Напоминание

"Мотивация обучающихся"


Автор: Журова Евгения Викторовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка
Тема: "Мотивация обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




« Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка»

Ich will. Das Wort ist mächtig.

Du sprichst es ernst und still.

Die Sterne reiβt vom Himmel

Das kleine Wort: ich will!

Я хочу. Это слово могуче.

Ты говоришь его серьёзно и тихо.

Звёзды срывает с неба

Маленькое слово: ХОЧУ!

Мы имеем всё, что мы хотим! – Не правда ли? А то, чего мы не имеем, мы не очень-то и

хотели!

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для учителей

немецкого языка, одним из наиболее актуальных вопросов. «На свете есть только один

способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека

захотеть это сделать» Д. Карнеги (Дейл Бре́

кенридж Карне́

ги)

Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать

интерес в течение лет изучения.

Приступая к занятиям иностранным языком, у учащихся наблюдается высокая мотивация

к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 7-8 классу он пропадает

у 80 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать

человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации

учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Особенно актуальна эта проблема для учителей, преподающих немецкий язык в обычной

общеобразовательной школе, так как большинство родителей предпочитают, чтобы их

дети владели английским языком.

Перед учителем немецкого языка встаёт вопрос: как вообще должно строиться обучение

немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению?

Исходя из этого я в своей работе определила следующую цель:

формирование

положительной

мотивации

к

изучению

немецкого

языка

через

просветительскую и инновационную деятельность.

Работая

над

данной

проблемой,

я

выделила

для

себя

два

наиболее

значимых

направления:

1.

Работа с родителями, формирующая заинтересованность в изучении их детьми

немецкого языка.

2.

Формирование интереса учащихся к немецкому языку в процессе обучения.

Работу с родителями нужно начинать как можно раньше, до того момента, когда начали

формироваться языковые группы. Мною разработана презентация, в которой представлена

информация о роли немецкого языка в современном мире, о достижениях моих учеников.

С этой презентацией я выступаю на родительских собраниях, приглашаю посетить свои

уроки, познакомиться с методикой их проведения.

Перечислю некоторые информационные аспекты, направленные на стимулирование

изучения немецкого языка.

1.

Многовековая связь судеб немецкого и русского народов, широчайшее культурное и

научно-техническое общение и сотрудничество.

2. Нецелесообразный выбор английского языка под влиянием сиюминутной конъюнктуры,

особенно в регионах, где проживают этнические немцы и где осталась интенсивная

востребованность изучения немецкого языка.

3.

Немецкий язык - язык науки. Германия стоит на третьем месте в мире по своему вкладу

в исследование и развитие науки и выделяет стипендии на научные исследования для

иностранных ученых и исследователей.

4.

Немецкие

инвестиции

в

российскую

экономику

являются

наиболее

значимыми.

Немецкие

фирмы,

сотрудничающие

с

Россией,

пользуются

поддержкой

германского

государства.

Всё это я объясняю родителям на родительских собраниях.

2. Формирование интереса учащихся к немецкому языку в процессе обучения.

Урок

немецкого

языка

должен

быть

личностно-ориентированным,

основанным

на

деятельностном,

компетентностном,

когнитивно-коммуникативном

подходах

с

использованием новых технологий обучения. Этого и требуют ФГОС второго поколения.

На уроке необходимо помнить о различных видах мотивации, классификацию которых

предлагает П. Б. Гурвич. В своей работе я использую их в полной мере.

Целевая мотивация

Добиваюсь, чтобы ученики сами формулировали цель урока, его

задачи и пути решения этих задач. В конце урока, при проведении рефлексии, заостряю

внимание

учеников

на

таких

вопросах:

«А

где

тебе

могут

пригодиться

знания

сегодняшнего урока? В каких ситуациях ты можешь использовать знания, полученные на

уроке? и т.п.» Все это позволяет мне получать такие метапредметные результаты как:

умение определять цели своего обучения, ставить

задачи, соотносить свои действия с

планируемыми результатами.

Мотивация

успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд,

который они затратили, реально почувствовать, что идут к цели. Конечно, наиболее

сильной здесь является отметка. И при её выставлении необходимо помнить о зоне

ближайшего развития ребенка, то есть о ситуации успеха. Даже небольшой шаг к успеху

должен быть увиден и оценен. При этом можно использовать метод эмоционального

стимулирования.

Страноведческая

мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в

страну

изучаемого

языка

усиливает

интерес

учащихся.

Сравнительный

анализ

и

сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые

явления, моделировать на уроках ситуации «Диалога культур .Использование Интернета

позволяет работать с немецкоязычными сайтами, что позволяет реализовывать на уроке

принцип актуальности.

