Автор: Яшина Анна Артёмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с. Сергеевка, Приморский край, Партизанский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Лучок на подоконнике"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» с. Сергеевка
Среднесрочный проект
"Лучок на подоконнике"
в подготовительной к школе группе
Воспитатель:
Яшина Анна Артёмовна
Сергеевка
январь 2018 год
Паспорт проекта
Руководитель
проекта
Яшина Анна Артёмовна
Участники проекта
Воспитатели, родители, дети подготовительной группы
Возраст
участников
проекта
6-7 лет
Вид проекта
Познавательный-творческий
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательская,
творческая.
По числу участников проекта: вся группа.
По времени проведения: среднесрочный.
По характеру контактов: дети, родители, воспитатели.
Продолжительност
ь проекта
2 недели (с 15 по 27 января)
Цель проекта
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию
репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его
пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта
1. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных
условиях;
3. Формировать представления детей о строении почвы;
4. Формировать представления детей о необходимости света,
тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;
5. Фиксировать представления детей об изменениях роста
луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать,
анализировать.
6. Развивать коммуникативные навыки;
7. Формировать навыки исследовательской деятельности,
инициативность;
8. Активизировать внимание, память, обогащение словарного
запаса, развивать речь.
Предполагаемый
результат
Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с
условиями их содержания. Научатся подмечать пользу и красоту
зеленого лука зимой. У детей сформируется знания о росте
зеленого лука в комнатных условиях в стакане с водой и в грунте.
Дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о
своей деятельности.
План-конспект:
Среднесрочный проект "Лучок на подоконнике " в подготовительной
группе.
Актуальность проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных
огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями в зимнее время, на
осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по
проекту проходила
в соответствии
с
Федеральными
Государственными
Требованиями.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей
исследователи.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать –
значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Проектная идея:
Создать в подготовительной группе детского сада огород на перо.
Формы организации проекта:
Выставка рисунков «Вырос наш лук».
Выставка поделок «Весёлая луковка».
Оформление папки для родителей «Лук репчатый. Полезные и целебные
(лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук.
Лечение луком: народные рецепты».
Совместное
творчество
по
составлению
литературных
произведений,
сказки о луке. Оформить папку со сказками.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Беседы с детьми.
Подбор художественной литературы: стихи, сказки, загадки о луке и
других овощах.
Определение цели и задач проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Понедельник – 15.01.18
-Познавательная беседа «О пользе лука». (Приложение№1)
-Рассматривание луковиц и семян лука, посадка лука.
Вторник – 16.01.18
-Чтение сказки «Волшебная луковица».
-Д/и «Чудесный мешочек». (Приложение№2)
-Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино».
Среда – 17.01.18
- Чтение и заучивание стихов про лук. (Приложение№3)
-Аппликация «Лучок на грядке».
-Д/и «Узнай на ощупь».
Четверг –18.01.18
- Загадывание загадок о луке и других овощах. (Приложение№4)
-Хороводная игра «В хоровод мы не пойдем».
Пятница – 19.01.18
-Наблюдение за ростом лука. Сравнение, анализ.
Первая зарисовка в дневнике
наблюдения.
-Д/и «Съедобное — несъедобное».
- Подвижная игра: «Вершки и корешки». (Приложение№5)
Понедельник – 22.01.18
- Разучивание пословиц, поговорок о луке. (Приложение№6)
-С/р игра «Магазин – овощей».
-Наблюдение за ростом лука. Сравнение, анализ. Вторая зарисовка в дневнике
наблюдения.
Вторник – 23.01.18
- Дидактическая игра «Доскажи словечко». (Приложение№7)
-Подвижная игра «Овощи — фрукты». (Приложение№5)
-Рисование «Зеленый лучок - наш дружок».
Среда – 24.01.18
-П\и «Повар».
-Просмотр мультфильма «Лук»-77 серия Лунтик.
-Лепка
«
Весёлая луковка
»
.
Четверг – 25.01.18
-Чтение сказки «Три брата луковки».
-Русская народная игра «Огородная хороводная».
Пятница – 26.01.18
-Наблюдение за ростом лука. Сравнение, анализ. Третья зарисовка в дневнике
наблюдения.
