Автор: Зуенкова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Нижегородская область. р.п Ардатов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО БАТИКА."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методическая разработка
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА В ТЕХНИКЕ
ХОЛОДНОГО БАТИКА.»
разработала преподаватель отделения
изобразительного искусства
Зуенкова Ирина Валентиновна
Ардатов
2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА В ТЕХНИКЕ
ХОЛОДНОГО БАТИКА.
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для
эффективного осуществления работы учащихся по выполнению дипломного
проекта в технике холодного батика необходимо разрабoтать комплекс
уроков, направленный на эстетическое воспитание, развитие способности
различать оттенки цвета и фактуры, ощущения единства с природой. На
уроках следует использовать сочетание передачи новой информации с ее
использованием, закреплением в практической деятельности
Итоговое выполнение дипломного проекта в технике холодного батика
демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в
выборе решения, умение работать с подготовительным материалом,
эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая
свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Итоговая
аттестация проводится в форме просмотра-выставки.
Целью методическая разработки является овладение знаниями и
представлениями об искусстве холодного батика, формирование
практических умений и навыков, развитие творческих способностей и
индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к
поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.
Задачи:
- Освоить основные приемы росписи ткани;
- Составить методические рекомендации пo проведению уроков технике
батик.
- Выполнить творческую композицию.
Ручная роспись тканей способствует развитию творческого мышления,
фантазии.
В
работе
художника,
который
создает
произведение
можно
выделить два этапа:
1.
Разработка эскиза будущей работы;
2.
Воспроизведение в материале
1. Разработка эскиза будущей работы.
Хорошо
построенная
и
продуманная
композиционная
схема
–
это
основа
будущего
художественного
произведения,
поэтому
начинающему
художнику не стоит ею пренебрегать.
Композиция
декоративного
текстильного
произведения
-
это
ритмически
организованное
членение
его
плоскости,
когда
все
орнаментальные
или
изобразительные
элементы
выполнены
в
единых
художественных
и
технических
приемах
и
подчинены
общему
художественно-декоративному замыслу.
Работа с композицией начинается с подбора материала по заданной
теме,
зарисовок,
постепенно
придумываются
тоновое,
графическое
и
цветовое решения композиции.
В процессе создания работы необходимо следить за ее форматом, чтобы
не намельчить изображение или наоборот, чтобы оно не смотрелось слишком
крупным.
Одним из важных средств, необходимых для составления декоративной
композиции является стилизация.
Стилизация – это обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку
и цвету, воспроизведение фигур в удобную для орнамента форму с целью
усиления декоративности.
Природные
формы,
нарисованные
с
натуры
слишком
перегружены
несущественными
деталями.
Стилизуя,
художник
выявляет
декоративную
закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит
ритмическую основу изображения.
Ритм – это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунков. С
примерами
ритма
можно
столкнуться,
наблюдая
природные
явления:
чередование
волн,
круги,
расходящиеся
по
воде
от
брошенного
камня,
естественное распределение листьев на стеблях растений и много другое.
Различные приемы ритмического построения композиции.
1. Раппортное повторение рисунка, при котором элементы композиции
равномерно чередуются на плоскости работы, на основе сеток различного
типа. Это может быть сетка на основе квадрата, треугольника, ромба.
2. Расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму.
Этот прием часто встречается в старинных образцах народного искусства, где
встречается необычайное богатство ритмических сочетаний орнаментальных
полос. Так, например, в простейших композициях из полос часто создается
зрительное впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим.
3. Симметричное построение рисунка, которое может быть зеркальным
повторением рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси.
Также рисунок может строиться в горизонтальном направлении или иметь
произвольный наклон. Главным условием симметричного построения
рисунка является то, что он должен логически развиваться в соответствии с
задуманным решением.
4. Свободное распределение орнамента по всей плоскости композиции.
В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия,
уравновешены: они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает
и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один
угол или одна сторона работы. Равновесие композиции достигается благодаря
цветовому решению.
По схеме построения и характеру трактовки орнамента решения
композиция бывают двух видов:
1.
Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего
симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Сюда можно
отнести линейные рисунки (полосы, клетки), композиции и с
геометрическим орнаментов и некоторые произведения с растительным
узором. Орнамент располагается по прямоугольной сетке, все элементы
даны фронтально, их место в композиционной сетке четко определено.
2.
В динамичных (подвижных) по решениям композициях элементы
могут свободно распределяться на всей плоскости работы, а также по
диагональным осям. Здесь возможно смелое нарушение симметрии,
ярче выражено движение, композиция необычна и своеобразна.
