Автор: Пичугина Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 48"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Повышение профессионального мастерства учителя.
Раздел: полное образование
Повышение профессионального мастерства учителя
Пичугина Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 48» г.Рязань
За большими проблемами в образовании, которые постоянно стоят перед
руководителями, не всегда видны проблемы «малые» или те из них, значение
которых
преуменьшается.
Решение
таких
проблем,
как
обучение,
переподготовка,
повышение
квалификации,
развитие
профессионального
мастерства учителя, считается само собой разумеющимся, не требующим
особых затрат и забот.
Между тем «мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть
известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так
должен и может
быть известным мастером педагог», - говорил А. С. Макаренко.
А ведь развитие системы образования напрямую связано с проблемой
профессионального
развития
педагога,
которое определяется
через
«педагогическое мастерство».
В
современных
условиях
эта
проблема
не
только
не
потеряла,
но
приобрела ещё большую актуальность: ни в теории, ни в практике пока ещё
не найдены оптимальные пути её решения. Это приводит к возникновению
противоречия между осознанием необходимости развития педагогического
мастерства
учителя
и
отсутствием
эффективных
механизмов
достижения
этой цели.
Как
осуществляется
на
практике
совершенствование
педагогического
мастерства учителя?
В
ст.
47
ФЗ
«Об
образовании»
закреплено
право
педагога
на
дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической
деятельности не реже, чем один раз в три года. Речь идет о курсах повышения
квалификации.
Да, система повышения квалификации должна быть. И она есть. Знание
никогда не бывает лишним. Даже если сегодня у учителя есть определенный
1
багаж знаний и этого достаточно, чтобы быть успешным в работе, то завтра
этих знаний не будет хватать.
А повышение квалификации предполагает обучение выполнению новых
задач
и полноценному
применению
современных
технологий.
В ходе
повышения
квалификации
педагог
учится
не просто
выполнять
работу,
а постоянно
изменять
и совершенствовать
методы
работы,
улучшая
ее качество, т.е. свое мастерство.
Успевает ли система институтов повышения квалификации за развитием
современного общества, современных технологий?
Вопрос риторический!
Сегодня требуется большая динамика в их работе. Бывает, курсы повышения
квалификации насыщены теорией (которую учитель может найти и сам). А
практика? Практика зачастую отсутствует или ее не хватает.
Курсы
по
повышению
квалификации
педагогов
должны
давать
возможность
поделиться
опытом
с
другими
педагогами,
перенять
у
них
системы преподавания, раскрыть собственный потенциал и отыскать то, чего
не хватало ранее.
Несомненно,
что
курсы
повышения
квалификации
отличаются
фундаментальностью
и
системностью
содержания
обучения.
Но
основой
повышения
квалификации
может
стать
как
общение
с
профессором
из
института,
так
и
общение
с
педагогом-практиком,
который
уже
имеет
заслуженный
статус
в
педагогическом
сообществе.
Это
и
интереснее
и
эффективнее. Один из возможных способов такого общения дистанционное
обучение, общение в профессиональных сетевых сообществах.
Но и эта форма повышения квалификации пока не получила широкого
распространения, т.к. психологическая адаптация для восприятия изучаемого
материала затруднена, высока зависимость процесса обучения от качества
Интернет-канала,
и
отсутствуют
практические
занятия. Для
развития
дистанционного
обучения
требуется
создать
оптимальные
технические
условия и существенно повышать уровень информационной культуры в среде
учителей.
2
Особое место в повышении педагогического мастерства преподавателей
занимают и открытые уроки.
Они помогают
определить и на конкретных примерах показать, какие
методы, приемы и педагогические средства целесообразно использовать при
изучении наиболее сложных тем программы, как при минимальных затратах
учебного
времени
добиться
эффективного
усвоения
учениками
нового
учебного материала, как учить учеников думать, строить заключения и т.п.
Ошибочно полагать, что открытые уроки актуальны только для тех, кто не
имеет
педагогического
опыта
работы
и
методической
подготовки.
И
для
достаточно опытных преподавателей посещение открытых уроков у лучших
преподавателей
является настоящей школой педагогического мастерства.
Учить мастерству должен МАСТЕР.
К сожалению, иногда открытый урок - это представление. Дети отвечают
по заранее заготовленному и отрепетированному сценарию. Это сразу видно,
да и фальшиво.
На
многих
открытых
уроках
мы
видим
подготовленные
накануне
эпиграфы, таблицы, рисунки, схемы, раздаточный материал, тексты. Если к
этому
добавить
музыку,
свечи,
аудио-,
видео-,
спецэффекты
и
прочую
современную
атрибутику,
то
встает
вопрос:
сможет
ли
учитель
при
существующей нагрузке подготовить таким образом каждый урок?
Открытый урок не должен быть отрепетированным, представлять собой
урок-праздник, урок – «потемкинские деревни». Это должен быть рабочий
урок, раскрывающий технологию и приемы, которые учитель использует
каждодневно, чтобы добиться высокого качества знаний. Необходимо делать
все возможное, чтобы в ходе урока были видны и понятны те моменты, где
учитель опирается на ранее полученные знания, демонстрируя возможности
школьников.
Профессиональное образование учителя должно быть непрерывным. Хотя
случается, что пройдя курсы повышения квалификации, педагоги в течение
нескольких
лет
не
берут
в
руки
дополнительной
литературы,
кроме
3
учебников.
А
непрерывность
профессионального
образования
учителя
является
необходимым
условием
постоянного
развития
индивидуального
педагогического опыта.
Поэтому
рост
профессионального
мастерства
учителя
идет
более
интенсивно,
если
сам
учитель
занимает
позицию
активного
субъекта
деятельности (если практический индивидуальный опыт осмысливается и
соединяется
с
социальным
и
профессиональным
опытом,
если
в
педагогическом
коллективе
поддерживается
и
поощряется
творческий
профессиональный поиск).
Курсы
повышения
квалификации,
открытые
уроки,
конечно,
способствуют
профессиональному
самосовершенствованию
педагогов,
но
только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте
"Мастерство - это то, чего можно добиться, а насколько педагог овладеет
мастерством
-
зависит от его собственного напора", - отмечал А. С.
Макаренко.
И здесь несколько слов хочется сказать о самообразовании педагога.
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один
раз
в
жизни
знания.
На
первый
план
выходит
способность
людей
ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно
находить решения и их успешно реализовывать.
Можно пройти многочисленные курсы и иметь дипломы об их окончании,
можно бесконечно посещать открытые уроки педагогов – мастеров, заседать
в
МО.
Но
пока
учитель
не
будет
использовать
полученные
знания
на
практике, не начнет применять новые технологии и приемы в своей работе,
пока практический индивидуальный опыт не соединится с социальным и
профессиональным
опытом,
вряд
ли
можно
говорить
о
педагогическом
мастерстве учителя.
Все зависит от людей. От нас с вами. Надо сделать так, чтобы всюду было
интересно жить. Пришло время, когда многое стали делать машины. Техника
пришла и в школы: компьютер, проектор, интерактивная доска. Казалось бы,
4
учителю надо лишь нажать на нужную кнопку, и процесс обучения будет
успешным. Но ничто не заменит учителя, его живое слово, эмоциональность,
мастерство. Поэтому учитель должен самосовершенствоваться.
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель».
Помните великолепный фильм «Весна на Заречной улице»? Главный
герой
Александр
говорит:
«В
каких
случаях
ставится
многоточие?
Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не
закончен и многое ещё осталось впереди. Верно?»
И я хочу поставить многоточие, чтобы каждый из нас мог задуматься не
только о проблемах «больших», но и о проблемах «малых»…
5