-Чтение сказки о луке. (Приложение№7)
-Д/и «Чудесный мешочек». (Приложение№2)
3 этап «Заключительный»
Подведение итогов в реализации проекта.
Оформление папки для родителей «Лук репчатый. Полезные и целебные
(лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук.
Лечение луком: народные рецепты».
Совместное
творчество
по
составлению
литературных
произведений,
сказки о луке. Оформить папку со сказками.
Заключение:
Учитывая особенности детского мышления, работу мы строили, опираясь
на наглядность и доступность излагаемого материала. В группе организовали
выставку
книг
о
луке,
муляжей,
картин
и
другого
иллюстрированного
материала, знакомящего детей с огородом, инвентарем.
На
познавательных
занятиях
и
в
совместной
образовательной
деятельности рассматривали и сравнивали лук в целом и в разрезе, разные
сорта лука. Пополняла знания детей чтением художественной литературы и
познавательной литературы. Развились творческие способности детей.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,
анализировать,
делать
выводы.
В
процессе
работы
над
проектом
ребята
отметили
роль
лука,
как
лекарственного
сырья;
изучили
чудодейственное
влияние на здоровье человека.
Одним, из самых, интересных детям явилась, практическая работа: посадка
лука, уход за луком, сбор урожая и приготовление витаминного салата. Сам
процесс
и
результат
проекта
принес
детям
удовлетворение,
радость
переживания, осознания собственных умений.
В процессе работы над проектом дети узнали, что лук является важным
овощем, как много усилий и труда нужно прилагать для его выращивания, что
он полезен «от семи недуг...». Дети приобрели различные знания, уточняли и
углубили представления о луке.
Список использованных источников
1.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.
Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – 2–е изд., испр. и доп. –
М., Мозаика – Синтез, 2011.
2.
Сказка Д.Родари "Чипполино"
3.
Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2008г.- 123 с.
4.
Коробова
М.
В.,
Белоусова
Р.
Ю.
Малыш
в
мире
природы:
Методическое
пособие
для
воспитателей
и
родителей.-
М.:
Просвещение, 2006г.-93 с.
5.
Соломенникова
О.
А.
Экологическое
воспитание
в
детском
саду.
Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика-
Синтез, 2006г. - 104 с.
6.
Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.
Приложение№1
Познавательная беседа «О пользе лука».
Лук, наш домашний доктор – лук исцелит любой недуг.
Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте!
Воспитатель: А почему говорят: “Лук – от семи недуг?” (ответы детей)
- Да, лук помогает лечить людей.
- А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый
лук? (показ стрелок лука, ответы детей)
- Чтобы получить такие стрелки (так они называются, потому что похожи на
стрелки) надо лук прорастить.
- Что необходимо для роста растения? (ответы детей)
Для этого нужно: земля, вода, свет, тепло.
К нам в гости пришел сказочный герой Чиполлино, он будет нам помогать.
- Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (ответы детей)
Посмотрите внимательно сюда, как это надо делать. В стаканчик с землей надо
посадить лук. Как правильно посадить луковицу? (по алгоритму)
- Сделать углубление в земле при помощи палочки, посадить лук, присыпать ее
землей, чтобы верхняя часть выступала, затем полить.
- А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно
сделать? (надеть фартуки, застелить столы)
- Давайте принесем все необходимое и посадим лук (стаканчики, палочка,
луковица, лейка)
Дети рассматривают луковицы, сравнивают их и делают вывод
- Все луковицы в коричневых сухих чешуйках, твердые на ощупь, на донце
луковицы старые корешки.
- А как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в
землю? (дети делают углубление в земле, сажают луковицу так, чтобы ее
верхняя часть выступала из земли)
- Что еще нужно сделать? (надо полить, дети поливают)
- Что мы делали? Как?
-Постарались вы на славу, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
- Без хозяина земля – круглая сирота
- Земля заботу любит
- Земля тарелка, что положишь, то и возьмешь
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- Труд – кормит, а лень - портит
- Где хотение, там и умение.
- Всякое уменье трудом дается
- Дело мастера боится
- Делу – время, потехе – час
- Кто не работает, тот и не ест.
- Берись дружно, не будет грузно
- Теперь принесите все луковицы, сложите на поднос, уберите свое рабочее
место, снимите фартуки и вставайте в круг.