Создавая свою композицию необходимо помнить, что в искусстве нет
жестких границ и правил. Нужно стремиться создавать что-то свое,
экспериментировать.
Цветовое решение.
Цветовое решение – одно из основных средств создания
определенного образа будущего произведения. Человек, обладающий вкусом,
интуитивно чувствует гармоничные сочетания цветов.
Цветовое решение при росписи тканей определяется совокупностью
применяемых тонов, гармоничностью сочетаний колористической гаммы. В
зависимости преобладания тех или иных цветов колорит работы может быть
светлым или темным, может строится на сочетании больших плоскостей
насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть
спокойным или напряженным. Однако, прежде всего, цветовое решение
характеризуется преобладающим в нем цветом – синим или желтым,
фиолетовым или зеленым т.д.
Когда художник выбирает основную гамму работы, а затем подчиняет
ей общий колорит, означает, что он осмысленно подходит к вопросу
колористического решения произведения. Начинающему художнику не так
просто распределять цветовые пятна по плоскости изделия. В вопросах цвета
ему необходимо научиться управлять безграничными возможностями
цветовой палитры, которые дают любые имеющиеся под рукой краски.
2. Воспроизведение в материале.
Если первый этап во многом зависит от фантазии художника, то второй
не возможен без технологических знаний.
Создание работы в технике холодного батика состоит из следующих
этапов:
1.
Нанесение резерва по готовому эскизу;
2.
Роспись красками;
3.
Закрепление красителей на ткани.
4.
Оформление батика.
1. Нанесение резерва.
На деревянный подрамник равномерно натягивают предварительно
подготовленную ткань, на которую впоследствии наносят рисунок
карандашом или же сразу резервом (при условии, что у вас достаточно
практики или вы имеете дело с очень прозрачной тканью и не сложным
рисунком).
В холодном батике рисунок может быть самым разнообразным, но
должен быть четкий раздел цветовых участков. Каждый из них обводится
резервом, который наносится на ткань при помощи специальных
приспособлений (баллончик с насадками разных размеров или стеклянная
трубка). При работе кончик трубочки с набранным резервом нужно
постоянно протирать, потому что там собираются капли, которые при
соприкосновении с тканью образуют пятно.
Линия резерва обязательно должна быть замкнутой, кроме того
необходимо дать резерву высохнуть. Обычный резерв после высыхания
становится прозрачным и незаметным. Работа по резервированию занимает
примерно 70% от всего рабочего времени.
2. Роспись красками.
Следует помнить, что работу с красками можно начинать только после
полного высыхания резерва, поскольку краска может проникать через
резервную линию и образовывать нежелательные пятна, смешиваясь с
другими цветами. Самая частая причина огорчения на этом этапе – резерв не
держит контур, в результате рисунок расплывается за его пределы. Такое
возникает, если где-то линия получилась прерывистой или слишком тонкой.
Особенно трудно это заметить, если резерв был прозрачным. Поэтому прежде
чем приступить к окраске, поднесите ткань к источнику света. Так проступит
даже прозрачный резерв и это позволит увидеть брак в обводке, пока его еще
можно исправить, проверить резерв можно так же при помощи воды. Просто
нанесите воду кисточкой на рисунок, как краску и станет ясно, где пропуски в
контуре. Бывает, что краситель переходит границу, даже если линия контура
хорошая, толстая. Это означает, что вы взяли слишком много краски или
нанесли ее близко к обводке, исправить ошибку можно просто дорисовав
добавочный элемент резервом и закрасить после высыхания.
При расписывании работы можно использовать кисти разных размеров
(номеров) и плотности (беличьи, колонковые). Для покрытия больших
плоскостей можно использовать ватные тампоны.
Необходимо помнить, что при высыхании краски становят светлее.
Ткани из разных волокон неодинаково впитывают краски. Хорошо
растекаются краски на хлопчатобумажных, вискозных тканях и на
натуральном шелке.
Во время покрытия больших площадей могут образовываться ореолы и
затекания, поэтому, чтобы этого избежать, краску необходимо наносить
равномерно. Большие площади заливают краской слева направо, сверху вниз.
Если краска зашла за линию резерва, необходимо обвести образовавшееся
пятно и ввести такие же пятна в композицию. Всю поверхность ткани
необходимо перекрывать за один раз, поскольку в следующий раз цвет краски
может значительно отличаться.
