Автор: Скороходова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦД и ПОВ Восточного округа"
Населённый пункт: город Кинель Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь семье, воспитывающей ребенка с овз
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Как помочь семье,
воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Семья - микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка,
но и формируются его нравственные качества. Существует прямая
зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее
проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения
развития ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей
ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с
возможностями по созданию благоприятных условий для его развития
и воспитания. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми
образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем,
требующих решения и квалифицированной помощи. Рождение ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи,
существование которой характеризуется следующими особенностями:
- родители постоянно находятся в состоянии психофизического и
эмоционального напряжения;
- испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего
ребёнка;
- стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка»,
ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;
- возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в
результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;
- нарушаются внутрисемейные отношения;
- у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему
ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о
заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых
социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения
медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей
дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации,
получения путевок в санатории и т. д. ;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида,
уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со
здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием
большинства матерей в общественном производстве; оформлением
сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с
потерей заработной платы и т. д. ;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком,
которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к
школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;
осуществлением целенаправленной работы по социальной
адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания,
передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами,
общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией
досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или
компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;
приобретением и установкой дома специального оборудования для
тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных
функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение
родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от
реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе
на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с
учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи,
подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой
за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во
взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных
проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со
стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на
две группы:
1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит
конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а
пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить
семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.
2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит
деструктивный характер, который может выражаться в форме
игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального
отвержения ребенка.
Следует отметить, что каждая семья при этом по своему, переживает
случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким,
какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье
ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются
наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной
адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке,
но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты
самореализацией, понимая, что успешный родитель становится
для ребенка опорой, образцом для подражания. Общество не всегда
правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент
ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с
ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные
мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию
от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами
налаживают между собой контакты. Важным для родителей является
поддержание тесного контакта с общественными организациями различной
направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности
в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием. Развитие
сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность
общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу
поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения
общих проблем, организации досуга и т. п. Однако, наиболее существенной
и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт
работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей
ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с
трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ,
способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся
объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы
мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного
процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между
детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет
личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является
важнейшим условием развития ребенкас ограниченными возможностями
здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями
и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи.
Немаловажным являются мероприятия, направленные
на «излечение»общества от стереотипов, связанных с особенностями детей
с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т.
п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего
отношения к «особым» детям. В таком случае семья
с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.
Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку
помогутсгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и
устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление
отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-
развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь
семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление
вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию
реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей,
получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии
включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.
Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются
следующие задачи:
- определение степени соответствия условий, в которых растет
и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и
препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими
нарушениями в семье;
- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу
и межличностные отношения;
- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных
форм общения в семье;
- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социализации как детей, с особыми
образовательными потребностями, так и их семей.