Дети встают в хоровод
Хоровод “В хоровод мы не пойдем”
Вот идет в огород развеселый народ.
Надо лучок посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)
Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.
Дружно все копаем, лучок мы сажаем. (копают землю лопатой)
Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок)
В руки лейку мы взяли, лучок поливали (поливают)
Солнышко припекай наш лучок согревай
(дети поднимают руки вверх и качаются)
Лучок вырастет большой,
(показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)
Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)
Приложение№2
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по
его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную
речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди
берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом
достают.
Приложение№3
Стихи о луке.
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь
редис есть и
салат,
Лук, петрушка и
шпинат.
Помидоры,
огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И
картофель, и
капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы,
лучок, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю
укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок,
Запасаться не устану.
***
В огороде много гряд,
Есть зелёный лук, и
салат.
Тут и свёкла,и
горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
В огороде нашем
Нет
редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
***
Что растет на нашей грядке
Огурцы,
горошек сладкий.
Помидоры и
лучок
Для приправы и для проб.
Есть
редиска и
салат,
Наша грядка - просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
***
Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?
***
Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
***
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
Необычный лук-батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?
Приложение№4
Загадки про лук
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…
(Ответ: лук)
* * *
Золотист он и упруг,
Всем полезен круглый…
(Ответ: лук)
***
Прежде чем его мы съели.
Все наплакаться успели.
(Ответ: лук)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а друг.
(Ответ: лук)
***
Луковица золотая, круглая, литая,
Есть у неё один секрет,
Нас она спасает от бед,
Может вылечить недуг вкусный и душистый.
(Ответ: лук)
Приложение№5
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать
внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети
называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле —
тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может
выступать, ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать
внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по
кругу со словами:
« Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и
организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Приложение№6
Поговорки и пословицы.
Лук с чесноком родные братья.
Лук семь недуг лечит.
Лук да баня все правят.
Ешь лук — чаще зубы будут.
Лук да баня все правят.
Лук добр и в бою, и во щах.
Лук от семи недуг.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лук туг, а муж не дюж.
Луковки во щах нет, а пуговки светленькие.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Лук — добро и в бою и во щах (игра слов).
Лук в другую сторону не перегнешь.
Приложение№7
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и
фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Приложение№8
Сказка «Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Ревю
На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с
грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё
вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась,
словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.
Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг.
А ещё они говорят, что во мне много витамина С.
— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много
этого витамина. Давай дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В
ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В
жаркий полдень Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже
помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородо-
садовых культур.
Приложение № 9 (Консультации по теме проекта)
Полезные свойства лука.
Принято считать, что лук - это
обычный
овощ.
На
самом
деле
есть
целое "луковое семейство", где можно
встретить
множество"родственников":
это и лук-батун, и лук-слизун, и лук-
порей, и шнитт-лук, и лук душистый... о
полезных свойствах лука - ведь в период
респираторных заболеваний это многочисленное луковое семейство
нам очень пригодится
!
Хотя
и
существует
множество
всевозможных
видов
этого
уникального "лекаря", но используем мы в основном малую их часть:
репчатый - в суп, да зеленый - в салат. Но даже если так, уже хорошо -
ведь этот доблестный овощ содержит огромное количество полезных
веществ. Например, сахаров в нем больше, чем в яблоках и грушах.
Даже в жгучем луке содержится
до 14% сахаров.
Вообще, лук очень богат на
разные
полезные
составляющие.
Так, до недавнего времени самым
ц е н н ы м
в
н е м
с ч и т а л и с ь
фитонциды,
благодаря
которым
он и сам не болеет, и нам не дает.
Поэтому лук советовали есть исключительно в сыром виде, чтобы все
драгоценные
фитонциды
сберечь.
С
другой
стороны,
давно
обнаружилось, что лук богат железом: и репка, и особенно зеленое
перо. Получить этот важный элемент можно как из сырого, так и из
жареного, печеного и тушеного лука, особенно если использовать его
как гарнир к печенке. Печень с луком - это просто "супержелезная"
еда.
