Напоминание

"Психофизиологические особенности школьников как основа дифференцированного обучения"


Автор: Осипова Людмила Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "чистореченского детского дома"
Населённый пункт: п. Чистая Речка, Андреапольский район, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психофизиологические особенности школьников как основа дифференцированного обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГКУ «Чистореченский детский дом»

Отчет по теме самообразования за

2016-2017 уч.год.

«Психофизиологические

особенности школьников как основа

дифференцированного обучения»

Воспитатель: Осипова Л.В.

Моя тема по самообразованию за 2016-2017 учебный год:

«Психофизиологические особенности школьников как основа

дифференцированного обучения».

Отличительной чертой гуманистического подхода к обучению сейчас

является пристальное внимание к психологическим особенностям

школьников и ориентация на их различия в учебном процессе. Этот подход

рассматривается в мировой практике как альтернативный традиционному

подходу.

Термин «традиционное обучение» сложился еще в 17 веке на принципах

дидактики, сформулированных Я.А. Коменским. Отличительными

признаками традиционного обучения считается классно-урочная

организация обучения, шпалерно-фронтальный способ рассадки учащихся на

уроке, объединение в классе школьников одного возраста и уровня

подготовки, единые для всех годовой план, расписание, программы,

учебники и т.д. Большая часть учебного материала направлена на

левополушарные компоненты познавательных процессов. Традиционное

обучение остается единообразным, несмотря на декларацию свободы

выбора и вариативности. Планирование содержания обучения

осуществляется централизованно, базисные учебные планы основываются на

единых для всех стандартах.

Ученые, занимающиеся этой темой обращают внимание на то, что именно в

традиционной школьной технологии и заключаются причины массовой

утраты здоровья российскими школьниками. Они предлагают

дифференцированный подход к обучению, основываясь на

психофизиологических особенностях детей. У них разработаны свои

концепции, например, концепция разноуровневой дифференциации.

Смысл разноуровневой дифференциации заключается в том, чтобы

адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого

ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования,

программы, учебники, методы и формы обучения. Однако при организации

разноуровневого обучения необходимо соблюдение непременного условия:

группы учащихся должны быть динамическими, т.е. на определенном этапе

обучения наиболее успевающие или, напротив, неуспевающие учащиеся

должны своевременно переводиться в классы соответствующего уровня, что

в реальной практике довольно проблематично.

В обычном классе учитель ориентирован на среднестатистических учеников,

что тормозит развитие сильных и создает дополнительные трудности для

слабых учеников.

При проведении разноуровневой дифференциации необходима

квалифицированная комплексная диагностика. К сожалению, в школах

помощь психолога носит эпизодический характер, поэтому исследование

учащихся в повседневной учебной деятельности является функцией

учителей, которые не владеют технологией психологической диагностики.

Сейчас распространенной разновидностью разноуровневой

дифференциации становятся классы компенсирующего обучения.

Появляются классы выравнивания, классы коррекции, классы для

школьников с ЗПР и т.д.

Существуют проблемы и в организации классов повышенного уровня

сложности (гимназические, лицейские). Такой набор обедняет другие классы,

из которых уходят способные ученики. В классах повышенного уровня

сложности у большинства учащихся развита мотивация достижений, и они

стремятся реализоваться за счет других. В таком классе складываются

отношения соперничества и ревности, а не взаимопомощи и поддержки.

Дифференциация по уровню умственного развития не получает однозначной

оценки в отечественных и зарубежных школах. Отрицательными аспектами

разноуровневой дифференциации являются негуманность деления учащихся

по уровню развития, высвечивание социально-экономического неравенства,

понижение уровня Я-концепции и мотивации к учению слабо успевающих

школьников, разрушение классных коллективов в результате

перекомплектования. Опыт разделения классов на продвинутые и

коррекционные группы учащихся имеет такие негативные последствия, как

неадекватная самооценка, разрушение нравственного климата и

демократических норм взаимоотношений между школьниками.

Концепция профильной дифференциации. В настоящее время появляется

все большее количество профильных школ и классов. Увеличиваются часы и

вводятся новые предметы.

Разновидностью профильной является элективная дифференциация и

предоставляет учащимся возможность выбора предметов в дополнение к

базовой программе.

Более углубленным видом дифференциации является индивидуальный

подход к обучению.

К сожалению, в современной школе дифференцированный подход к

обучению школьников только декларируется, а по существу, вся

педагогическая практика рассчитана на бесполого и усредненного ученика.

Дифференцированное обучение часто строится не на индивидуальности

учащихся, а на результатах деятельности учителя по их обучению.

Некоторые интересные факты психофизиологических особенностей

развития мальчиков и девочек.

Теория асинхронной эволюции полов В. А. Геодакяна предполагает две

противоположные тенденции:

- основное эволюционное предназначение женщин – необходимость

сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны,

передать их по наследству;

- эволюционная функция мужчин – необходимость прогресса, дальнейшего

поиска изменений, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится

тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит

приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания.

Полушария мозга мужчин имеют хорошо выраженную специализацию.

