Автор: Вавилова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 71 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа-экскурсия по Санкт-Петербургу для детей дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада) на тему: "Мосты над Невой"
Раздел: дошкольное образование
Беседа-экскурсия по Санкт-Петербургу для детей дошкольного возраста
(подготовительная группа детского сада)
на тему:
«Мосты над Невой»
Цель: продолжать знакомить детей с архитектурой Санкт-Петербурга,
дать знания об истории создания мостов, их строительстве, назначении и
названии. Воспитывать в детях любовь и гордость за свою Родину.
Обогащение
словаря:
балки-плашкоуты,
наплавной
мост,
разводной
мост,
водная
магистраль,
названия
мостов
–
Петровский,
Исаакиевский,
Пантелеймоновский и др.
Ход занятия:
Ребята,
я
предлагаю
вам
совершить
удивительную
экскурсию
по
одному
из
красивейших
городов
нашей
Родины,
а
по
какому,
давайте
отгадаем.
Показ вида Санкт-Петербурга.
- Как вы думаете, что это за город? Как он называется?
Санкт-Петербург
–
любовь
России.
Великому
городу
на
Неве
посвящены тысячи книг, он близок и дорог каждому гражданину нашей
страны. Его удивительный и неповторимый облик, необычное рождение,
бурная
и
героическая
история,
уникальная
художественная
значимость
вызывают неизменное восхищение и восторг у всех, кто его повидал.
Главная
особенность
города
–
обилие
воды.
Огромное
количество
внутренних бассейнов, 93 реки, 100 прудов и озёр, близость Балтийского
моря.
- Когда много воды, это хорошо или плохо?
За 300 лет Петербург пережил 288 наводнений и более 300 подъёмов
воды
в
Неве.
Так
как
город
находится
на
60
параллели,
ближе
всех
к
Северному
полюсу,
то
проходящий
арктический
фронт
праводит
к
непостоянству погоды, уровень воды в устье Невы поднимается постоянно.
Вот послушайте, как описывает поэт разбушевавшуюся стихию:
«Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!»
Это произошло внезапно, ночью, погибло много людей. Наводнение
1824 года оказалось самым грозным за всю историю Петербурга.
Второе
по
разрушительности
стало
наводнение
1924
года.
Вода
затопила более половины территории города.
- Как вы думаете, что сделали жители города, чтобы уберечь себя и свои дома
от стихии?
Мосты играли важную роль в облике города. В Петербурге их более
300, многие из них не просто хорошо сделаны, но и прекрасно оформлены.
Первый мост в Санкт-Петербурге был построен в 1703 году в связи с
возведением Петропавловской крепости. Это был настил, который уложили
на
деревянные
балки-плашкоуты.
Мост
соединил
Берёзовый
и
Заячий
острова и назывался Петровским, а позже Первым Крепостным.
Все мосты в городе были деревянными, они имели свайные опоры и
подъёмный средний пролёт (для прохода кораблей вглубь набережных и
каналов), не отличались красотой, были узкими и недолговременными.
Первый
наплавной
мост
через
Неву
был
сооружён
в
1727
г.
–
Исаакиевский.
Он
просуществовал
одно
лето
и
был
разобран,
но
его
наводили каждый год на прежнем месте до середины XIX века.
Исаакиевский
мост
положил
начало
строительству
целого
ряда
наплавных
мостов
через
главную
водную
магистраль
города.
Подобные
переправы требовали значительных затрат труда и средств. Вот почему со
временем наплавные мосты заменили на постоянные.
Многие архитекторы, инженеры и изобретатели стремились решить
сложнейшую
задачу
–
перекинуть
постоянный
мост
через
широкую,
глубокую и быструю реку.
В 1823 году приступили к строительству первого цепного висячего
моста,
предназначенного
для
проезда
жителей.
Мост
соединил
берега
Фонтанки возле Летнего сада против Пантелеймоновской улицы (ныне улица
Пестеля) и послужил образцом для создания целой серии подобных мостов.
Пантелеймоновский
мост
стал
достойным
украшением
города:
чугунные
опоры, 5 железных цепей удерживали проезжую часть моста. Он казался
кружевным. Вызолоченные морды львов высоко на перекладинах придавали
сооружению фантастическое великолепие. Недостатком мост была его качка,
невозможность
проезда
трамваев,
поэтому
его
разобрали,
и
Петербург
навсегда
утратил
один
из
своих
самых
красивых
и
неповторимых
в
архитектурном отношении мостов. Всего было построено 6 цепных мостов.
- Сколько же в Петербурге мостов? Ответить на вопрос не так уж просто: нет
единого мнения. Чаще всего называют число 342.
«Мосты над Невой, из бетона и стали,
Морскими воротами в городе стали.»
Всего в Петербурге 21 разводной мост. Подобные сооружения
позволяют крупным судам использовать Неву как часть водного пути. В 2
часа ночи, после того, как зажгутся красные огни и прозвучит звуковой
сигнал, разводные пролёты мостов начинают медленно подниматься. Проход
судов завершается в 5 часов утра, после чего мосты снова готовы к пропуску
наземного транспорта.
Самый первый в мире разводной мост с постоянным электрическим
освещением
–
это
Литейный
мост.
При
его
создании
впервые
широко
применяли сталь. Чугунные перила этого моста – высокохудожественное
литьё с изображением герба Петербурга, который держат в руках две русалки
(рисунки архитектора К. Рахау).
Есть в Петербурге и самый широкий мост – Синий (97,3 метра), и
самый длинный мост Александра Невского (909,5 метра).
Все
мосты
в
Петербурге
имеют
архитектурную
ценность,
им
нет
равных в мире, они удивительно вписываются в окружающую архитектурную
среду своими разнообразными силуэтами. Многие поколения строителей и
зодчих превратили Петербург в город мостов.
Заключительная часть занятия:
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Чем знаменит Санкт-
Петербург? Кто вспомнит, какие мосты были первыми? Для чего создали
разводные мосты?
Вам понравилось наша экскурсия по Санкт-Петербургу? Я надеюсь,
что вы вечером расскажете своим родителям, сколько интересного вы сегодня
узнали. А мы
попросим ваших родителей помочь нам сделать альбом с
фотографиями мостов Санкт-Петербурга.