Автор: Вышлова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№19"
Населённый пункт: г.Балашиха, д.Пестова, д.5а
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Какие они-пряники!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа
Балашиха «Детский сад комбинированного вида №19 «Лесная сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в средней группе №2
образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Какие бывают пряники»
МБДОУ «детский сад №19»
Воспитатель Вышлова Н.Н
.
Задачи:
Образовательная - познакомить детей с пряничным искусством, с
различными видами пряников; формировать умение работать с тестом:
замешивать, делить на части, раскатывать, выдавливать формочкой,
раскрашивать; познакомить детей с профессией –пряничник;
формировать
положительное отношение к труду кондитера; активизировать словарь детей:
пряничник, пряность , имбирный, тульский;
Развивающая – развивать мелкую моторику рук, развивать интерес к истории
и традиции национальной культуры.
Воспитательная - воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе,
коллективе; воспитывать уважение к труду пряничных мастеров
Методы и приемы:
словесные – рассказ, объяснение, вопросы
наглядные – видео о кондитерской фабрики, разные виды
пряников
практические – самостоятельная деятельность детей при
работе с тестом
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое
развитие
Оборудование: пряники - «Тульский», «Имбирный домик», «Шоколадные»;
письмо, видео «Производство пряников», тесто, скалки, формочки для теста
на каждого ребенка, аудио запись песни «По дороге дружбы», пряности: мед,
имбирь, какао, корица, фартуки, глазурь для пряников.
Ход занятия
Стук в дверь, отдают письмо
В: Ребята, посмотрите , нам прислали письмо! Это письмо от нашего друга
Карлсона! Давайте, почитаем, что там написано. (Читает письмо)
«Дорогие ребята! Я очень заболел. Для того, чтобы выздороветь, мне нужно
съесть много пряников, но я лежу в кровати и у меня нет сил их испечь!
Помогите мне, ведь вы же мои друзья! Пришлите мне посылку с пряниками!
Я очень жду! Ваш самый больной в мире человек – Карлсон!»
В: Да уж, задал нам Карлсон задачку! Что же делать, ребята? Как же нам
помочь Карлсону?
Ответы детей?
В: Кажется у меня есть идея! Я предлагаю отправиться на кондитерскую
фабрику и посмотреть там, как и из чего делают пряники! Готовы
отправиться в путь? Тогда вперед!
Дети под музыку шагают
В: Ребята, посмотрите, мы дошли до магазина пряников. Давайте зайдем и
посмотрим, какие пряники там продаются.
Ребятки, а вы знаете, что слово пряник происходит от слова –«пряность».
Пряность –это вкусовая добавка ( корица, имбирь, какао) –именно эта
пряность придает прянику особый аромат и вкус. Давайте посмотрим на
пряники: это «Тульский пряник» - его делают в городе Тула, его еще
называют печатный пряник. Посмотрите, какие они разные, понюхайте, как
вкусно пахнет. Никто не догадался, чем пахнет Тульский пряник? Он пахнет
медом! В Тульский пряник добавляют –мед. (показываю мед, даю
понюхать).А вот это пряничный домик – имбирный пряник. Понюхайте как
пахнет – в него добавляют пряность –имбирь. Вот- эта пряность , понюхайте,
как пахнет имбирь. А вот это шоколадный пряник- в него добавляют
пряность –какао! Вот такое. (показываю какао) Сейчас делают множество
разных пряников и в шоколаде и с различными начинками, и разными
формами.
Дети, совсем рядом с магазином находиться кондитерская фабрика, где
изготавливают пряники! Пойдемте в цех и посмотрим, как делают пряники.
(Дети проходят на ковер).Усаживайтесь по удобнее и посмотрим процесс
приготовления пряников.
Видео.
А вы знаете, как называют людей, которые делают пряники? Их называют
пряничниками.
Ну что же, теперь я предлагаю самим нам попробовать сделать пряники.
Давайте пройдем в наш цех, мы с вами теперь будем –пряничниками. Нам
нужно одеть фартуки. Итак, что нам нужно сделать сначала? Замесить тесто.
Добавляем воду, муку, яйцо, какао. Замешиваем тесто. Вот какое тесто у нас с
вами получилось. Теперь разделим его на кусочки и раскатаем, это очень
трудно, нужно сильно надавливать на скалку.(раздаю детям по кусочку теста).
Когда вы раскатаете тесто, берем формочку и надавливаем ей на тесто.
Молодцы, посмотрите, какие красивые пряники у нас получились!
Давайте выложим наши пряники на поднос и поставим в духовку выпекаться.
