Напоминание

"Магниты и магнетизм"


Автор: Пронько Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: "Магниты и магнетизм"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детско-юношеского творчества»

Методическая разработка открытого занятия

на тему: «Магниты и магнетизм»

Составитель: Пронько Елена Петровна

ПДО первой квалификационной категории

Альметьевск, 2018г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена педагогом

дополнительного образования второй квалификационной категории Пронько

Еленой Петровной, стаж работы - 17 лет.

Методическая разработка рекомендована для педагогов

дополнительного образования, занимающихся с дошкольниками, а также

воспитателей детских садов, работающих по предмету «Ознакомление с

окружающим миром».

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности составлены для

детей 6-ти лет ШРД для родителей «Страна Любознайка».

Продолжительность занятия 25-30 минут.

Оптимальное количество детей в группе 15 человек.

Проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной

форме применить полученные знания на практике, используя такие методы

обучения как: наглядный, словесный, игровой, а так же проектный, метод

стимулирования и исследовательский. В связи с ФГТ развитие

познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

дошкольников уделяется большое значение в области «Познания».

Занимательные игры-задания, дидактические игры, опыты-

эксперименты разработанные с учетом актуального развития дошкольников,

побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий и

проявления творчества.

Данные эксперименты решают важные педагогические задачи:

развивают познавательную активность детей, инициативность; развивают

способность устанавливать причинно-следственные связи на основе

элементарного эксперимента и делать выводы.

Тема: «Магниты и магнетизм»

Цель: Формировать у детей представление о физическом явлении –

магнетизме.

Задачи:

1.Обучающая.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, с магнитом и его

особенностями и свойствами и компасом;

Выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной)

деятельности детей. Развивать опыт творческой деятельности.

2.Развивающая.

Развивать исследовательский подход к познанию магнетизма. Развивать

познавательную активность в процессе экспериментирования,

активизировать речь, и обогащать словарь.

3.Воспитываающая.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материалы: магниты по количеству детей, канцелярские скрепки, гвозди,

болтики, шнуры, заколки, невидимки, монетки, два стаканчика на каждого

ребенка, бумага, картон,, ткань, фанера, настольный кукольный театр,

игрушка робот.

Форма проведения: групповая с индивидуальным подходом к каждому

ребенку.

Предварительная работа: Чтение с детьми сказки «Волшебник

Изумрудного города», изготовление персонажей из сказки «Волшебник

Изумрудного города»; проводится занятие на тему: «Секреты материалов».

Материал и оборудование: Театральная мини-сцена на подставке;

персонажи из сказки «Волшебник Изумрудного города»; чемоданчик;

большой магнит; маленькие магниты на каждого ребенка; предметы из

разного материала (картон, дерево, пластмасса, металл); «Волшебная»

варежка.

Ход занятия.

О.М. «Приветствие».

Сообщение темы занятия.

Педагог предлагает поиграть в музыкальную игру «Найди нужный

предмет».

На стульчиках в кругу лежат предметы из различного материала: деревянные

и пластмассовые предметы, резиновые игрушки, металлические ложки.

Звучит музыка, дети двигаются под музыку. С окончанием музыки детям

предлагается взять только предметы из металла.

Беседа по вопросам с детьми:

-Объясните, как вы догадались, что эти предметы сделаны из металла (ответы

детей)

-Правильно, они гладкие, твердые, тяжелые и блестящие.

-Практически все металлические предметы обладают «волшебным»

свойством, а каким мы узнаем благодаря опытам по экспериментированию.

В гости к детям «дровосек» из сказки «Волшебник Изумрудного города». У

него в чемоданчике магнит.

Педагог показывает магнит.

-Что это? (магнит)

-Что такое магнит? (к магниту притягиваются металлические предметы)

Педагог обобщает: тело, длительное время сохраняющее намагниченность,

называется постоянным магнитом или просто магнитом.

Исследовательская работа: педагог предлагает взять магниты и с их

помощью найти предметы, которые к ним притягиваются. Дети проверяют

действие магнита и делают выводы.

Практическая деятельность детей.

Педагог предлагает детям провести опыты с магнитом.

Опыт№1. «Достань канцелярскую скрепку»

Предложить детям достать канцелярскую скрепку из узкого стакана с

помощью пластмассовой ложки и вилки, палочки от мороженного и магнита.

Дети самостоятельно проводят опыт.

Вывод: скрепку легче достать из стакана магнитом.

Опыт№2 «Как действует магнит»

Предложить детям достать из стакана с водой гвозди, болты, шурупы,

скрепки, не дотрагиваясь до них. Дети берут магниты и с помощью него

достают предметы. Дети проверяют действие магнита через картон, ткань,

фанеру.

Вывод: Эти материалы – магнетические. Когда вы подносите к ним

магнит, они притягиваются к нему.

Опыт№3 «Взаимодействие магнитов»

Предлагается детям поработать в парах. Для опыта берутся учебные магниты

(с обозначением полюсов синих и красных цветов). Каждой паре детей

предлагается соединить магниты и сделать выводы.

Вывод: разноименные полюса магнита притягиваются, одноименные –

отталкиваются).

Опыт№4 Волшебная варежка»

Педагог одевает варежку на руку. К внутренней стороне варежки пришит

магнит. Педагог демонстрирует действие «волшебной» варежки, притягивая

металлические предметы. Детям предлагается догадаться, в чем

«волшебство» (педагог передает варежку детям, которые самостоятельно

проводят опыт).

Игра средней подвижности «Солнечное настроение» (упражнение с

ленточками).

Итог занятия.

-Почему именно робот принес вам магнит? (потому-что он сделан из

металла).

Игра «Волшебный театр»

Цель: понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Игровой материал: «Театральная сцена» на подставке, персонажи из сказки

«Волшебник Изумрудного города», сделанные из легкого картона (конусные)

с закреплением внутри металлическими скрепками или пластинами.

Ход игры: Педагог вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки

персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как «ожили»

герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его

на взаимодействие с магнитом. Делают вывод, какие предметы могут

притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические

пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не

притягиваются).

Приложение 1.

Комплекс упражнений с ленточками к игре «Солнечное настроение».

1.

«Солнышко»

Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.

Дети делают круговые движения в воздухе.

2.

«Радуга»

Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.

Дети делают полукруговые движения в воздухе.

3.

«Змейка»

Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.

Дети поднимают руку верхи зигзагообразно опускают вниз.

Приложение 2.

Приложение 3.



В раздел образования