Автор: Сажнева Кристина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"
Населённый пункт: Город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока математики, тема: "Метр"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»
Технологическая карта урока математики
Выполнила учитель начальных классов
Сажнева Кристина Сергеевна
Тамбов
2017-18 уч. год
Пояснительная записка
Книга высшей математики начинается словами: «Мы знаем».
Илья Ильф (1897–1937
Урок математики по теме «Метр» является частью непрерывной цепи в системе образования и идёт следом за
темой «Числа от 1 до 100». Каждый человек должен быть знаком с такими измерительными единицами как: миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр для того, чтобы в дальнейшем ориентироваться не только в каких-либо жизненных
ситуациях, но и в образовательной системе в течение всего курса математики.
Данный урок проводится с целью введения новой измерительной единицы «метр», ученики должны понимать, как
и где можно использовать это понятие, так же оттачиваются такие умения как: сравнение < >, устный и письменный
счёта от 1 до 100, перевод единиц, решение задач, в том числе на уроке планируется решение комбинаторной задачи.
Урок проводится в игровой форме, так как обучающиеся на первой ступени образования лучше усваивают новый
материал, прежде всего в ходе игры добывая его самостоятельно с помощью элементов сказок, художественных героев,
определённой игровой линии, которая проводится от начала до конца занятия. Спасая, помогая, а вместе с тем овладевая
новыми знаниями, умениями, навыками дети с радостью активно занимаются в течение всего урока.
Технологическая карта
№ Параметр
Описание
1.
Учебный предмет
Класс
УМК
математика
2
«Перспектива»
2.
Тема:
«Метр»
3.
Цель:
-формировать понятие метр как единицу измерения величины длина;
-формировать умения выражать длины отрезков в изученных единицах длины,
выражать длины отрезков в разных единицах измерения, сравнивать однородные
величины.
4.
Ожидаемый учебный
результат
Личностные УУД:
-развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам
решения задач;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-умение проговаривать последовательность действий;
-умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
-умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы;
-умение на основе анализа объектов делать выводы;
-умение
владеть общим приемом решения задач
-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные УУД:
-умение высказывать своё предположение;
-умение оформлять свои мысли в устной форме;
-умение слушать и понимать речь других.
5.
Оборудование и материал
для педагога
для обучающихся
Учебник (Дорофеева В., Миракова
Т., Бука Б.), тетрадь, раздаточный
материал, презентация.
Учебник (Дорофеева В., Миракова Т., Бука Б.),
тетрадь, раздаточный материал.
6.
Педагогические технологи
Гуманно-личностные технологии.
Личностно-ориентированные технологии.
Основные этапы и виды деятельности
Этапы уроков
Цель - результат
Содержание (стр.
учебных пособий, №
учебных заданий,
медиаресурсы)
Деятельность
учителя
Деятельност
ь учащихся
Оценка
и контроль
1.Этап мотивации
(самоопределения
) к учебной
деятельности.
-создать условия
для возникновения
у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Прозвенел звонок,
садимся на свои
места, проверяем
всё ли готово к
работе.
-Ребята, нас
попросил помочь
один сказочный
герой.
-Назовите его имя.
(слайд 1)
Когда он прилетал в
гости к Малышу,
случайно разбил
окно. До прихода
Фрекен Бок
Карлсону нужно
купить новое стекло
и вставить его. Для
того чтобы купить
стекло, нужно знать
его длину. А
измерять Карлсон не
умеет.
-Карлсон
-Поможем ему?
-да
2.Этап
актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном
действии.
Личностные УУД:
-развивать учебно-
познавательный
интерес к учебному
материалу и
способам решения
задач;
Регулятивные УУД:
планировать своё
действие в
соответствии с
поставленной
задачей;
Слайд 2
Слайд 3
-Но я не уверена,
что мы сами сильны
в измерении длин
отрезков.
Давайте проверим
свои силы.
-Сколько см в 1 дм?
Вырази в см:
1 дм, 1 дм 1 см, 2
дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9
см. 3 дм 7 см (слайд
2)
-Молодцы! А теперь
проверим ваши
навыки измерения.