А сегодня на первое место среди луковых сокровищ выходит
кверцетин - мощный противораковый элемент. Если с дефицитом
железа мы еще как-то умеем справляться, то рак остается бичом
человечества.
Поэтому
ученые
возлагают
большие
надежды
на
профилактику.
Еще
лук
богат калием, благотворно влияющим на сердечно -
сосудистую
систему
человека.
Помимо
вышесказанного,
лук
содержит множество других минералов и витаминов. В частности и в
луковицах, и в листьях много аскорбиновой кислоты, есть витамины
группы В и РР, а также каротин, эфирное масло и 2 процента белка. В
общем, у вас есть много причин ежедневно употреблять этот чудо-
овощ. Кстати, ученые считают оптимальным употребление каждым
человеком 7-10 кг лука ежегодно. Правда, существует у этого овоща
такая особенность - он источает после употребления неприятный
запах. Но от этой беды есть надежное средство: пожевать в конце еды
поджаренные ядра грецких орехов или корочку подгоревшего хлеба.
Лук широко применяется в народной медицине.
Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики
утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок,
возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от
ангины. Пить такой раствор надо по 1 ч. л. 3-4 раза в день. А можно
употреблять просто свежеотжатый сок - он тоже очень эффективен
при ангине.
Кстати,
этот
уникальный
овощ
помогает
не
только
справиться
с
некоторыми недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее
бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха.
В древних знахарских книгах существует масса рецептов из лука.
Но,
несмотря
на
множество
полезных
свойств
лука,
людям,
страдающим заболеваниями почек, печени и сердца, его следует
использовать осторожно. Правильно делают те, кто употребляет
лук-порей. Этот
вид
тоже
рекомендуется
при
многих
болезнях.
Витаминов и каротина в нем больше, чем в репчатом луке. Порей
обладает
замечательным
свойством
-
при
хранении
количество
витамина С в нем значительно увеличивается (с 35 до 85 мг). Во всех
остальных овощах и фруктах содержание этого витамина, наоборот,
снижается, так что порей в самом деле уникален. Его можно есть
сырым, но чаще его пассируют в оливковом или сливочном масле.
При этом не теряет своего красивого цвета - точнее, сочетания цветов:
белого, желтого, темно-зеленого.
А вот в зеленых листьях лука - батуна содержится в 2 раза больше
витамина С, чем в привычном зеленом луке, выращенном из репки.
Длинные,
сочные
и
нежные
листья
лука-слизуна
по
вкусу
превосходят все остальные виды зеленого лука. К тому же, в них
очень много витамина С и железа.
Конечно, этим списком не исчерпывается луковое многообразие.
А если вы употребляете разные его виды, особенно в холодное
время года, вам будут не страшны никакие болезни.
Чем хорош лук? О пользе
лукового семейства.
К
луку
люди
относятся
как
к
серьезному
и
уважаемому
продукту,
ведь
используют
его
не
только
как
приправу
к
еде,
но
и
в
качестве
народного средства от многих болезней.
С древнейших времен лук да чеснок на
Руси
(и
у
многих
других
народов)
считался
наилучшим
средством
от
«прилипчивых
болезней
и
моровых
поветрий»
(от
болезней,
передающихся «по ветру»).
Лук необходим весной, когда организму не хватает витаминов и
особенно нужна поддержка. Чтобы получать достаточное количество
полезных
веществ,
оздоравливающих
организм,
необходимо
использовать разные сорта лука, потому что каждый ценен по своему.
Лук
относится
к
роду
пряно-ароматических
травянистых
растений. 228 видов лука являются овощными культурами, которые
употребляют в пищу.
Самый
известный
и
всеми
любимый
–
это лук
репчатый,
который бывает белым, желтым, желто-
коричневым,
розовым,
красным
и
фиолетовым
(самый
сладкий
из
всех
сортов
репчатого
лука).
Название
«репчатый»
происходит
от
внешнего
сходства
подземной
части
растения
с
репой. Существуют и другие народные
названия репчатого лука – арбажейка,
бульбянка, цыбуля, сибуля.
Лук
издает
свой
неповторимый
горьковатый аромат благодаря наличию
в
нем
эфирных
масел.