А пока наши пряники выпекаются, мы с вами разомнемся, а то вы, наверное,
устали.
Физкультминутка
Ну вот наши пряники готовы! (вытаскиваю из игрушечной духовки)
А теперь наши пряники надо покрыть глазурью. Перед вами стоят чашечки с
глазурью, опускаем кисточку в глазурь и покрываем ей пряник. Получилось?
Молодцы. Ну вот , наши пряники готовы! Карлсон будет очень рад, когда
получит посылку. А когда он покушает наших пряников и выздоровит, то
обязательно прилетит к нам в гости, и мы ему расскажем о нашем
путешествии. А что же вам больше всего запомнилось, о чем вы расскажите
Карлсону?
Ответы детей.
1 занятие.
Тема занятия: Цветы
Задачи: Закрепить умения составлять целое из частей. Упражнять детей в нахождении предметов
по одному признаку по цвету. Учить считать до 6. Воспитывать желание составить красивый букет
для мамы.
Материал: Лейка, разрезанная на 6 одинаковых частей, 3 обруча: синий, красный, желтый, цветы,
вырезанные для фланелеграфа (разные)
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Собери лейку”
Для того чтобы вырастить цветы их необходимо поливать, а из чего их поливают? (из лейки).
Предложить детям собрать лейку из 6 одинаковых частей.
2 этап. “Расцвели цветы на клумбе”.
Положить 3 обруча в разные места и предложить детям посадить на красную клумбу только
красные цветы, на желтую клумбу – желтые, на синюю – синие. После чего выяснить какой формы
и размера расцвели цветы.
3 этап. “Составь букет для мамы”
Детям предлагаются цветы. Они собирают для мамы букет, после чего предложить сосчитать,
сколько цветов в букете.
2 занятие.
Тема занятия: На огороде.
Задачи: Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в пространстве
в соответствии с расположением заместителей.
Материал: Набор геометрических фигур, матрешка, логические блоки Дьенеша, карточки с
заданиями, 2 корзинки разных по размеру.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Раскопаем грядки”
Детям дается набор геометрических фигур и предлагается расположить грядки так, как просит
матрешка – огородница (слева – круг, справа – прямоугольник).
2 этап. “Посади огород”
Воспитатель показывает карточку, где в круги – 2 желтых кружочка (репа); а в прямоугольнике – 2
красных (помидор). Затем карточки убираются, а дети по памяти должны выполнить задание, на
столах. Количество грядок и заданий можно увеличить до 5.
3 этап. “Собери урожай”
Матрешка – огородница принесла нам 2 корзины. В большую корзину, она просила собрать все
овощи круглой формы (репа, лук, и т.д.). В маленькую – треугольной формы (морковь и т.д.)
3 занятие.
Тема: “В осеннем лесу”
Задачи: Учить детей находить отличия в изображении предметов. Закреплять умения выбирать
предметы по одному признаку (по цвету). Упражнять детей в составлении целого из частей.
Материал: 2 пейзажа с 10 отличиями, логические блоки Дьенеша, 1 корзинка, листик,
разрезанный на 6 частей одинакового размера.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Чем отличаются пейзажи”
Детям предлагаются 2 картинки на осеннюю тему с 10 отличиями. Дети должны найти, как можно
больше отличий.
2 этап. “Разложи грибы”
Предложить детям в желтую корзину положить все грибы с красными шляпками. Выяснить какой
формы шляпки у грибов, величины и толщины.
3 этап. “Сложи листик”
Предложить детям листик, разрезанный на 6 частей. Нужно сложить листочек, и угадать с какого
дерева он упал.
4 занятие.
Тема: “Путешествие на птичий двор”
Задачи: Развивать конструктивные навыки, память ребенка (упражнение в запоминании). Учить
счету, сравнению.
Материал: пеналы с геометрическими фигурами, логические блоки Дьенеша, 2 обруча разного
цвета, 3 группы игрушек по 7 штук.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Построй транспорт, на котором ты отправишься путешествовать”
Дети из геометрических фигур строят транспорт. Затем рассмотреть сооружения и выяснить кто,
что построил, какого цвета, формы, величины.
2 этап. “Переполох”
Я – тетя Даша, хозяйка птичьего двора. Хочу первый раз сегодня выпустить гусей, уток, куриц
погулять, но боюсь, что они разбегутся и не найдут свои домики. Вы мне поможете их догнать?
Открывается ширма: там 2 обруча в красном – живут гуси (все красные фигуры), а в зеленом –
куры (все круглые фигуры), а кто живет внутри красного и зеленого домика (обручей), какими
фигурами они обозначены? После чего смешиваю все блоки, а дети раскладывают, как было.
