"Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста"
Автор: Кушнарёва Валентина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 "Теремок" Ступинского муниципального района Населённый пункт: город Ступино, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 18 «Теремок»
Ступинского муниципального района
«Развитие познавательных способностей детей
среднего дошкольного возраста»
Материал подготовила:
воспитатель первой кв. категории
Кушнарева В.Ю.
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательного
интереса
дошкольников
–
один
из
важнейших
вопросов
воспитания
и
развития
ребенка
дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный
интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех
его
развития
в
целом.
Ребенок,
которому
интересно
узнавать
что-то
новое
и
у
которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно,
самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Мы с вами остановимся на особенностях познавательного развития детей средней
возрастной группы.
После 4 лет развитие познавательных способностей дошкольников предусматривает
уже
не
только
восприятие
и
изучение
окружающей
действительности,
но
и
начало
восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка,
неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В
этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную
посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только
словами-предметами, но и словами-понятиями.
В
возрасте
4
лет
выделяется
несколько
основных
направлений
развития
познавательных способностей дошкольника:
* установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге
ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,
* знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой
и не осязает,
* начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает
понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),
* начало формирования положительного отношения к окружающему миру.
Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников
невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть
неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее,
наоборот,
полностью
лишат
его
всяческого
желания
что-либо
познавать.
В
качестве
главного
занятия
для
развития
познавательных
способностей
дошкольников
должен
выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами
обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей
дошкольника.
Подбирая развивающие игры для ребенка, мы должны помнить, что важнейшим
фактором
развития
познавательных
способностей
дошкольников
является
пример
взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим.
Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так
не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов
для подражания?
Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой
едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое касается и новых игр –
как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок должен
узнать
из
совместной
игры
со
взрослым.
В
развитии
познавательных
способностей
дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания.
Не
требуйте,
чтобы
малыш
запомнил
что-то
мгновенно.
Чтобы
новый
навык
закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия.
Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в
одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее,
когда им нужно сделать новое для себя действие. Но помните, что в занятиях с детьми
постарше, наоборот, необходимо постоянно вносить в игру какой-то новый элемент – при
этом, не изменяя сути игры.
Подбирая
материал
для
развития
познавательных
способностей
дошкольника,
учитывайте уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий
было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его
можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с
какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними,
либо отложить игры, где они упоминаются, на потом.
Играя с ребенком в развивающую игру, помните, что несмотря на игровые моменты,
это все-таки учебное занятие. Поэтому длительность его нужно четко регулировать. Как
только Вы увидите, что ребенок устал, сверните игру и займите его чем-нибудь другим. В
среднем, одна развивающая игра должна длиться около 15-20 минут. Кcтати, наиболее
эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают
дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка.
И,
конечно
же,
не
забывайте
хвалить
ребенка
и
стимулировать
использование
полученных в ходе занятий знаний в повседневной жизни. Развитие познавательных
способностей дошкольников будет эффективно только в том случае, если полученные
знания будут применяться ими на практике.
Чтобы
развитие
познавательных
способностей
дошкольников
было
эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого
игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом
случае
развитие
познавательных
способностей
Вашего
дошкольника
будет
идти
быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!