. видеофильмы для закрепления страноведческого материала при

изучении

тем:

«Die

Sehenswurdigkeiten

der

Stadt

Berlin»,

«Eine

Reise

durch

die

Bundesrepublik Deutschland» , «Die Schweiz» .

Эстетическая

мотивация. Изучение

ИЯ

для

учащихся

должно

превратиться

в

удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика. Красочно

оформленные презентации и буклеты способствуют его эстетическому развитию.

Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента,

видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои

любимые

формы

и

виды

работы.

Необходимо

каждому

ученику

дать

возможность

выразить

себя

в

любимом

виде

работы.

Использование

различных

компьютерных

программ даёт возможность выявить его интеллектуальные и творческие способности,

отследить развитие его личностного роста.

Повышение мотивации происходит за счет разнообразия форм работы, использования

таких приемов, которые затрагивают учащихся эмоционально и интеллектуально.

Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий,

(

осуществляю

дифференцированный

подход

в

обучении).

Не

менее

важен принцип

индивидуального

подхода

к

учащимся

создание

условий

для

развития

индивидуальных

задатков,

интересов,

склонностей.

Обязательны:

принцип

избирательности, отбор форм, методов и средств, проведения занятия осуществляется с

учётом

возраста

и

подготовленности

учащихся,

принцип

связи

теории

с

практикой,

принцип добровольности участия школьников в деятельности

Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет

большую

роль

в

обучении

иностранному

языку.

Их

применение

на

уроке

вносит

разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о

чём говорится в той или иной ситуации. При введении некоторых лексических единиц

использую метод «бирок». Ко всем предметам, к каким только возможно, прикрепляю

бумажки (бирки) с названием предмета на изучаемом языке. (Стол, шкаф, парта, дверь,

лампа, окно, доска, стена, шторы и т.д. Встречаясь часто глазами с этими предметами и

соответственно со словами, дети быстро их запоминают. Эту же лексику использую при

введении

грамматической

темы

«Управление

предлогов».

Считаю

этот

метод

эффективным.

Использование

песен

на

уроке

песнях

часто

встречаются

имена

собственные,

географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова.

Песни использую для всех этапов урока:

1.

для фонетической зарядки на начальном этапе.

Wir sind hier.

Hier sind wir.

Wir lernen Deutsch.

Deutsch lernen wir.

Или: Eins, zwei, drei, vier,

Deutsch lernen wir.

Eins, zwei, drei nur zu!

Deutsch lernst du im Nu!

2.

для

более

прочного

закрепления

лексического

и

грамматического

материала.

Например, при изучении спряжения глаголов можно работать с песней «Elen-

Mehlen-Manze, schaumal, wieichtanze!»(аудиозапись)

3.

как стимул для развития навыков и умений.

Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование

стихотворений

и

рифмовок.

Их

можно

применять

в

фонетической

зарядке,

при

предъявлении лексики, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна

для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки

помогают воспитывать у ребят нравственные качества. Заучивание небольших по объёму

стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным

средством усвоения языкового материала.

Welche Freude, welche Wonne!

Wieder scheint die liebe Sonne!

Wir lieben die Sonne,

die Blumen, den Wind,

undwollendasalle

so froh, wie wird sind.

Особое значение имеют физкультминутки на уроках иностранного языка. Творческий

диапазон

их

применения

разнообразен.

Они

не

только

способствуют

поднятию

работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный

языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении речёвок, рифмовок,

песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи.

Тема „Das Zimmer“.

Eins, zwei, drei, vier

unser Zimmer fegen wir

Eins, zwei, drei, vier,

Staubwischenallewir.

На проведенном уроке

провела физкультминутку для закрепления ед . и мн. числа

существительных.

Одним

из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка

является

использование

игр

на

уроке

(ролевых,

сюжетных,

языковых,

дидактических). Игра

-

это

эмоции,

там

где

эмоции,

там

активность,

внимание,

соображение,

там

работает

мышление,

т.е.

игра

-

это

ситуативно-вариативное

упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца.

Могу назвать несколько:

I.

Найдите противоположные по значениям слова?

II.

Чем он занимается?

III.

Чемодан.

IV.

Слова-загадки.( использовала на проведенном уроке)

Задача

при

обучении

иностранному

языку

увлечь,

а

не

развлечь;

научить,

а

не

навредить; развить, не забыть.

Проектная

методика

получила

широкое

распространение

в

системе

современного

образования. По мнению специалистов, метод проектов может быть достаточно широко

использован на любой ступени обучения.

Я

использую

проектные

задания

разного

типа:

коллаж,

стихи,

доклады,

викторины,

кроссворды, стенгазеты, интервью,

презентации.

Это зависит от возраста учащихся,

уровня их подготовки и интересов.

