Напоминание

"К вопросу о роли лидера группы"


Авторы: Сахратуллина Лилия Фирдаусовна, Ломоносова Полина Михайловна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2103 ДО-3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "К вопросу о роли лидера группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сахратуллина Л.Ф.,

старший воспитатель

ГБОУ «Школа № 2103» г. Москвы,

Ломоносова П.М.,

воспитатель старшей группы

ГБОУ «Школа № 2103» г. Москвы

К вопросу о роли лидера группы

Так уж заложено природой, что в любой социальной группе есть лидер,

даже в группах с диаметрально противоположными целями, и задача у него

одна

сплотить

коллектив

и

обеспечить

его

эффективную

работу,

подчиняющуюся общим правилам в достижении общей цели.

Отметим,

что

лидер

должен

обладать

рядом

важных

качеств.

В

частности, обаянием и харизмой, которые позволяют «зацепить» коллектив,

вызвать

доверие.

Человеку,

не

обладающему

этими

качествами,

сложнее

увлечь за собой коллектив. Следует отметить, что существует такой архетип

лидеров, которые пытаются завоевать власть отнюдь не этими качествами.

Так

называемые

«отрицательные»

лидеры,

главным

оружием

которых

является

деспотизм.

Они

пытаются

установить

в

своем

коллективе

тоталитарный режим. Однако в образовательных учреждениях такие лидеры

не приемлемы, поэтому в рамках нашего рассуждения рассматривать их не

будем.

Вместе с тем, отметим такие качества как энергичность и активность.

Энергичная и активная личность руководителя, которая способна выполнять

и контролировать несколько дел одновременно задаёт определённую планку

коллективу. Ориентируясь на деятельного лидера, коллектив, как правило,

стремится быть похожим на него, стараясь своим участием приносить пользу

всей группе.

Наряду

с

указанными

качествами,

отметим

инициативность.

Лидер

способен

проявлять

инициативу,

однако

важно

придавать

правильное

направление энергии группы. Энергичная личность, которая не знает, куда и

как направить энергию тратит её впустую, а значит, не может являться

эффективным лидером.

Для того чтобы придавать правильное направление энергии группы

необходимы

знания,

грамотность

руководителя

черты

позволяющие

заслужить уважение коллектива, сплотить его вокруг себя и направить вектор

развития

в

лучшую

сторону.

Используя

знания

и

опыт,

лидер

может

построить систему, которая будет устраивать каждую единицу коллектива и

при этом не пострадает идея организации.

О с н о во п ол а га ющ и м

кач е с т вом

ру ко вод и т е л я

в ы с т у п а е т

ответственность. Лидер обязан ответственно подходить к решению любого

вопроса, просчитывать результат принятых им решений и уметь оперативно

устранять негативные последствия.

Рассмотрим

роль

лидера

на

примере

двух

социальных

групп

с

диаметрально противоположными целями.

Одна группа – коллектив, основная цель которого умственный труд, где

руководителем

является

обаятельный,

энергичный,

инициативный

и

ответственный

лидер,

который

раскрывает

таланты

каждого

участника

данной группы и развивает их.

Другая группа – коллектив, основная цель которого физический труд,

где лидер так же заботится о группе и принимает решения направленные на

её процветание, выделяя уникальные качества каждого.

Данные примеры показывают, что независимо от социального статуса и

цели группы – задачи лидера во многом одинаковы.

Отметим, что рассматривали группы, основными участниками которых

являются, взрослые, а теперь рассмотрим такую социальную группу, как

детский коллектив в детском саду.

Дети

достаточно

быстро

усваивают

законы

социума.

Порой,

не

научившись ходить и говорить – они уже достаточно осознанно пытаются

манипулировать окружающими, проверяя «на прочность» этот мир. Есть

дети, для которых правила установленные обществом не существуют, есть

такие,

которые

их

соблюдают.

Эти

дети

собираются

в

одну

большую

социальную группу – группу малышей в детском саду, где воспитатель –

лидер группы.

Рассмотрим указанные качества лидера – воспитателя, но в обратном

порядке.

Начнём

с

ответственности.

В

вопросе

воспитания

и

управления

группой детей данное качество лидера выступает основополагающим. Это

связанно с тем, что цена ошибки, неосторожности, халатности, равнодушия –

колоссальная!

Группа

детей

это

не

группа

зрелых

личностей

и

профессионалов – это пока лишь «ростки», а какими будут «всходы», во

многом зависит от того, кого эти ростки признали своим лидером.

В

связи

с

этим,

воспитатель

проявляющий

инициативность

и

энергично сть,

генерирующий

идеи,

проявляющий

заботу

о б

интеллектуальном,

духовно-нравственном,

эстетическом

и

физическом

развитии своих подопечных – получает обратную связь в виде неподдельного

интереса со стороны детей и их принятии того, что он делает для них и с

ними. Дети на подсознательном уровне чувствуют отношение к себе. Когда

они

сталкиваются

с

равнодушием,

то

отвечают

непослушанием

и

бойкотируют

все

попытки

дисциплинировать

их,

объединяясь

всем

коллективом

против

такого

лидера.

Воспитатели,

которые

искренне

и

с

любовью повседневно стараются увлечь детей новой игрой, интересными

развивающими занятиями, превращает физическую гимнастику в весёлое

мероприятие – становится как примером для подражания, так и позитивным

вектором развития личности.

Таким образом, роль воспитателя как лидера – не только ответственна,

но и священна!



В раздел образования