Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Эффективные формы работы с родителями" (Из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование город Ноябрьск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок»
"Эффективные формы работы с родителями"
(Из опыта работы)
Воспитатель старшей группы: Анаприенко Н.М.
2018год
Эффективные формы и методы работы с родителями должны быть
направлены
на
повышение
педагогической
культуры родителей,
н а
укрепление
взаимодействия
детского
сада
и
семьи,
на
усиление
ее
воспитательного потенциала.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,
прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие
тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он
учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает
первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Работа
воспитателя
с
родителями
является
одной
из
важнейших
составляющих,
обеспечивающих
качество
образовательного
процесса,
и
является
одним
из
основных
принципов
дошкольного
образования,
указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
Проблема, с которой я сталкиваюсь в работе с родителями – это видимое
отсутствие
доверия,
взаимопонимания
и
сотрудничества
между
детским
садом
и
семьями
воспитанников,
а
также
недостаточная
педагогическая
компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребёнка,
порой
осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Всё
это,
как
правило,
не
приносит
позитивных
р е зул ьт ато в .
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие
трудности
в
общении
с
родителями
по
этой
причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как
нелегко
порой
объяснить
родителям,
что
ребенка
надо
не
только
накормить
и
красиво
одеть,
но
и
общаться
с
ним,
научить
его
думать,
размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей участниками воспитательного процесса?
Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
является
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического
влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического
творчества.
Взаимодействие
детского
сада
и
семьи
–
это
взаимосвязь
педагогов,
воспитанников
и
родителей
в
процессе
их
совместной
деятельности
и
общения.
В
результате
его
развиваются
все
стороны.
Следовательно,
взаимодействие
дошкольного
учреждения
и
семьи
-
источник
и
важный
механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую
форму
общения
с
семьей,
при
которой
возможны
взаимопонимание,
взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции
развития детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ я
веду по разным направлениям:
- Информационное (включает в себя: Анкетирование; Консультации; Опросы
родителей)
Стараюсь консультации дать родителям интересные, по опросам узнаю какие
проблемы возникают у родителей с их детьми. Оформляю всё красочно)
-Познавательное (Групповые родительские собрания стараюсь проводить
интересными, включая в них разные презентации. Например " А мы уже
подросли" Привлекала родителей к творчеству. Например "Мастер-класс по
изготовлению открыток") Провела конкурс чтецов среди детей "Берегите
природу" где жюри были сами родители.
Конкурс чтецов:
Родительские собрания:
- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка.
Привлекаем родителей для уборки от снега участка, а так же в оформлении
участков.
Строительство снежных построек на участке:
-Наглядно - информационное направление включает в себя:
Уголки
для
родителей;
Папки-передвижки;
Тематические
выставки
рисунков;
Фотовыставки и фотоколлажи. На сайте детского сада, родители старшей
группы могут просмотреть фотографии своих детей, чем они занимаются в
группе, чем и как играют.
- Досуговое направление, это:
Праздники и развлечения. Очень интересным был "Праздник голстука и
шляпки". В этом празднике-дюфеле приняло участие много родителей и
детей.
Особую роль в жизни и в здоровье детей играет физическое развитие
детей.
В спортивном зале в январе 2018г. проходило совместный с родителями
спортивное
мероприятие: "Спорт ребята очень нужен, мы со спортом
очень дружим"
Цели этого мероприятия:
1.
Повышение интереса у родителей к физической культуре и здоровому
образу жизни.
2.
Совершенствование связи семьи и детского сада через привлечение
родителей к совместным с детьми мероприятиям.
Спортивные соревнования:
Во взаимодействии с родителями использую следующие принципы:
-Доброжелательности
-Индивидуальности
-Сотрудничества
-Динамичности
-Готовности
В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад -
это два важных социальных института социализации ребенка.
В дальнейшем планирую в конце февраля провести " День общения в
выходной
день"
Планирую
провести
на
улице
игры-забавы,
игры
соревновательного характера. ( катание детей на санках, катание детей и
родителей на лыжах). Конечно, главные участники это: родители и дети.
А
так
же
планирую
провести
с
родителями: «Родительские
ринги»,
«Интеллектуальные игры»,
Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать
эту
проблему
все
вместе:
детский
сад
–
семья,
общественность.
Без
родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней
мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате
применения
современных
форм
взаимодействия
позиция
родителей
становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а
активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют
говорить об эффективности использования современных форм в работе с
родителями.
Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные
результаты. Использование разнообразных форм работы помогает родителям
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
становиться
активными
участниками
образовательного и воспитательного процесса.