Работая в паре,
измерьте длину
своей парты.
-Какой
измерительный
прибор поможет нам
в этом?
Пользуясь
алгоритмом,
выполните работу:
1.Первый вариант
измеряет длину
парты.
2.Второй вариант
считает, сколько раз
-10 см
-10 см, 11 см,
20 см, 15 см,
19 см. 37 см.
-линейка
Дети говорят
свои
результаты.
Текущий
контроль:
фронтальный
опрос
приложили линейку,
сколько см в самой
линейке, складывает
промежуточные
результаты, готовит
ответ. (слайд 3)
-Какие результаты у
вас получились?
-Ребята, как вы
думаете, ответы
должны получиться
одинаковые или
разные?
-одинаковые,
потому что
все парты
одинаковые.
3.Этап выявления
места и причины
затруднения.
Коммуникативные
УУД:
-умение
высказывать своё
предположение;
-Трудно или легко
было измерять парту
таким способом?
-Быстро или долго
вы измеряли длину?
-Почему?
-легко.
-долго
-линейка
имеет
маленькую
длину.
4.Этап построения
проекта выхода из
затруднения.
Коммуникативные
УУД: -умение
оформлять свои
мысли в устной
форме;
-Как можно было
быстрее измерить
длину парты?
-
использовать
линейку
большей
длины.
5.Этап реализации
построенного
проекта.
Регулятивные УУД:
-умение определять
и формулировать
цель на уроке с
помощью учителя;
-умение отличать
Демонстрирую
метровую линейку.
-Эта линейка
поможет нам
быстрее измерить
длину парты?
-Как называется эта
-да
-метровая
Текущий
контроль:
фронтальный
опрос
новое от уже
известного с
помощью учителя;
-умение
проговаривать
последовательност
ь действий на уроке
линейка?
-Она называется
метровой, так как
использует новую
единицу измерения
длины метр!
-С какой
измерительной
единицей мы
сегодня
познакомимся?
-Посмотрите,
сколько см в 1 м? А
дм?
На доске 1м=100см
-100 см − это
сколько дм?
На доске 1м=10 дм
-С помощью
метровой линейки
удобно измерять
длины предметов
большой
протяженности.
-Строители тоже
используют
метровую линейку,
только называется
она − складной
метр.
Демонстрирую.
-метр
-100 см
-10 дм
-так как 10
см − это 1
дм, а
десятков в
сотне десять,
то в 100 см
10 дм.
-потому что
его можно
сложить.
-10 звеньев
Слайд 4
-Почему он
называется
складным?
-Посчитайте сколько
в нем звеньев?
-Какова длина
одного звена?
-Выразите длину
одного звена в дм.
-Почему в складном
метре 10 звеньев?
(слайд 4)
-Посмотрите на
доску, там вы видите
разные виды
метровых линеек.
-10 см
-Длина
одного звена
1дм
-Потому что
в одном
метре 10 дм
по 10 см.
6. Этап
первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней речи
Познавательные
УУД: -умение на
основе анализа
объектов делать
выводы;
-умение извлекать
информацию из
схем, иллюстраций,
текстов
-Верно, давайте
запишем и
запомним, что кроме
сантиметра,
дециметра, есть ещё
метр.
Открываем тетради
и записываем число,
классная работа.
Запишем
100см=10дм=1м, так
на письме
сокращают слово
метр.
Дети
записывают
в тетрадях.
-метровую
-Ребята, какую
линейку вы
посоветовали бы
взять Карлсону,
чтобы измерить
длину окна?
-Почему?
-потому что
она длинная
и ей удобнее,
чем короткой
линейкой.
7.Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону.
Познавательные
УУД: -умение
перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать и делать
самостоятельные
выводы; -умение
извлекать
информацию из
схем, иллюстраций,
текстов; - умение
на основе анализа
объектов делать
выводы.