3 этап. “Найди, каких игрушек поровну”
Предложить детям для количественного счета 3 группы игрушек. Считаем и сравниваем.
5 занятие.
Тема: “Теремок”
Задачи: Учить детей комбинировать обобщать, преобразовывать. Развивать внимание, память.
Сообразительность, аналитическое восприятие.
Материал: Монгольская игра, логические блоки Дьенеша.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Монгольская игра”
Предложить детям из частей игры собрать “теремок”, определить форму стен, крыши, окон.
2 этап. “Расселение животных в “Теремке”
Предложить разложить логические блоки так, чтобы на 1 этаже поселить всех больших и толстых
животных, на 2 этаже – маленькие, толстые, на 3 этаже маленькие тонкие и т.д.
3 этап. “Что изменилось?”
Меняем местами блоки в “Теремке” (на этажах), а дети должны угадать что изменилось.
6 занятие.
Тема: “На праздник в детский сад”
Задачи: Развивать умение находить предметы с заданными свойствами. Учить детей
анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов.
Материал: фигуры разной формы, цвета и размера, карточки с началом бус, 2 листа бумаги, на
каждом изображены 2 куклы, платья которых украшены цветными геометрическими
орнаментами. Цвета орнамента на одном листе (сверху вниз) – красный, оранжевый, желтый. На
другом – желтый, зеленый, синий.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Кто скорее соберет бусы”
Каждый из детей получает пеналы с геометрическими фигурами и карточку с началом бус, где,
например одна бусинка круглая синяя, большая. Другая – маленькая, треугольная, желтая; третья –
прямоугольная, большая, красная. Нужно продолжить ряд. Лучшими будут те бусы, которые
окажутся самыми длинными. Отводится определенное время.
2 этап. “Украсим кукле платье”
Куклы были в Доме моделей на демонстрации новых платьев. Им понравились платья
украшенные цветным геометрическим орнаментом. Предложить детям украсить платья
геометрическим орнаментом и подарить девочкам. (Предварительно рассмотреть образцы)
3 этап. “Расставь правильно детей в танце”
На сцене синего цвета танцуют дети в желтых платьях, а на сцене, зеленого цвета в платьях
треугольной формы. Расставьте правильно детей и скажите, кто может танцевать на обеих сценах
(в желтых, треугольных платьях)?
7 занятие.
Тема: “Новоселье”
Задачи: Освоение умения ориентироваться на плоскости. Продолжать учить классифицировать
множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма. Развивать пространственное
воображение.
Материал: фланелеграф, дома разного размера и цвета (из картона), обручи, логические блоки
Дьенеша, бумажные коврики с узорами из геометрических фигур.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Рассказ о расположении домов”
Расскажи, как расположили дома в микрорайоне (на ковролине расположены дома разные по
высоте и цвету; в центре и по углам). Дети рассказывают расположение домов.
2 этап. “Расселим жителей города в дома”
Берутся 2 обруча, разного цвета накладываются друг на друга так, чтобы получилось 3 области.
Нужно поселить жильцов красного цвета в красный обруч, а всех круглой формы в синий и т.д.
3 этап. “Мастерская ковров” игра.
Дети по описанию выбирают ковры для жителей микрорайона. Красные фигуры хотели бы иметь
такой ковер: в середине – квадрат, снизу – прямоугольник, сверху – три треугольника, слева –
овал, справа – два круга.
8 занятие.
Тема: “Полет в космос”
Задачи: Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего
характера по образцу. Упражнять детей в счете на слух. Продолжать учить детей обобщать
предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать желание помогать друг другу и попавшим в
беду.
Материал: Игра “Веселый круг, ширма, молоточек, цифры от 0 до 9, 3 обруча, “Логические блоки
Дьенеша”.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Полетим в космос на ракете”
На чем летают в космос? (на ракете). А у нас есть ракета? (нет). Но у нас есть круг разрезанный на
10 частей. (геометрические фигуры) Давайте из этих мелких фигур ( частей) соберем ракеты
(каждый для себя). Для этого, положите перед собой образцы и достаньте из конвертиков
элементы игры “Веселый круг”.
2 этап. “Отгадывание кода”
Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код
зашифрован в загадках. Загадки вы отгадаете в том случае, если будете тихо сидеть, внимательно
слушать и считать удары молоточка. И так, внимание! Слушаем молча и про себя считаем. Сколько
раз ударил молоточек? (1) Подойди, пожалуйста, Максим к столику найди цифру 1, и помести ее
на наборное полотно и так остальные цифры (3, 6, 2, 5, 8). Из скольких цифр состоит код? (6)
3 этап. “Помощь Лунтику”
Давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер (обруч)
положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем
цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.