Вот примеры некоторых проектов, выполняемые учащимися в рамках программного

материала и во внеурочной деятельности:

2-4

классы: коллаж «Наши друзья», «Наши любимые домашние животные», «Чем мы

увлекаемся?»

5 классы: проект «Старый немецкий город», «Моя семья»;

6 классы: экскурсия «Наша школа».

7

классы:

стенгазета

«В

здоровом

теле

здоровый

дух»,

презентация

«Праздники

Германии»;

Если целенаправленно и систематически использовать метод проектов на уроках, во

внеурочное время, то увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода,

совершенствуются умения в устной и письменной речи, развиваются коммуникативные

навыки учащихся, расширяется их кругозор.

В целом, метод проектов, являясь частью системно-деятельностного подхода, позволяет в

полной мере осуществить цели и задачи нового ФГОС, отследить личностный рост

обучающегося, его коммуникативность.

Без

всякого

сомнения,

наиболее

эффективным

способом

повышения

мотивации

у

учащихся сегодня является использование компьютерных и Интернет технологий.

Сетевое общение

На моей персональной странице имеются ссылки на сайты переписки с зарубежными

сверстниками,

где

заинтересованные

учащиеся

могут

завести

друзей

по

переписке,

поучаствовать на форуме. Это прекрасная возможность практиковаться в иностранном

языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных блогах,

сетевых

конкурсах

и

дистанционных

олимпиадах

и

проектах.

Такая

работа

будет

способствовать

активизации

познавательного

интереса,

развивать

творческие

способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве.

Обмен информацией осуществляется по электронной почте

Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной

культуры школьников, т.к. видеоматериалы погружают их в ситуацию, в которой они

знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений.

Например: Видеоуроки немецкого. Каникулы и праздники. Школа.

Всё это развивает у детей такие метапредметные умения как ИКТ-компетентность,

умение

классифицировать,

делать

выводы,

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения учебных и познавательных задач.

Из личного опыта могу утверждать, что интерактивные методы и приемы обучения

создают необходимые условия реального общения и мотивируют учащихся более

свободно выражать свои мысли и чувства. Главная идея интерактивного обучения – это

обучение во взаимодействие учителя и ученика. Но это значит не просто что-то делать

вместе, а также учиться вместе.

В

интерактивном

обучении

каждый

успешен,

так

как

данные

методы

формируют

способность мыслить неординарно, развивают умения выслушивать иную точку зрения,

умение сотрудничать, проявлять толерантность, видеть и по-своему решать проблемную

ситуацию.

Учащиеся перестали

быть пассивными участниками учебного процесса и

стали его активными участниками.

Метод “шести шляп мышления” Суть данного метода заключается в том, что все

участники работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы.

Шесть шляп мышления— метод, позволяющий ученикам обсуждать проблемы, выражая

разные точки зрения. Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового

общения. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с позиций многочисленных

важных перспектив.

Эту технологию я использую на уроках немецкого языка для разностороннего анализа

поэтических и прозаических текстов (например, произведения К.Нестлингер “Die Ilse ist

weg”, М.Пресслер “Bitterschokolade

Важную роль в стимулировании интереса учащихся к изучению языка и углублении их

знаний в области иноязычной культуры играет внеклассная работа. Участие в школьных,

районных

и

областных

олимпиадах

и

конференциях

повышает

мотивацию

изучения

немецкого языка, создавая ситуацию успеха и стремления к победе.

Систематическая

работа

по

реализации

всех

мотивационных

аспектов

позволяет

мне

добиваться успеха в своей педагогической деятельности.

На

протяжении

последних

трех

лет

сохраняется

положительная

динамика

учебных

достижений.

Учебный

год

Класс

Положительная динамика

результатов

Стабильно

положительные

результаты

Отрицательная

динамика результатов

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2013-2014

3

25

5

41.7

4

33.3

2014-2015

4

33.3

6

50

2

16.7

2015-2016

4

33.3

7

58.3

1

8.3

Позитивная

динамика

уровня

обученности

и

качества

знаний

влияет

на

увеличение

количества

детей,

принимающих

участие

в

предметных

олимпиадах,

конкурсах

школьного, районного, областного и всероссийского уровня. Их число растёт из года в год.

Вывод:

Я

считаю,

что

для

формирования

мотивации

изучения

немецкого

языка

необходимо вести постоянную работу во всех направлениях педагогической деятельности,

уделяя особое внимание

поиску новых форм работы. Сложившаяся система обучения

позволяет

мне повышать

мотивацию

обучающихся

к

изучению

немецкого

языка

и

обеспечивать стабильно высокие результаты по предмету.

Список литературы:

1.

Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение,

1991.

2.

Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы

интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000.

3.

Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными

языками// Иностранные языки в школе № 5,1985.

4.

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык, 1989.

5.

Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство

«Вышейшая школа», 2004.



В раздел образования