Напоминание

"Использование тестирования на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Алешкевич Дарья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лянторская СОШ №7"
Населённый пункт: г. Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Использование тестирования на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Алешкевич Д.В.

Использование тестирования на уроках русского языка

в начальной школе

Тестирование

один

из

современных

способов

оценки

знаний

учащихся. Оно

существенно

отличается

от

всех

аналогичных

методов

оценки, используемых в педагогической практике.

Тестированием

занимались

А.К.

Майоров,

С.И.

Аулова,

И.С.

Хирьянова, С.Н. Сиренко и др.

И.С. Хирьянова рассматривает преимущества и недостатки применения

тестов на уроках русского языка в начальных классах.

Среди преимуществ она выделяет следующие:

возможность

подготовки

вопросов

по

разным

темам

учебного предмета;

логичность и непротиворечивость заданий;

однозначность

интерпретации

результата

выполнения

теста;

строгий регламент выполнения теста;

от су т с т в и е

вл и я н и я

н а

р е зул ьт ат

о ц е н и в а н и я

профессиональных и личностных качеств учителя;

оценивание объективно, что дает учащемуся возможность

продемонстрировать свои знания в полном объеме;

оценивание не отнимает у педагога много времени;

тест позволяет оценить знания каждого ученика класса;

з а п и с ь

р е з ул ьт а т о в

т е с т а

р а з в и в а е т

у

д е т е й

добросовестность, аккуратность;

использование

тестов

в

учебном

процессе

повышает

у

детей интерес к обучению.

Наряду

с

достоинствами

авторы

выделяют

недостатки

в

использовании учителем тестирования в работе:

вопросы

теста

должны

быть

четко

сформулированы,

качество подготовки тестов должно быть высоким;

тесты не в полной мере позволяют выявить достижение

учащимися

личностных

и

метапредметных

результатов

освоения

общего образования программы;

существует вероятность выбора учеником ответа наугад или

методом исключения;

результаты выполнения учеником теста не дают учителю

возможности проследить его логику рассуждения;

у учителя отсутствует возможность оценить глубину знаний

ученика в полной мере.

Чтобы устранить часть из них, педагогу необходимо включать в тест

систему

заданий,

которая

будет

содержать

как

тестовые

задания

с

перечнем

вариантов

ответов,

так

и

тестовые

задания

открытого

типа,

позволяющие ученикам сформулировать ответ самостоятельно.

Мы использовали тестовую форму контроля в период прохождения

педагогической

практики.

На

основе

анализа

программы

для

начальной

школы

по

русскому

языку,

методического

пособия

«Контрольные

и

проверочные работы по русскому языку» Е.Н. Бунеевой нами разработаны

тесты по темам «Имя существительное как часть речи», «Словообразование

имен

существительных»,

«Местоимение

как

часть

речи»,

«Местоимения.

Личные местоимения».

Разработанные нами тесты включали задания с выбором правильного

ответа:

1.

Не является местоимением

слово

1)

она

2)

оно

3)

они

4)

одна

2.

Местоимение 1 лица мн.ч.

1)

я

2)

мы

3)

вы

4)

они

Задания на сопоставление:

Соедини слово и значение, которое имеет в нем суффикс –ник-

1)

орешник а) предмет по назначению

2)

кипятильник б) помещение

3)

советник в) заросли

4)

курятник г) лицо по занятию

В

таких

тестах,

требующих

репродуктивных

ответов

учащихся,

проверяются

знания

различных

понятий,

определений,

правил,

предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и

воспроизвести. Результаты выполнения тестов представлены на рисунке:

Как видно на рисунке, качество выполнения тестов заметно выросло.

Анализируя работы, отмечаем, что причиной низкого качества знаний

по второму тесту является небогатый словарный запас учащихся, поскольку

ребятам предлагалось образовать слова по заданным моделям.

Определив вопросы, на которые были даны неправильные ответы, мы

выявили пробелы в знаниях учащихся. Так, у большинства учеников 3 класса

возникали

сложности

с

определением

рода

имен

существительных,

обозначающих

животных;

вызвал

затруднения

разбор

слова

по

составу,

допущены ошибки при определении признаков местоимений и их форм.

Вывод:

использование

тестирования

на

уроках

русского

языка

в

начальной школе позволяет экономить время проверки, а систематическое его

использование повышает качество знаний.

Литература:

1.

Аулова

С.И.

Тестирование

как

форма

контроля

и

диагностики достигнутых результатов // Современный урок: начальная

школа. – 2013. – №6. – С 131-132.

2.

Сиренко

С.Н.

Место

тестирования

в

системе

методов

контроля и оценки знаний // Школьные технологии. – 2012. - №5.

3.

Хирьянова И. С. Применение тестового контроля на уроках

в начальной школе // Управление начальной школой. – 2013. - №10. –

С. 41.



В раздел образования