Напоминание

Как помочь семье, воспитывающей ребенка с овз


Автор: Скороходова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦД и ПОВ Восточного округа"
Населённый пункт: город Кинель Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь семье, воспитывающей ребенка с овз
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Как помочь семье,

воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Семья - микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка,

но и формируются его нравственные качества. Существует прямая

зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее

проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения

развития ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей

ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с

возможностями по созданию благоприятных условий для его развития

и воспитания. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми

образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем,

требующих решения и квалифицированной помощи. Рождение ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи,

существование которой характеризуется следующими особенностями:

- родители постоянно находятся в состоянии психофизического и

эмоционального напряжения;

- испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего

ребёнка;

- стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка»,

ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

- возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в

результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

- нарушаются внутрисемейные отношения;

- у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему

ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья, являются:

- медицинские проблемы: получение информации о

заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых

социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения

медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей

дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации,

получения путевок в санатории и т. д. ;

- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида,

уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со

здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием

большинства матерей в общественном производстве; оформлением

сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с

потерей заработной платы и т. д. ;

- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком,

которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к

школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому;

осуществлением целенаправленной работы по социальной

адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания,

передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами,

общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией

досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или

компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;

приобретением и установкой дома специального оборудования для

тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных

функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение

родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от

реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе

на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с

учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи,

подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой

за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во

взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных

проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со

стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на

две группы:

1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит

конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а

пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить

семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит

деструктивный характер, который может выражаться в форме

игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального

отвержения ребенка.

Следует отметить, что каждая семья при этом по своему, переживает

случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким,

какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье

ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются

наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной

адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке,

но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты

самореализацией, понимая, что успешный родитель становится

для ребенка опорой, образцом для подражания. Общество не всегда

правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент

ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с

ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные

мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию

от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами

налаживают между собой контакты. Важным для родителей является

поддержание тесного контакта с общественными организациями различной

направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности

в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием. Развитие

сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность

общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу

поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения

общих проблем, организации досуга и т. п. Однако, наиболее существенной

и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт

работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей

ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с

трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ,

способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся

объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы

мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного

процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между

детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет

личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является

важнейшим условием развития ребенкас ограниченными возможностями

здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями

и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи.

Немаловажным являются мероприятия, направленные

на «излечение»общества от стереотипов, связанных с особенностями детей

с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т.

п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего

отношения к «особым» детям. В таком случае семья

с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.

Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку

помогутсгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и

устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление

отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-

развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь

семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление

вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию

реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей,

получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии

включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.

Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются

следующие задачи:

- определение степени соответствия условий, в которых растет

и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и

препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими

нарушениями в семье;

- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу

и межличностные отношения;

- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных

форм общения в семье;

- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

- определение направлений социализации как детей, с особыми

образовательными потребностями, так и их семей.



В раздел образования