Например, правое полушарие они используют для ориентации в

пространстве, а левое – для речевой деятельности. Полушария женского

мозга имеют менее выраженную специализацию, что позволяет правому и

левому полушариям работать совместно и дублировать друг друга. Данное

обстоятельство дает женщинам определенные преимущества. Одно из них

заключается в том, что женщины имеют большую проницательность по

отношению к людям; лучше чувствуют разницу между тем, что люди говорят,

и тем, что они на самом деле думают. Другое преимущество заключается в

том, что женщины более компенсаторны при несчастных случаях. Если одно

полушарие женщины поражается инсультом или травмой, то второе

полушарие частично берет на себя функции поврежденного полушария, что

позволяет быстрее восстановиться после болезни.

Разброс врожденных признаков у мужчин значительно больше, чем у

женщин. У мужчин больше как полезных, так и вредных генетических

отклонений. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика.

Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди

детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического

различия значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских

садов, группы для детей с отклонениями в развитии также большей частью

состоят из мальчиков. Трудновоспитуемые подростки тоже чаще мальчики.

Среди мужчин больше умственно отсталых инвалидов, но и больше

высокоодаренных. Среди победителей школьных олимпиад больше

мальчиков, чем девочек, в школе мальчики значительно лучше девочек

понимают геометрические концепции; в технических вузах максимальные

трудности студентки испытывают по геометрии (они лучше разбираются в

алгебре); мужчины лучше ориентируются в визуальных и тактильных

лабиринтах, лучше читают географические карты, различают левое – правое;

мужчины превосходят женщин в шахматах, в музыкальной композиции,

изобретательстве и другой творческой деятельности. Среди наиболее

талантливых людей, получивших признание общества, как известно,

преобладают мужчины.

Установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность и

выдвигают новые идеи. Они лучше решают новые задачи в черновом

варианте, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения

или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное

решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и

получить в результате двойку. Девочки лучше выполняют задачи

стандартные, типовые, шаблонные.

Речь мужчин близка к формальной норме, а женщины целостно

воспринимают значения слов и словосочетаний, эмоциональный и

социальный контексты, интонацию голоса, выражение лица и жесты

говорящего. У мальчиков отмечается более высокая

индивидуализированность почерков, почерки девочек больше соответствуют

стандартам обучения.

С точки зрения В.А. Геодакяна, эволюционный отбор женского пола шел на

адаптируемость и выживаемость, поэтому женщина с нормальной самостью

должна быть осторожной, пластичной, терпеливой, выносливой. В более

дискомфортном положении оказались мужчины, что заставило их находить

новые решения за счет поисковой активности, сообразительности,

находчивости и изобретательности. Иначе говоря, женщины

специализируются на адаптации к существующим условиям, а мужчины – на

поиске новых путей решения проблемы. Например, женщины, адаптируясь к

наступлению холодов, увеличивают количество жировой ткани, а мужчины

изобретают отопительные системы.

Таким образом, различия в познавательной сфере мальчиков и девочек

указывают на необходимость разработки образовательных технологий,

учитывающих половые особенности учащихся. Традиционное академическое

образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому

академическая успешность обучения девочек выше. Мальчики же должны

обучаться не в академической системе готовых знаний, а в системе

экспериментальных исследований и научного поиска, экспедиций и походов,

переоткрытия законов и теорем, взлетов и неудач, споров и соперничества.

Исследование Н.В. Осетровой выявило мнение учителей о том, что обучение

мальчиков и девочек должно отличаться главным образом на этапе

интенсивной профессиональной ориентации, т. е. в старших классах. Если

различия в подходах к обучению мальчиков и девочек в начальной школе

поощряют только 8% учителей, то в основной школе уже 14%, а в старших

классах – более 30%. Характерно, что указанные мнения разделяют учителя

обоих полов.

Наибольшую поддержку идеи половой дифференциации в обучении

находят у учителей молодого и самого старшего возраста. Учителя среднего

возраста только в 26% случаев поддерживают идею половой

дифференциации в обучении. Чаще разделяют такое мнение учителя

технологии, физической культуры и ОБЖ, значительно реже учителя

начальных классов. Для обеспечения дифференциации по половому

признаку, по мнению учителей, необходимы различные учебники по

отдельным предметам, а также разные программы обучения.

В последнее время в российском обществе получают поддержку идеи

раздельного обучения, т. е. обучение мальчиков и девочек в разных классах

или школах (внешняя дифференциация). Идеи раздельного образования не

только обсуждаются, но и находят практическое воплощение в создании

кадетских классов, мужских и женских гимназий. С 2001/2002 уч. года в

Ставропольском крае и Республике Коми начался эксперимент по

раздельному обучению по системе В.Ф. Базарного.

Какой можно подвести итог из всего вышесказанного. Конечно, в

современном российском образовании много вопросов и проблем. Многие

идеи, веяния и начинания не проверены временем. Но есть ученые, которые

предлагают дифференцированный подход к обучению, основанный на

умственных способностях ребенка и на половых различиях в развитии, т.е. на

психофизиологических особенностях. У ученых есть свои предложения и

концепции, которые имеют место быть и используются в разной степени на

практике. В нашей стране опыт раздельного обучения был. Ведь в России в

19 веке было распространено раздельное обучение по половым признаках

(мужские гимназии и женские), значит это имело смысл быть и было

естественным и правильным. И сейчас ученые приходят к выводу, что

несомненно все эти особенности в образовании учитывать нужно.

Р.S. В своей практике использую тест «Гомункулюс». (Привести примеры).



В раздел образования