Если по характеру рисунка необходимо сделать несколько перекрытий
цветом, нужно дождаться высыхания краски, еще раз нанести резерв и т.д.
Роспись по ткани можно обогатить дополнительными эффектами.
Очень интересный эффект получатся с помощью поваренной соли. Благодаря
гигроскопическим свойствам кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с
ней и краситель. Благодаря этому ткань становится светлее, красители
смещаются, а сложные красители (например, фиолетовый = синий + красный;
зеленый - синий + желтый) нередко раскладываются на составляющие.
Солью посыпают влажную роспись. Это можно сделать произвольно:
посыпать часть росписи (например, половину листика для аппликации) или
аккуратно разложить кристаллы в необходимом порядке. Или вокруг
кристаллов соли аккуратно нанести кистью воду, но не слишком много,
чтобы соль не растворилась, образуя бесформенные пятна. Эффект этого
приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое
смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают
оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. В этой
технике можно целиком расписать шарф, на который наносят цветные
полосы или пятна и присыпают в некоторых местах солью разной
зернистости, корректируя узор добавлением к кристаллам воды. На месте
скопления кристаллов образуются темные пятнышки, так как здесь
наибольшая концентрация красителя. После высыхания уберите излишки
соли. Очень хороша солевая техника для детской аппликации при росписи
различных зверушек, т.к. придаст их «шерсти» видимость пушистости.
Какие-то важные элементы рисунка можно подчеркнуть контуром ткани.
3. Закрепление красителей на ткани.
Красители на ткани закрепляются утюгом или же паром.
При использовании второго варианта необходимо убедиться, что краска
полностью высохла. Для полного высыхания красителей требуется не менее
суток.
Далее берется лист бумаги, размер которого на 10 см превышает размер
работы. Разложите работу на этом листе и накройте еще одним листом
бумаги, затем аккуратно сверните так, чтобы получилась полоса в 6-7 см.
После сверните получившийся рулон поперек и перевяжите плотной ниткой
их натуральных волокон. Необходимо поместить работу в емкость, размер
которой должен быть такого размера, чтобы ткань поместилась в верхней
части и не касалась стенок и крышки, когда емкость будет накрыта. Это,
например, может быть высокая кастрюля или эмалированное ведро. На дно
желательно положить керамические черепки или гальку слоем 10 см.
Зафиксируйте сверток на равном расстоянии от стенок емкости на
максимальном отдалении от ее дня. Это легко можно сделать с помощью
тонкой деревянной реечки. Закрепив сверток, осторожно, по стенке налейте в
емкость воды на высоту около 15 см. Сверху емкость накройте сложенным в
несколько раз шерстяным одеялом, между одеялом и емкостью не должно
быть щелей. Затем поставьте емкость на огонь.
Время запаривания: полтора – два часа на среднем огне. По истечении
этого срока погасите огонь и дайте воде остыть. Достаньте изделие,
освободите от бумаги и прополощите или даже простирайте в чуть теплой
проточной воде, затем слегка просушите и прогладьте утюгом на хлопке до
суха.
4. Оформление батика.
Чтобы оформить работу существует довольно много способов.
Например, готовое можно просто перетянуть на подрамник и вставить в раму.
Чтобы работа не просвечивала ее можно наклеить на оргалит, также с
изнанки можно прикрепить бязь.
Если работа вытянутой формы, то очень удобно оформлять ее в
азиатском стиле, используя жесткие планки в верхних и нижних частях
изделия.
При выборе рамки прежде всего необходимо отталкиваться от работы:
ее стилистики, манеры исполнения, цветового решения. Рамка ни в коем
случае не должна мешать восприятию самой работы. Главная ее задача
выгодно оттенить м дополнить композицию, придать ей законченный вид.
Заключение.
Собранный опыт, как в процессе работы с детьми, так и личный, в
творческих работах, подтверждает целесообразность использования данной
техники. Интересная, увлекательная, дающая новые возможности в создании
оригинальных композиций.
Мы рассматривали технику холодного батика в качестве объекта
творчества, позволяющего, научиться методически правильно вести работу
над произведением декоративно-прикладного искусства.
Если, воплощая свой художественный замысел, мастер придерживается
основных законов композиции, если в произведении присутствует гармония
главного и второстепенного, прослеживается равновесие, статика или
динамика, если работа радует глаз сочетанием цвета, значит, она на верном
пути.
Тайный смысл, который художник вкладывает в каждую свою работу,
придает ей неповторимую, характерную окраску и позволяет автору в полной
мере донести до зрителя свою мысль.