Автор: Пронько Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: "Магниты и магнетизм"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
Методическая разработка открытого занятия
на тему: «Магниты и магнетизм»
Составитель: Пронько Елена Петровна
ПДО первой квалификационной категории
Альметьевск, 2018г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена педагогом
дополнительного образования второй квалификационной категории Пронько
Еленой Петровной, стаж работы - 17 лет.
Методическая разработка рекомендована для педагогов
дополнительного образования, занимающихся с дошкольниками, а также
воспитателей детских садов, работающих по предмету «Ознакомление с
окружающим миром».
Занятия по опытно-экспериментальной деятельности составлены для
детей 6-ти лет ШРД для родителей «Страна Любознайка».
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Проводится в игровой форме, что позволяет детям в непринужденной
форме применить полученные знания на практике, используя такие методы
обучения как: наглядный, словесный, игровой, а так же проектный, метод
стимулирования и исследовательский. В связи с ФГТ развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
дошкольников уделяется большое значение в области «Познания».
Занимательные игры-задания, дидактические игры, опыты-
эксперименты разработанные с учетом актуального развития дошкольников,
побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий и
проявления творчества.
Данные эксперименты решают важные педагогические задачи:
развивают познавательную активность детей, инициативность; развивают
способность устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы.
Тема: «Магниты и магнетизм»
Цель: Формировать у детей представление о физическом явлении –
магнетизме.
Задачи:
1.Обучающая.
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, с магнитом и его
особенностями и свойствами и компасом;
Выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной)
деятельности детей. Развивать опыт творческой деятельности.
2.Развивающая.
Развивать исследовательский подход к познанию магнетизма. Развивать
познавательную активность в процессе экспериментирования,
активизировать речь, и обогащать словарь.
3.Воспитываающая.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы: магниты по количеству детей, канцелярские скрепки, гвозди,
болтики, шнуры, заколки, невидимки, монетки, два стаканчика на каждого
ребенка, бумага, картон,, ткань, фанера, настольный кукольный театр,
игрушка робот.
Форма проведения: групповая с индивидуальным подходом к каждому
ребенку.
Предварительная работа: Чтение с детьми сказки «Волшебник
Изумрудного города», изготовление персонажей из сказки «Волшебник
Изумрудного города»; проводится занятие на тему: «Секреты материалов».
Материал и оборудование: Театральная мини-сцена на подставке;
персонажи из сказки «Волшебник Изумрудного города»; чемоданчик;
большой магнит; маленькие магниты на каждого ребенка; предметы из
разного материала (картон, дерево, пластмасса, металл); «Волшебная»
варежка.
Ход занятия.
О.М. «Приветствие».
Сообщение темы занятия.
Педагог предлагает поиграть в музыкальную игру «Найди нужный
предмет».
На стульчиках в кругу лежат предметы из различного материала: деревянные
и пластмассовые предметы, резиновые игрушки, металлические ложки.
Звучит музыка, дети двигаются под музыку. С окончанием музыки детям
предлагается взять только предметы из металла.
Беседа по вопросам с детьми:
-Объясните, как вы догадались, что эти предметы сделаны из металла (ответы
детей)
-Правильно, они гладкие, твердые, тяжелые и блестящие.
-Практически все металлические предметы обладают «волшебным»
свойством, а каким мы узнаем благодаря опытам по экспериментированию.
В гости к детям «дровосек» из сказки «Волшебник Изумрудного города». У
него в чемоданчике магнит.
Педагог показывает магнит.
-Что это? (магнит)
-Что такое магнит? (к магниту притягиваются металлические предметы)
Педагог обобщает: тело, длительное время сохраняющее намагниченность,
называется постоянным магнитом или просто магнитом.
Исследовательская работа: педагог предлагает взять магниты и с их
помощью найти предметы, которые к ним притягиваются. Дети проверяют
действие магнита и делают выводы.
Практическая деятельность детей.
Педагог предлагает детям провести опыты с магнитом.
Опыт№1. «Достань канцелярскую скрепку»
Предложить детям достать канцелярскую скрепку из узкого стакана с
помощью пластмассовой ложки и вилки, палочки от мороженного и магнита.
Дети самостоятельно проводят опыт.
Вывод: скрепку легче достать из стакана магнитом.
Опыт№2 «Как действует магнит»
Предложить детям достать из стакана с водой гвозди, болты, шурупы,
скрепки, не дотрагиваясь до них. Дети берут магниты и с помощью него
достают предметы. Дети проверяют действие магнита через картон, ткань,
фанеру.
Вывод: Эти материалы – магнетические. Когда вы подносите к ним
магнит, они притягиваются к нему.
Опыт№3 «Взаимодействие магнитов»
Предлагается детям поработать в парах. Для опыта берутся учебные магниты
(с обозначением полюсов синих и красных цветов). Каждой паре детей
предлагается соединить магниты и сделать выводы.
Вывод: разноименные полюса магнита притягиваются, одноименные –
отталкиваются).
Опыт№4 Волшебная варежка»
Педагог одевает варежку на руку. К внутренней стороне варежки пришит
магнит. Педагог демонстрирует действие «волшебной» варежки, притягивая
металлические предметы. Детям предлагается догадаться, в чем
«волшебство» (педагог передает варежку детям, которые самостоятельно
проводят опыт).
Игра средней подвижности «Солнечное настроение» (упражнение с
ленточками).
Итог занятия.
-Почему именно робот принес вам магнит? (потому-что он сделан из
металла).
Игра «Волшебный театр»
Цель: понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Игровой материал: «Театральная сцена» на подставке, персонажи из сказки
«Волшебник Изумрудного города», сделанные из легкого картона (конусные)
с закреплением внутри металлическими скрепками или пластинами.
Ход игры: Педагог вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки
персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как «ожили»
герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его
на взаимодействие с магнитом. Делают вывод, какие предметы могут
притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические
пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не
притягиваются).
Приложение 1.
Комплекс упражнений с ленточками к игре «Солнечное настроение».
1.
«Солнышко»
Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.
Дети делают круговые движения в воздухе.
2.
«Радуга»
Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.
Дети делают полукруговые движения в воздухе.
3.
«Змейка»
Ленточка поочередно находится в правой, затем в левой руке. Рука прямая.
Дети поднимают руку верхи зигзагообразно опускают вниз.
Приложение 2.
Приложение 3.