Богат
лук
и
фитонцидами
(целебными
летучими
веществами), которые убивают большое
количество
микробов,
в
том
числе
стрептококки,
дизентерийную,
дифтерийную и туберкулезную палочки. Хорошо пожевать лучок,
чтобы
уничтожить
неблагоприятную
микрофлору
в
полости
рта.
Фитонциды лука за несколько минут погубят вредные бактерии и в
дальнейшем не позволят им размножаться.
При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить
потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот
витамин способствует повышению иммунитета. Зеленые листья лука
богаты каротином. Каротин защищает слизистые дыхательных путей
от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи. Для лечения и
профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки
репчатого лука несколько раз в день.
У лука-порея
отсутствует
резкий
запах
и
вкус,
что,
однако,
с о вс е м
н е
вл и я е т
н а
е г о
целебные
свойства.
Лук
богат
кальцием,
фосфором,
железом,
натрием и магнием, это делает
лук-порей очень питательным и
полезным продуктом. А узнать
его можно по утолщенной белой
ножке
и
широким
плоским
листьям, которые и используют
в
пищу.
Этот
лук
обладает
способностью
очищать
кровь,
поэтому полезно применять его
д л я
п р о ф и л а к т и к и
атеросклероза:
смесь
лукового
сока и меда в пропорции 1:1 по
одной столовой ложке 3 раза в день за час до еды в течение месяца.
Лук-шалот,
е щ е
о д и н
полезный
лучок
из
большого
семейства,
имеет
и
д ру гие
названия – сорокозубка, кущёвка,
ш а р л о т к а ,
м н о г о д о л ь н ы й .
Состоит он из нескольких мелких
луковиц, соединенных в одну. Шалот сочнее, мягче и ароматнее лука
репчатого.
Для
него
характерен
своеобразный
специфический,
душистый
аромат.
Лук-шалот
используется
в
медицине
как
противовоспалительное
средство.
Ученые
обнаружили
в
шалоте
большое
содержание
флавонолов,
которые
препят ствуют
возникновению
рака,
его
полезно
употреблять
в
пищу
для
профилактики этого тяжелого заболевания.
Лук-батун,
и л и
д у д ч а т ы й ,
песчаный, зимний, китайский лук,
татарка,
непахучий
чеснок
имеет
своеобразные
дудчатые
листья.
Настоящей
луковицы
он
н е
о б р а з у е т,
п о э т о м у
в
п и щ у
употребляют
только
листья.
Лук-
батун
обладает
всеми
свойствами
репчатого
лука.
А
витамина
С
в
нем
даже
больше,
чем
в
луке
репчатом. Батун славится хорошими дезинфицирующими свойствами.
Лук
можно
есть
сырым,
вареным,
тушеным,
жареным,
маринованным.
Этот
овощ
всегда
доступен,
его
даже
можно
выращивать
дома
на
окошке,
такой
он
неприхотливый.
Не
будем
забывать
о
рекомендациях
наших
бабушек,
которые
советовали
употреблять лучок каждый день для аппетита и на здоровье.
«Кто ест лук, того Бог избавит от мук», – так говорили наши
предки.
Лук репчатый.
Полезные и целебные
(лечебные) свойства лука
репчатого.
Чем полезен лук.
Лечение луком: народные
рецепты
Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами,
борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию
земли.
Лук
улучшает
аппетит,
усвоение
пищи,
повышает
сопротивляемость
организма
к
инфекционным
заболеваниям.
Его
п р и м е н я ю т
п р и
жел у д оч н о - к и ш еч н ом
р а с с т р о й с т в е ,
сопровождающемся
недостаточной
двигательной
и
секреторной
деятельностью
желудка,
при
гипертонии,
атеросклерозе,
общей
слабости
и
простудных
заболеваниях,
пониженной
половой
активности. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как
противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом
хорошее
средство
при
лечении
бельма
глаз,
бронхита,
кашля
и
грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при
неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука
используют
от
гриппа
и
при
трихомонадном
заболевании,
для
лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для
удаления
мозолей
и
бородавок.
Печеный
лук
прикладывают
к
фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной боли. Лук-
порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и
почечнокаменной болезни.
Лечение луком: народные рецепты
Лечение луком: народные рецепты
Лук при растяжении связок
Лук при растяжении связок
: Очистить головку лука, мелко нарезать,
: Очистить головку лука, мелко нарезать,
добавить
немного
сахарного
песка,
хорошо
размешать.
