"Развитие математических способностей у дошкольников"
Автор: Пичугина Инесса Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 "Теремок" Ступинского муниципального района Населённый пункт: город Ступино, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие математических способностей у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 18 «Теремок»
Ступинского муниципального района
«Развитие математических способностей
у дошкольников»
Материал подготовила: воспитатель
Пичугина И.В.
Математика
входит
в
жизнь
ребёнка
с
момента
рождения.
Какие
слова
произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост
53см, вес 3кг 300г. Время рождения 11часов 50 минут и так далее.
Ребёнок растёт и каждый день слышит много для себя нового, в частности,
слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных
величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой
математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши,
он постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их
смысл.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до
всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из
книг,
сказок,
детских
передач,
но
если
и
дойдёт,
то
этот
процесс
будет
продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная
каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению
предмета.
Потом он пойдёт в школу, будет изучать математику в обязательном порядке,
так как без неё нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это
какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной
или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечёт его.
А вот если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться
с математикой или, говоря расхожими фразами, подружиться с ней, увидеть в неё
интересную
игру
а,
точнее,
игры,
где
надо
что-то
угадывать,
придумывать,
переделывать, как тебе хочется и так далее, познавать что-то новое, необычное.
Тогда, наверно, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство
владения предметом, интерес к нему.
Итак,
наша
цель
в
ДОУ:
познакомить
ребёнка
с
математикой,
чтобы
он
впоследствии мог ею овладеть в совершенстве (или около того).
А
теперь
давайте
разберёмся,
из
чего
же
состоит
математика,
а
потом
поговорим о каждой теме подробно.
- Первое, что приходит в голову - это количество чего бы то ни было и
манипуляция с этим количеством - пересчёт, сложение, вычитание, умножение,
деление, сравнение и т.д. Это только одна сторона медали - арифметика. И многие
родители думают, что на том математика и заканчивается. Но в математику
входит много других разделов, к которым тоже нужно готовиться.
- Геометрия - гармония линий и фигур поражала меня в детстве больше всего
в математике. Наверно, потому, что она была хорошо видна глазами (тогда как
гармонию чисел увидеть трудно, её можно почувствовать только хорошо овладев
счетом).
- Чтобы научиться понимать математику, нужно разобраться в свойствах,
признаках
различных
предметов,
научиться
объединять
предметы,
классифицировать по этим признакам, сравнивать эти признаки между собой и
видеть между ними разницу.
- Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по
силам
математические
задачи.
Для
начала
это
-
логика
жизни,
логика
всех
окружающих нас явлений ( это случилось, потому что… или наоборот, чтобы
было так, как нам надо, нужно сделать так…, чтобы не было так, нужно… и т.д.)
У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать,
обыгрывать.
И
родители,
и
педагоги
знают,
что
математика
-
это
мощный
фактор
интеллектуального
развития
ребенка,
формирования
его
познавательных
и
творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
зависит
успешность
обучения
математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной
школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем
ответить
на
этот
вопрос
и
показать,
почему
общепринятые
подходы
к
математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых
положительных результатов.
Многие
родители
полагают,
что
главное
при
подготовке
к
школе
-
это
познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и
вычитать. При обучении математике по учебникам современных развивающих
систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас
заученных
знаний
кончается
очень
быстро
(через
месяц-два),
и
несформированность
собственного
умения
продуктивно
мыслить
(то
есть
самостоятельно
выполнять
указанные
выше
мыслительные
действия
на
математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с
математикой".
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет
больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее
научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Учебники
математики
современных
школьных
образовательных
систем
построены
таким
образом,
что
уже
на
первых
уроках
ребенок
должен
использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать
результаты своей деятельности.
Однако
не
следует
думать,
что
развитое
логическое
мышление
-
это
природный
дар,
с
наличием
или
отсутствием
которого
следует
смириться.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием
логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда
природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего,
разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в
литературе также называют логическими приемами мышления. При организации
специальной развивающей работы над формированием и развитием логических
приемов
мышления
наблюдается
значительное
повышение
результативности
этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле
математического
развития.
Еще
более
повышает
процесс
усвоения
ребенком
знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую
моторику,
то
есть заданий логико-конструктивного характера . Кроме того,
существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить
эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов
по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки,
вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или
выделение
группы
объектов
по
определенному
признаку.
Например,
задан
признак: "Найти все красные или кислые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое
целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие
друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через
анализ).
Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет.
1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми
красный
мячик";
"Возьми
красный,
но
не
мячик";
"Возьми
мячик,
но
не
красный".
2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери
все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики".
3.
Задание
на
выбор
одного
или
нескольких
предметов
по
нескольким
указанным
признакам:
"Выбери
маленький
синий
мячик";
"Выбери
большой
красный
мячик".
Задание
последнего
вида
предполагает
соединение
двух
признаков предмета в единое целое.
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем
способность
к
анализу.
То
есть,
если
ребенок
знает,
как
это
было
собрано
(сложено,
сконструировано),
ему
легче
анализировать
и
выделять
составные
части.
Именно
поэтому
столь
серьезное
значение
уделяется
в
дошкольном
возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию .
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики,
разрезные
картинки,
подходящие
этому
возрасту
и
вызывающие
у
ребенка
желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его
цель
-
способствовать
доведению
работы
до
конца,
то
есть
до
получения
задуманного или требуемого целого объекта.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления
сходства
и
различия
между
признаками
объекта
(предмета,
явления,
группы
предметов).
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку,
который
называют
основанием
классификации.
Классификацию
можно
проводить
либо
по
заданному
основанию,
либо
с
заданием
поиска
самого
основания. Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в
эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает
летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов
процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация
общего
признака
двух
или
более
объектов.
Обобщение
хорошо
понимается
ребенком,
если
является
результатом
деятельности,
произведенной
им
самостоятельно,
например
классификации:
эти
все
-
большие,
эти
все
-
маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и
др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на
развитие математических способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не
станет
непременным
победителем
математических
олимпиад,
проблем
с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной
школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.