продемонстрировать продемонстрировать
родителям возможности развития детей с тяжелыми множественными
2
нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество,
научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном
итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и ,
как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов, что в свою
очередь, открывает новые перспективы в обучении и воспитании.
Так, примерное планирование работы воспитателя с родителями детей, имеющих тяжелые
множественные нарушения развития, может выглядеть следующим образом:
Вид работы
На что направлена работа
Анкетирование
родителей
Выяснение данных о социальной ситуации развития
ребенка ( состав семьи, бытовые условия, отношение
членов семьи к ребенку) ; получение информации о
возможностях родителей в плане обучения и развития
ребенка; выяснение уровня ожиданий родителей.
Консультационная
работа при
анализе данных
ПМПК
Информирование родителей об объективных
возможностях ребенка; основных направлениях
работы; особенностях данной структуры нарушения
Составление
плана работы на
основе анализа
данных
анкетирования и
результатов
ПМПК,
знакомства
родителей с
индивидуальным
планом
Обеспечение предпосылок взаимодействия между
воспитателем и родителями детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития,
ознакомление родителей с перспективами развития
ребенка
Разработка
памяток, журнала
занятий родителей
с детьми
Обеспечение элементарной методической поддержки
родителей
3
Подготовка
домашних занятий
Закрепление умений, полученных в ходе занятий с
воспитателем, формирование эмоциональной связи
между родителями и ребенком, формирование навыков
Консультации
родителей
Ведение «рабочих» вопросов по обучению ребенка,
своевременная методическая поддержка родителей,
обеспечение быстрой обратной связи.
Обучающиеся
занятия (мастер-
классы)
Знакомство родителей с особенностями организации
занятий с детьми, имеющими тяжелые множественные
нарушения развития
Организация
«круглых столов»,
родительских
собраний
Обмен опытом между родителями детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития, решение
общих вопросов, выяснение ожиданий родителей,
определение интересующих их направлений работы
Анализ журналов
занятий
родителей с
детьми,
дневниковых
записей
Поиск и решение возможных проблем во
взаимодействии ребенка с родителями, корректирование
индивидуального плана работы
Подобная системная комплексная поддержка помогает родителям
преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на
эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает
предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося
с тяжелыми множественными нарушениями развития.
4