Прикрыть
толстым
добавить
немного
сахарного
песка,
хорошо
размешать.
Прикрыть
толстым
слоем этой смеси тряпку, наложить на больное место и перевязать. Менять раз в
слоем этой смеси тряпку, наложить на больное место и перевязать. Менять раз в
сутки.
сутки.
Кашица
из
запеченного
лука
способствует
созреванию
абсцессов,
Кашица
из
запеченного
лука
способствует
созреванию
абсцессов,
фурункулов
фурункулов
и отхождению от них гноя. Теплую кашицу наложить на абсцесс
и отхождению от них гноя. Теплую кашицу наложить на абсцесс
(фурункул) и прибинтовать. Повязку менять 2 раза в день.
(фурункул) и прибинтовать. Повязку менять 2 раза в день.
Полезные свойства репчатого лука применяют для лечения
Полезные свойства репчатого лука применяют для лечения
насморка
насморка
: на
: на
терке натереть 2 ст. ложки хозяйственного мыла, 2 ст. ложки репчатого лука,
терке натереть 2 ст. ложки хозяйственного мыла, 2 ст. ложки репчатого лука,
добавить
по
2
ст.
ложки
спирта
и
молока.
Все
тщательно
перемешать,
добавить
по
2
ст.
ложки
спирта
и
молока.
Все
тщательно
перемешать,
переложить в маленькую кастрюльку, которую поставить в большую с кипящей
переложить в маленькую кастрюльку, которую поставить в большую с кипящей
водой. Пропарить 30 мин и охладить. Ватные фитили, смоченные полученным
водой. Пропарить 30 мин и охладить. Ватные фитили, смоченные полученным
содержимым, ввести в нос. Прогреть нос синей лампой или вареным яйцом.
содержимым, ввести в нос. Прогреть нос синей лампой или вареным яйцом.
Лук применяется, когда «заложит»
Лук применяется, когда «заложит»
ухо
ухо
, при затвердении серы в ушах: а)
, при затвердении серы в ушах: а)
сок лука — 4 части, водка — 1 часть. Хорошо смешать. Капать в ухо по 2 капли
сок лука — 4 части, водка — 1 часть. Хорошо смешать. Капать в ухо по 2 капли
2 раза в день, б) лук нафаршировать тминным семенем, испечь его, отжать сок.
2 раза в день, б) лук нафаршировать тминным семенем, испечь его, отжать сок.
Капать сок по 2—3 капли в каждое ухо 2 раза в день.
Капать сок по 2—3 капли в каждое ухо 2 раза в день.
Для очищения
Для очищения
нарывов и фурункулов
нарывов и фурункулов
: 2 части печеного лука н 1 часть
: 2 части печеного лука н 1 часть
натертого хозяйственного мыла растереть и хорошо смешать. Прикладывать
натертого хозяйственного мыла растереть и хорошо смешать. Прикладывать
пластырь на больное место несколько раз в сутки. Очищает, помогает быстрому
пластырь на больное место несколько раз в сутки. Очищает, помогает быстрому
созреванию.
созреванию.
Использование лука для
Использование лука для
лечения кашля
лечения кашля
: очищенную репчатую луковицу
: очищенную репчатую луковицу
вымыть и натереть на терке, смешать с гусиным жиром. Втирать эту смесь в
вымыть и натереть на терке, смешать с гусиным жиром. Втирать эту смесь в
область
грудной
клетки
и
шеи.
Завязать
теплым
платком.
Утром
натощак
область
грудной
клетки
и
шеи.
Завязать
теплым
платком.
Утром
натощак
принимать по 1 ст. ложке этой смеси.
принимать по 1 ст. ложке этой смеси.
Полезные свойства репчатого лука используются для
Полезные свойства репчатого лука используются для
укрепления и роста
укрепления и роста
волос
волос
: 1 часть коньяка, 4 части процеженного сока лука, 6 частей отвара корней
: 1 часть коньяка, 4 части процеженного сока лука, 6 частей отвара корней
репейника. Втереть в кожу головы. Покрыть голову полотенцем для согревания
репейника. Втереть в кожу головы. Покрыть голову полотенцем для согревания
на 2 часа, после этого вымыть. По возможности, повторять еженедельно.