9 занятие.
Тема: “Магазин”
Задачи: Развивать умение различать предметы по толщине, цвету, величине. Уметь находить
предмет по описанию. Упражнять в количественном счете.
Материал: логические блоки Дьенеша, квадраты один красного, другой зеленого цвета, игрушки
разные по количеству детей.
Этапы. Описание этапов.
1 этап. “Помогите разложить товар”
В магазин поступило печенье разного размера, формы, цвета, толщины. И его все перепутали. Для
того чтобы его продать необходимо его разобрать по коробочкам. В красную коробку положим
большое печенье, а в зеленую – все толстые. Какое печенье будет лежать внутри красной
коробки? (задание можно менять).
2 этап. “Подарите то, что назову”
В отделе игрушки, за то, что помогли разобрать товар, вам подарят подарки, но для этого вы
должны будете рассказать об игрушках так, чтобы продавец догадался, что вы хотите получить в
подарок.
3 этап. “Сосчитаем, сколько игрушек нам подарили”
Можно вначале сгруппировать игрушки (мягкие игрушки, куклы, машинки и т.д.) А затем
предложить детям сосчитать, сколько игрушек и в какой группе? В какой группе больше (меньше)?
Далее приведен полный конспект занятия “Полет в космос”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: С Луны на Землю поступил сигнал: это просьба о помощи.
- “Ребята, у нас беда, нашу планету завалило камнями. Мы разобрать завал не можем, так как не
знаем геометрические фигуры, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста! Лунтик”.
- Что же мы делать будем? Как быть?
- А как мы им поможем? Для этого необходимо отправиться в космос.
- А на чем летают в космос? (на ракете)
- А у нас есть ракета? (нет)
- Но у нас есть круг разрезанный на 10 частей. (геометрические фигуры) Давайте из этих мелких
фигур ( частей) соберем ракеты (каждый для себя).
- Для этого, положите перед собой образцы и достаньте из конвертиков элементы игры “Веселый
круг”.
- Достали?
- Начинаем собирать!
- Старайтесь собрать правильно. Смотрите на образец. Ракета должна быть прочной, для того
чтобы долететь до другой планеты.
- Вот какие молодцы! У нас получилось много ракет разного цвета!
- Ира, ты, собрала ракету какого цвета? (Красного)
- А у Сони, какого цвета ракета? (Желтого) и т.д. – Правильно, молодцы!
Физкультминутка:
Один, два – стоит ракета (руки вверх, ладони соединить)
Три, четыре – самолет (руки в стороны)
Один, два – хлопок в ладоши (далее по тексту)
А потом на каждый счет.
Один, два, три, четыре.
И на месте походили.
- Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код
зашифрован в загадках. Загадки вы отгадаете в том случае, если будете тихо сидеть, внимательно
слушать и считать удары молоточка.
- Итак, внимание! Слушаем молча и про себя считаем.
- Сколько раз ударил молоточек? (1)
- Правильно! Молодцы!
- Подойди, пожалуйста, Максим к столику найди цифру 1, и помести ее на наборное полотно и так
остальные цифры (3, 6, 2, 5, 8)
- Итак код разгадан!
- Из скольких цифр состоит код? (6)
- Молодцы!
- Ракета к запуску готова. Полетели! (дети встают, и друг за другом выходят из-за столов, и встают в
большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны “Логические
блоки Дьенеша”)
- Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.
- Ребятки, на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Эти
небесные камни называются метеоритами. Посмотрите, как много!
- Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)
- Ну что, ребята, давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий
кратер положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень,
называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.
- Ира (я беру большой кружок и положу его в зеленый обруч и т.д.)
- Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да)
- Хорошо, а сейчас скажите мне камни, какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри
синего кратера лежат все синие фигуры и т.д.)
- А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют).
- Для того чтобы было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи уберем их в красный
кратер. (Все дети убирают)
- Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!
- Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (Да)
- Чем мы занимались во время нашего путешествия (Помогали Лунтику расчищать планету от
камней).
- Молодцы!
- Лунтик остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.
- Садимся в свои ракеты и, отправляемся домой на землю. Приземлились! А вот это ребятки, вам!
Кратер с метеоритами разной формы, но эти метеориты очень вкусные и сладкие.
- Спасибо, ребята, это вам, угощайтесь! Ваш Лунтик!
Поделиться страницей: