Напоминание

"Роль тестопластики в развитии речи ребёнка"


Автор: Бикбаева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37
Населённый пункт: город Оренбург. Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль тестопластики в развитии речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бикбаева Ольга Анатольевна,

воспитатель,

МБДОУ № 37,

г. Оренбург

Роль тестопластики в развитии речи ребёнка

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством

использования тестопластики и пальчиковой гимнастики настоящее время в

связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском

саду,

с

внедрением

федеральных

государственных

образовательных

стандартов,

традиционные

подходы

к

развитию

речи

дошкольника

претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по

развитию речи детей:

1)

развивать

связную

речь

ребенка,

его

речевое

творчество

через

практическую деятельность;

2)

учить

детей

овладевать

родным

языком

в

процессе

расширения

и

углубления знаний об окружающем мире;

3) развивать у детей потребность в общении, так как это первое условие

успешной деятельности.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций

человека и ярким показателем развития ребенка. Речь является основным

механизмом сознательной деятельности человека. В своих исследованиях

Л.С. Выготский пришел к выводу, что вне речи невозможно формирование

личности.

Чем

богаче

и

правильнее

речь

дошкольника,

тем

легче

он

высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее

строит

взаимоотношения

с

детьми

и

взрослыми.

Недостатки

речи

при

обучении

в

школе

могут

привести

к

неуспеваемости,

порождают

неуверенность

в

своих

силах.

Поэтому

формирование

правильной

речи

ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

Развитие речи ребенка связано с состоянием мелкой моторики рук через

определенные зоны в коре головного мозга. Развитие движений пальцев рук

подготавливает фундамент для формирования речи. Тренировка пальцев рук

повышает

работоспособность

ребенка,

его

внимание,

умственную

активность,

стимулирует

интеллектуальную

и

творческую

деятельность.

Зависимость между развитием тонких движений рук и речью впервые была

замечена Марией Монтессори, а до нее Этаром и Сегеном. Эта взаимосвязь

изучалась и была подтверждена крупнейшими учеными: И.М. Сеченовым,

И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым и другими, именно они доказали, что

развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской

речи. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое

развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки

пальцев рук очень важно и следует этому уделять особое внимание.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до

поступления

в

школу.

Родители

и

педагоги,

которые

уделяют

большое

внимание играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой

моторики

и

координации

движений

руки,

решают

сразу

две

задачи:

во-

первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых,

готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать

многих проблем школьного обучения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,

воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного

мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые

упражнения,

сопровождаемые

стихотворным

текстом

(например,

«Сорока»,

«В

гости», «Кулачок»), не забывать о развитии элементарных

навыков

самообслуживания:

застегивание

и

расстегивание

пуговиц,

завязывание шнурков и т.д.

Многие

исследователи

детского

творчества

подчеркивают,

что

изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности для

эмоционально-эстетического, интеллектуального и волевого развития детей.

В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование

психических

функций:

зрительного

восприятия,

воображения,

памяти,

мыслительных

операций.

В

развитии

речи

ребенка

для

постепенного

формирования мыслительной деятельности очень важна лепка, как процесс

развития

сенсорного

опыта

чувство

пластики,

формы

и

веса.

А

рука,

входящая с соприкосновением с глиной или пластилином, получает знания и

опыт – основу мышления. Н.Б. Халезова отмечает: «…лепка в большей мере,

чем

рисование

или

аппликация,

развивает

и

совершенствует

природное

чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной

передаче формы».

Ребёнку хочется, чтобы его «элементарная скульптура»

(так специалисты называют продукт детской лепки) была как можно больше

похожа

на

реальный

предмет,

поэтому

он

внимательно

вглядывается

в

окружающий

мир,

анализируя

его

соразмерность,

пропорциональность,

объёмность.

У

детей

развивается

наблюдательность,

умение

подмечать

характерные черты животных и людей, видеть их образы. Лепить можно из

разных

пластичных,

экологически

чистых

материалов,

которые

легко

поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную

форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин,

пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и

т.д.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно

полезна

лепка

из

соленого

теста.

Преимущества

соленого

теста

перед

пластилином и глиной:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег

- легко отмывается и не оставляет следов

-безопасно при попадании в рот

- не липнет к рукам при лепке

- можно сушить на воздухе

-

можно

лепить

из

окрашенного

теста

и

можно

расписать

уже

готовое

изделие.

При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также

обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При

этом

развивается

мелкая

мускулатура

рук,

повышается

координация

и

точность движений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается

сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы,

фактуры,

цвета,

веса,

пластики,

пропорций);

развивается

общая

ручная

умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Во время

работы

с

соленым

тестом

ребенок

испытывает

наслаждение

от

его

пластичности,

от

форм,

которые

получаются

в

процессе

лепки,

ребенок

успокаивается,

становится

более

уравновешенным

и

внимательным.

Он

учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию,

конструкцию

изделий,

осуществлять

задуманное.

Дети

получают

возможность

устанавливать

физические

закономерности,

овладевать

представлениями об изменении веществ.

Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс

создания

художественных

образов

из

соленого

теста

с

использованием

различных

семян,

ракушек,

косточек

происходит

зачастую

в

форме

неожиданного

открытия,

сюрприза

и

дает

ребенку

дополнительные

возможности для творчества, способствует развитию речи.

Также в процессе лепки из соленого теста формируется эмоциональный и

речевой

контакт

детей

со

взрослым.

С

овладением

речью

ребенок

сам

начинает

давать

себе

команды,

речевые

приказы

(сначала

развернутые

вслух,

затем

свернутые

«про

себя»)

и

подчинять

им

свое

поведение

(создание

проблемной

ситуации,

формирующей

коммуникативную

направленность

речи).

А

если

кому-то

из

детей

специально

«забыть»

положить

соленое

тесто

(стеку,

скалку

и

т.д.),

ребенок

будет

вынужден

попросить

недостающее,

т.е.

проявить

речевую

инициативу,

используя

нужные слова в нужной грамматической форме.

Комментирующая речь педагога ничуть не мешает им, а, наоборот,

помогает

не

только

усвоить

изобразительные

технические

навыки,

но

и

подготавливает

детей

к

проговариванию

своих

действий.

Постепенно

комментирующая

речь

педагога

из

монолога

превращается

в

диалог

неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком – не шепотом, а вслух.

Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети

овладеют

разнообразными

синтаксическими

конструкциями

и

будут

свободно пользоваться словами в различных грамматических формах. Очень

хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных, для

упражнения в подборе определений и образных выражений – «Похвалим

работу товарища».

Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что, тестопластика –

это

не

только

интересное,

увлекательное

и

доступное

творчество,

но

и

мощный двигатель в нормализации тонуса и активизации мелкой моторики,

что играет положительную роль в развитии речи.

Список литературы:

1.

Воронина

Ф.А.

Пособия

для

развития

мелкой

моторики

рук

/

Ф.А.

Воронина // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19 – 22.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 2006. – 144 с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие

для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 159 с.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

Пособие для родителей и педагогов. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 48 с.

5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском

саду. – М.: Просвещение, 1982. – 232 с.

6. Силаева К.В. Солёное тесто. – М.: ЭКСМО, 2002. – 126 с.

7. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского

сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп.

– М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

8.

Хвостовцев

А.Ю.

Развиваем

мелкую

моторику.

Сибирское

университетское издательство, 2010. – 174 с.



В раздел образования