на 2 часа, после этого вымыть. По возможности, повторять еженедельно.
Рецепты с луком
Рецепты с луком
при простуде, кашле, воспалительных заболеваниях
при простуде, кашле, воспалительных заболеваниях
верхних
дыхательных
путей
верхних
дыхательных
путей
(при
болезнях
желудка
с
повышенной
(при
болезнях
желудка
с
повышенной
кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с
кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с
медом принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.
медом принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.
Разрезать
пополам
луковицу,
привязать
на
Разрезать
пополам
луковицу,
привязать
на
место
укуса
насекомого
место
укуса
насекомого
.
.
Свежий сок или натертая кашица лука в виде компресса — прекрасное средство
Свежий сок или натертая кашица лука в виде компресса — прекрасное средство
при ушибах, особенно колена. 1 головку репчатого лука разрезать пополам, на
при ушибах, особенно колена. 1 головку репчатого лука разрезать пополам, на
каждую
половинку
капнуть
по
1
капле
дегтя,
а
затем
половинки
лука
каждую
половинку
капнуть
по
1
капле
дегтя,
а
затем
половинки
лука
накладывать на больное место.
накладывать на больное место.
При
При
гипертонии
гипертонии
едят 1—2 шт. свежих луковиц в день. При геморрое и
едят 1—2 шт. свежих луковиц в день. При геморрое и
гастрите принимать свежий сок лука по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.
гастрите принимать свежий сок лука по 1 ст. ложке 3—4 раза в день.
Лук
Лук
при кашле, бронхитах, коклюше
при кашле, бронхитах, коклюше
: 500 г измельченного лука, 400 г
: 500 г измельченного лука, 400 г
сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить,
сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить,
процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4—6 раз в день.
процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4—6 раз в день.
Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.
Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.
На
На
бородавки
бородавки
наносить кашицу тертого лука 1 раз в день.
наносить кашицу тертого лука 1 раз в день.
При
При
зубной боли у ребенка
зубной боли у ребенка
разрезать луковицу пополам, разрезанной
разрезать луковицу пополам, разрезанной
стороной приложить на левую руку, на локтевой сгиб, если зуб болит слева.
стороной приложить на левую руку, на локтевой сгиб, если зуб болит слева.
Луковицу закрепить бинтом на руке. Через 10—15 мин боль проходит, луковицу
Луковицу закрепить бинтом на руке. Через 10—15 мин боль проходит, луковицу
можно убирать.
можно убирать.
Свежую кашицу из лука наложить на свежие
Свежую кашицу из лука наложить на свежие
ожоги
ожоги
в виде аппликаций.
в виде аппликаций.
Кашица свежего тертого лука употребляется наружно при ревматизме.
Кашица свежего тертого лука употребляется наружно при ревматизме.
Дли
исчезновения
Дли
исчезновения
веснушек
веснушек
ежедневно
протирать
лицо
свежей
ежедневно
протирать
лицо
свежей
луковицей.
луковицей.
Целебные свойства лука для уничтожения
Целебные свойства лука для уничтожения
перхоти, укрепления волос,
перхоти, укрепления волос,
зуда,
восстановления
цвета,
чтобы
сделать
волосы
эластичными
и
зуда,
восстановления
цвета,
чтобы
сделать
волосы
эластичными
и
мягкими, взять небольшую головку лука, очистить ее,
мягкими, взять небольшую головку лука, очистить ее,
натереть на терке,
натереть на терке,
кашицу завернуть в марлю, сложенную несколько раз. Втирать и кожу головы.
кашицу завернуть в марлю, сложенную несколько раз. Втирать и кожу головы.
Через несколько часов промыть и сполоснуть голову. Процедуру проводить
Через несколько часов промыть и сполоснуть голову. Процедуру проводить
через день в течение 3—4 недель.
через день в течение 3—4 недель.