Регулятивные УУД:
- умение
проговаривать
последовательност
ь действий
Слад 5
-Мы помогли
Карлсону: научили
его измерять длины
предметов. Это ему
так понравилось,
что он решил
измерить длины
некоторых
животных.
(слайд 5, 6)
Давайте сравним
результаты
измерений:
Уж = 1м, а гусеница
5 см. Сравните, кто
из них будет
длиннее.
Давайте запишем в
тетради 1м,
отступим одну
клеточку, запишем 5
см.
-Кто длиннее?
-Почему гусеница,
-гусеница
-перевести
метры в
сантиметры
-100 см
-Уж,
Текущий
контроль:
самостоятельна
я работа в
карточках
Слайд 6
Слайд 7
что мы должны
сделать, прежде чем
сравнивать?
-Переведите.
-А теперь сравните
кто длиннее?
100 больше 5 .
Молодцы теперь
Карлсон измерил
рост белки и енота.
-Белка = 25 см, а
енот =4дм, кто
выше?
-Запишите.
Физкультминутка
Работа на карточках
1 вариант - 6+(4+5);
7+(2+4); 3+(6+2); 13-
(2+6)
2 вариант - 11-(3+4);
16-(3+5); (7+5)-8;
(9+6)-7
1 вариант: прочтите
значения выражений
-У кого другие
ответы?
Сверьтесь с
эталоном (слайд 7)
-Как было удобно
найти значение
-Енот,
потому что 4
дм - это 40
см, а 40 см
больше 25
см.
Дети решают
самостоятель
но.
1 вариант-
15, 13, 11, 5,
-сначала
сложить 4+6,
потом + 5
-
сочетательно
го
-от перемены
мест скобок
значение
суммы не
изменяется
первого выражения?
-На основании,
какого свойства?
-Прочитайте его
словами.
-Как определялся
порядок действий в
других выражениях?
-Теперь второй
вариант зачитает
свои ответы и
сравнит их с ответом
на доске.
-Как определяется
порядок действий в
этих выражениях?
-сначала
выполняем
действие в
скобках,
затем по
порядку
слева
направо
- 4, 8, 4,8
-сначала
выполняем
действие в
скобках,
затем по
порядку
справа
налево.
8.Этап включения
в систему знаний
и повторения.
Регулятивные УУД:
-умение вносить
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на
основе его оценки
и учёта характера
сделанных ошибок;
Коммуникативные
УУД: -умение
оформлять свои
Учебник страница 56,
задание 4.
Работа в тетради № 4
Работа в тетрадях −
у доски.
Задача 6:
-О ком говорится в
задаче?
-Что говорится о
Пете?
Ученики по
очереди
выходят к
доске
выполняют
задание.
-О Васе
- Что у него
было два
куска
мысли в устной
форме; -умение
слушать и
понимать речь
других; -умение
высказывать своё
предположение.
Познавательные
УУД: - умение
владеть общим
приемом решения
задач.
Личностные УУД:
-развивать учебно-
познавательный
интерес к учебному
материалу и
способам решения
задач.
Работа в тетради № 6
-Что требуется
найти в задаче?
-Составим краткую
запись:
-Что нужно узнать?
-Верно, кто пойдёт к
доске и решит
задачу?
-Молодцы теперь
давайте приступим к
следующему
задания.
Задание 6.
-Что необходимо
сделать?
проволоки.
30 м каждая.
От 1
отрезали 10
м, а от 2 - 20
м.
I – 10 м
II – 20 м
Всего – 60 м
Осталось - ?
м
-Сколько
осталось
проволоки.
- сравнить
значения
выражений
9.Этап рефлексии
учебной
деятельности на
уроке.
Личностные УУД:
-способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
-С какой новой
единицей измерения
длины мы
познакомились?
-Выразите м в дм
-Выразите м в см
-С каким новым
инструментом для
измерения длины
мы познакомились?
-Что-нибудь было не
понятным?
-метр
10 дм
100см
-метровая
линейка,
складной
метр
Учебник с. 56 № 8
-Вы все молодцы,
очень хорошо
потрудились.
Запишем домашнее
здание стр. 56 № 8