Автор: Бикбаева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37
Населённый пункт: город Оренбург. Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль тестопластики в развитии речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Бикбаева Ольга Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ № 37,
г. Оренбург
Роль тестопластики в развитии речи ребёнка
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством
использования тестопластики и пальчиковой гимнастики настоящее время в
связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском
саду,
с
внедрением
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
традиционные
подходы
к
развитию
речи
дошкольника
претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по
развитию речи детей:
1)
развивать
связную
речь
ребенка,
его
речевое
творчество
через
практическую деятельность;
2)
учить
детей
овладевать
родным
языком
в
процессе
расширения
и
углубления знаний об окружающем мире;
3) развивать у детей потребность в общении, так как это первое условие
успешной деятельности.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций
человека и ярким показателем развития ребенка. Речь является основным
механизмом сознательной деятельности человека. В своих исследованиях
Л.С. Выготский пришел к выводу, что вне речи невозможно формирование
личности.
Чем
богаче
и
правильнее
речь
дошкольника,
тем
легче
он
высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее
строит
взаимоотношения
с
детьми
и
взрослыми.
Недостатки
речи
при
обучении
в
школе
могут
привести
к
неуспеваемости,
порождают
неуверенность
в
своих
силах.
Поэтому
формирование
правильной
речи
ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.
Развитие речи ребенка связано с состоянием мелкой моторики рук через
определенные зоны в коре головного мозга. Развитие движений пальцев рук
подготавливает фундамент для формирования речи. Тренировка пальцев рук
повышает
работоспособность
ребенка,
его
внимание,
умственную
активность,
стимулирует
интеллектуальную
и
творческую
деятельность.
Зависимость между развитием тонких движений рук и речью впервые была
замечена Марией Монтессори, а до нее Этаром и Сегеном. Эта взаимосвязь
изучалась и была подтверждена крупнейшими учеными: И.М. Сеченовым,
И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым и другими, именно они доказали, что
развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской
речи. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
пальцев рук очень важно и следует этому уделять особое внимание.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления
в
школу.
Родители
и
педагоги,
которые
уделяют
большое
внимание играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой
моторики
и
координации
движений
руки,
решают
сразу
две
задачи:
во-
первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых,
готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать
многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые
упражнения,
сопровождаемые
стихотворным
текстом
(например,
«Сорока»,
«В
гости», «Кулачок»), не забывать о развитии элементарных
навыков
самообслуживания:
застегивание
и
расстегивание
пуговиц,
завязывание шнурков и т.д.
Многие
исследователи
детского
творчества
подчеркивают,
что
изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности для
эмоционально-эстетического, интеллектуального и волевого развития детей.
В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование
психических
функций:
зрительного
восприятия,
воображения,
памяти,
мыслительных
операций.
В
развитии
речи
ребенка
для
постепенного
формирования мыслительной деятельности очень важна лепка, как процесс
развития
сенсорного
опыта
–
чувство
пластики,
формы
и
веса.
А
рука,
входящая с соприкосновением с глиной или пластилином, получает знания и
опыт – основу мышления. Н.Б. Халезова отмечает: «…лепка в большей мере,
чем
рисование
или
аппликация,
развивает
и
совершенствует
природное
чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной
передаче формы».
Ребёнку хочется, чтобы его «элементарная скульптура»
(так специалисты называют продукт детской лепки) была как можно больше
похожа
на
реальный
предмет,
поэтому
он
внимательно
вглядывается
в
окружающий
мир,
анализируя
его
соразмерность,
пропорциональность,
объёмность.
У
детей
развивается
наблюдательность,
умение
подмечать
характерные черты животных и людей, видеть их образы. Лепить можно из
разных
пластичных,
экологически
чистых
материалов,
которые
легко
поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную
форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин,
пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и
т.д.
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно
полезна
лепка
из
соленого
теста.
Преимущества
соленого
теста
перед
пластилином и глиной:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег
- легко отмывается и не оставляет следов
-безопасно при попадании в рот
- не липнет к рукам при лепке
- можно сушить на воздухе
-
можно
лепить
из
окрашенного
теста
и
можно
расписать
уже
готовое
изделие.
При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также
обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При
этом
развивается
мелкая
мускулатура
рук,
повышается
координация
и
точность движений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается
сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы,
фактуры,
цвета,
веса,
пластики,
пропорций);
развивается
общая
ручная
умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Во время
работы
с
соленым
тестом
ребенок
испытывает
наслаждение
от
его
пластичности,
от
форм,
которые
получаются
в
процессе
лепки,
ребенок
успокаивается,
становится
более
уравновешенным
и
внимательным.
Он
учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию,
конструкцию
изделий,
осуществлять
задуманное.
Дети
получают
возможность
устанавливать
физические
закономерности,
овладевать
представлениями об изменении веществ.
Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс
создания
художественных
образов
из
соленого
теста
с
использованием
различных
семян,
ракушек,
косточек
происходит
зачастую
в
форме
неожиданного
открытия,
сюрприза
и
дает
ребенку
дополнительные
возможности для творчества, способствует развитию речи.
Также в процессе лепки из соленого теста формируется эмоциональный и
речевой
контакт
детей
со
взрослым.
С
овладением
речью
ребенок
сам
начинает
давать
себе
команды,
речевые
приказы
(сначала
развернутые
–
вслух,
затем
свернутые
–
«про
себя»)
и
подчинять
им
свое
поведение
(создание
проблемной
ситуации,
формирующей
коммуникативную
направленность
речи).
А
если
кому-то
из
детей
специально
«забыть»
положить
соленое
тесто
(стеку,
скалку
и
т.д.),
ребенок
будет
вынужден
попросить
недостающее,
т.е.
проявить
речевую
инициативу,
используя
нужные слова в нужной грамматической форме.
Комментирующая речь педагога ничуть не мешает им, а, наоборот,
помогает
не
только
усвоить
изобразительные
технические
навыки,
но
и
подготавливает
детей
к
проговариванию
своих
действий.
Постепенно
комментирующая
речь
педагога
из
монолога
превращается
в
диалог
–
неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком – не шепотом, а вслух.
Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети
овладеют
разнообразными
синтаксическими
конструкциями
и
будут
свободно пользоваться словами в различных грамматических формах. Очень
хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных, для
упражнения в подборе определений и образных выражений – «Похвалим
работу товарища».
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что, тестопластика –
это
не
только
интересное,
увлекательное
и
доступное
творчество,
но
и
мощный двигатель в нормализации тонуса и активизации мелкой моторики,
что играет положительную роль в развитии речи.
Список литературы:
1.
Воронина
Ф.А.
Пособия
для
развития
мелкой
моторики
рук
/
Ф.А.
Воронина // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 19 – 22.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 2006. – 144 с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие
для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 159 с.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
Пособие для родителей и педагогов. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 48 с.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Просвещение, 1982. – 232 с.
6. Силаева К.В. Солёное тесто. – М.: ЭКСМО, 2002. – 126 с.
7. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского
сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
8.
Хвостовцев
А.Ю.
Развиваем
мелкую
моторику.
–
Сибирское
университетское издательство, 2010. – 174 с.