П р и
П р и
гриппе
гриппе
свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и
свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и
вдыхать его пары через нос в течение 2—3 мин 3—4 раза к день. Вместо
вдыхать его пары через нос в течение 2—3 мин 3—4 раза к день. Вместо
указанных
процедур
можно
ставить
марлевые
тампоны
с
тертым
луком,
указанных
процедур
можно
ставить
марлевые
тампоны
с
тертым
луком,
закладывая их в каждую ноздрю на 10—15 мин 3—4 раза в день. Свежий сок
закладывая их в каждую ноздрю на 10—15 мин 3—4 раза в день. Свежий сок
употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3—4 раза в день. При кашле: сварить 1
употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3—4 раза в день. При кашле: сварить 1
картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор,
картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор,
пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч.
пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч.
ложке. При кашле: 2 луковицы среднего размера очистить, мелко порезать,
ложке. При кашле: 2 луковицы среднего размера очистить, мелко порезать,
отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст.
отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст.
ложке через каждые полчаса.
ложке через каждые полчаса.
При
При
бронхите у детей
бронхите у детей
: 1 головку красного лука очистить от кожуры и
: 1 головку красного лука очистить от кожуры и
измельчить, добавить в массу 1 ч. ложку сахара. Каждый день ребенок должен
измельчить, добавить в массу 1 ч. ложку сахара. Каждый день ребенок должен
съедать одну измельченную головку лука
съедать одну измельченную головку лука
до выздоровления.
до выздоровления.
П
р
и
П
р
и
воспалении
верхних
воспалении
верхних
дыхательных путей
дыхательных путей
: сок лука смешать
: сок лука смешать
пополам
с
медом.
Принимать
по
1
ст.
пополам
с
медом.
Принимать
по
1
ст.
ложке 3—4 раза в день. При кашле: 500 г
ложке 3—4 раза в день. При кашле: 500 г
очищенного и мелко порезанного лука,
очищенного и мелко порезанного лука,
50 г меда, 400 г сахарного песка варить в 1 л воды на слабом огне 3 часа. Затем
50 г меда, 400 г сахарного песка варить в 1 л воды на слабом огне 3 часа. Затем
жидкость остудить и налить в закупоренную бутылку. Принимать по 1 ст. ложке
жидкость остудить и налить в закупоренную бутылку. Принимать по 1 ст. ложке
4—5 раз в день.
4—5 раз в день.
Вот, к примеру, если вы возьмете кусочки ваты, смоченные луковым
соком,
и
заложите
их
в
ноздри
на
10-15
минут
(делать
эту
процедуру
желательно 3-4 раза в день), то излечитесь от гриппозного насморка.
А вот для лечения бронхита вам надо будет взять 0,5 кг. репчатого лука,
очистить его и мелко нарезать. Затем положить его под груз - для стекания сока.
После этого собрать выделившийся сок в стеклянную банку и добавить 0,5 кг.
сахара. Эту смесь необходимо выдержать под солнечными лучами в течение 2
недель и принимать ежедневно по 1 ст. л. натощак. При необходимости это
лекарство следует сделать повторно и продолжить прием без перерыва.
Если
вы
хотите
избавиться
от болезни
ушей,
то
следующий
рецепт
придется вам как нельзя кстати. Правда, для этого вам надо будет испечь в золе
маленькую луковичку, завернуть ее вместе с небольшим количеством свежего
несоленого масла в тонкую тряпочку и положить в ухо на одну минуту. Причем
пакетик должен быть настолько горяч, насколько вы можете выдержать.
Если
у
вас болит
голова,
попробуйте
понюхать
кусочек
сырого
лука
вместо
того,
чтобы глотать таблетки, многим помогает. Лук
используется
в
народной
медицине
и
в
косметических целях – для очищения лица от
пятен.
Для
избавления
от
веснушек
хорошо
ежедневно протирать лицо свежей луковицей,
разрезанной пополам.
Наши бабушки советуют приложить кусочек лука к порезу или ожогу – и
рана быстро заживет. Если вас укусила оса или пчела, вам тоже придет на
помощь лук. После удаления жала насекомого нужно приложить кашицу из
лука к месту укуса – боль и отек пройдут намного быстрее. Старое поверье о
том,
что
следует
носить
в
кармане
луковку,
выходя
на
улицу
из
дома
в
жару,
чтобы
избежать
теплового
удара,
подтверждает
медицинское мнение о том, что лук обладает
потогонным свойством.