Автор: Гринюк Людмила Любомировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Колокольчик"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Цикл экологических игр для дошкольников
Тема: "СРАВНЕНИЕ ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ" ( средний дошкольный возраст в соответствии с ФГОС)
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Колокольчик»
ЯНАО г. Ноябрьск
Гринюк Людмила Любомировна
воспитатель
Цикл экологических игр для дошкольников
"СРАВНЕНИЕ ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ"
( средний дошкольный возраст
в соответствии с ФГОС)
Пояснительная записка
к циклу экологических игр для дошкольников
"Сравнение домашних и диких животных"
Как известно, животные населяют всю планету Земля: непосредственно землю, а
также
водные
пространства.
Многие
животные
живут
вдали
от
человечества
или
незаметны для нас из-за своих размеров. Некоторые, наоборот, постоянно встречаются
нам.
Роль
животных
для
природы
столь
же
огромна,
как
и
значение
растений.
В
незапамятные времена люди вплотную сталкивались с дикими зверями, птицами, рыбами.
Тогда быт людей был связан с охотой и рыболовством. Мясо добычи служило едой, из
шкур делали одежду, из костей – ножи и другие орудия труда. Человеку было необходимо
спасаться от хищников, для этого надо было очень хорошо знать их особенности, их
повадки.
Хорошо узнав повадки диких животных, древние люди сумели приручить их. Так
появились домашние животные.
Целью цикла является уточнение с детьми признаков домашних животных: живут
вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о
домашних
животных
-
создает
им
все
необходимые
условия
жизни.
Показать,
что
домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в
лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от
врагов. Уточнить и закрепить правила поведения в лесу. Учить детей отличать хорошие
добрые
поступки
от
иных;
воспитывать
желание
по-доброму
относится
к
людям,
к
природе, умение сочувствовать, сопереживать. Воспитывать любовь к природе, доброе и
гуманное отношение к животным.
Цикл экологических игр для дошкольников
"СРАВНЕНИЕ ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ"
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут
вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о
домашних
животных
-
создает
им
все
необходимые
условия
жизни.
Показать,
что
домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в
лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от
врагов.
Упражнять
умственные
умения
детей:
объяснять,
сравнивать,
доказывать,
делать
выводы, применять знания в новых ситуациях.
Материал
к
занятию.
Картины
с
изображением
домашних
и
диких
животных,
дидактическая игра" Домашние и дикие животные".
ХОД ИГРЫ
Часть I
Воспитатель
просит
назвать
домашних
животных.
Выставляет
картины
с
изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове.
Делает
обобщение:
перечисляет
признаки,
по
которым
корова
и
свинья
относятся
к
домашним животным.
Часть II
Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних.
Показывает картину с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый
год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу:
Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому
что она толстая (не может быстро бегать), потому что она светлой окраски ( ее хорошо
видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки ), она погибнет от холода
и голода так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она
привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое.
Аналогично проводится сравнение лося и коровы
Часть III
Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру- соревнование " Кто больше
даст правильных ответов ". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или
дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих
команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее
количество.
Воспитатель одной команде загадывает загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Самой - самой настоящей
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)
После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям
объяснить, почему медведь относится к диким животным.
Второй команде загадывает загадку:
В подполье, в коморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?
(Мышка)
Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача,
- определить: мышь какое животное - домашнее или дикое?
Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека?
Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это
ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось
жить возле человека, в его доме.
Считают очки, приветствуют победителей.
"С ЧЕМ НЕЛЬЗЯ В ЛЕС ХОДИТЬ"
Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.
Материал:
карточки
с
изображением
ружья,
топора,
сачка,
магнитофон,
спичек,
велосипед......
ХОД ИГРЫ
Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы
в лесу.
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ"
Цель:
формировать
реалистические
представления
о
жизни
лесных
растений
и
животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние
оказывают влияние условие, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий
день....)
Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, елки, покрытые
снегом. Карточка с изображением зайцев - беляка, волка, лисы, медведя, сороки, белки.
ХОД ИГРЫ
Играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это
животное". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в
берлогу, зайца - под елку или под кустик, сороку на ветку дерева и т.д.).
Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карту.
"ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Цель: учить детей отличать хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание
по-доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны
веточки
у
деревьев,
разорены
гнезда...
Маленькие
карточки,
изображающие
добрые
поступки в природе.
ХОД ИГРЫ
Играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает
карточку
с
тем
или
иным
добрым
поступком
(
например,
дети
убирают
мусор,
перевязывают веточки),
спрашивает: " Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и
кладет на то место, где необходима эта помощь.
"ИСПРАВЬ ОШИБКУ ХУДОЖНИКА"
Цель: учить различать, где живут разные животные.
Материал: карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома,
птичника, конуры. Карточки с изображением , прикрепленные к жилищу. Например, к
курятнику - лошадь, к свинарнику собаку и т.д.
ХОД ИГРЫ
Дети должны найти ошибку и исправить ее, т.е. поместить животное туда, где оно
живет, и назвать жилище.
"ПОМОГИ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ"
Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время.
Формировать представления о лесниках и их деятельности - зимней подкормке животных.
Воспитывать желание совершать хорошие поступки.
Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней,
голубей; белки...
ХОД ИГРЫ
Воспитатель
поднимает
карточку
с
изображением
какого
-
либо
животного
и
спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям - сено, птицам - хлебные крошки,
семечки, зерно..)
"ПОМОГИ РАСТЕНИЯМ"
Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно
ему помочь.
Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений
со здоровыми, красивыми листьями.
ХОД ИГРЫ
Ведущий спрашивает: "Как помочь растению". Дети отвечают (подрыхлить землю,
полить, протереть пыль с листочков, пожалеть...).
"ПОМОГИ ЖИВОТНОМУ"
По аналогии с играми:
"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".
"СОВЕТЫ АЙБОЛИТА"
Цель: воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью.
Материал: карточки с изображением солнца, воздуха, овощей, фруктов, зелени...
ХОД ИГРЫ
Ведущий поднимает карточку с картинкой и спрашивает: "Чем полезен этот овощ
(например)?". Дети отвечают. Побеждает тот, кто дал больше всего правильных ответов.
"КТО ЧТО ЛЮБИТ?"
Цель: формировать навыки действенной готовности помочь животному (домашнему).
Закрепить знания об особенностях питания домашних животных.
Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением
"угощения". ХОД ИГРЫ
Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости... и спрашивает: "Кто это
любит?". (кошке - рыбу, собаке - кость, свинье - желуди..)
"КОМУ НУЖНА ВОДА?"
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.
Материал: большие карты с изображением (в центре) воды. Маленькие карточки с
изображением животных, человека, растений.
ХОД ИГРЫ
Дети должны выложить по кругу маленькие карточки и назвать, кому нужна вода.
"ЦИКЛОГРАММЫ РАЗВИТИЯ"
(рыбки, совы, дерева, бабочки, божьей коровки).
Цель: уточнить знания детей о стадиях роста и развития животных и растений.
Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие
карточки, изображающие определенную стадию развития животного.
ХОД ИГРЫ
Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у
них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.
"КТО ГДЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ?"
Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.
Материал:
карты
с
изображением
лугов,
степей,
северных
районов.
Карточки
с
изображением животных и растений.
ХОД ИГРЫ
Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.
"ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЛУГА, ЛЕСА, ВОДОЕМА, И СТЕПИ"
Цель: научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе
все взаимосвязано.
Материал: карточки с изображением животных и растений.
ХОД ИГРЫ
Дети должны правильно выложить цепь питания. Например: лист- гусеница - птица.