Напоминание

"Развитие математических способностей у дошкольников"


Автор: Пичугина Инесса Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 "Теремок" Ступинского муниципального района
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математических способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 18 «Теремок» Ступинского муниципального района
«Развитие математических способностей

у дошкольников»
Материал подготовила: воспитатель
Пичугина И.В.
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост 53см, вес 3кг 300г. Время рождения 11часов 50 минут и так далее.
Ребёнок растёт и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл. Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета. Потом он пойдёт в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без неё нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечёт его. А вот если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой или, говоря расхожими фразами, подружиться с ней, увидеть в неё интересную игру а, точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и так далее, познавать что-то новое, необычное. Тогда, наверно, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Итак, наша цель в ДОУ: познакомить ребёнка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве (или около того). А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно. - Первое, что приходит в голову - это количество чего бы то ни было и манипуляция с этим количеством - пересчёт, сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение и т.д. Это только одна сторона медали - арифметика. И многие родители думают, что на том математика и заканчивается. Но в математику входит много других разделов, к которым тоже нужно готовиться. - Геометрия - гармония линий и фигур поражала меня в детстве больше всего в математике. Наверно, потому, что она была хорошо видна глазами (тогда как гармонию чисел увидеть трудно, её можно почувствовать только хорошо овладев счетом). - Чтобы научиться понимать математику, нужно разобраться в свойствах, признаках различных предметов, научиться объединять предметы, классифицировать по этим признакам, сравнивать эти признаки между собой и видеть между ними разницу.
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех окружающих нас явлений ( это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и т.д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. При обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым
логическим мышлением
всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Учебники математики современных школьных образовательных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего, разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в
литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть
заданий логико-конструктивного характера
. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация
- построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ
- выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все красные или кислые".
Синтез
- соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет. 1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный". 2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики". 3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое. Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, -
конструированию
. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение
- логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Классификация
- разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: - по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); - по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.); - по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые); - по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.); - по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение
- это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.


В раздел образования