Автор: Лапаева Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: г.Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 7-8 КЛАССАХ"
Раздел: среднее образование
Лапаева Наталья Владимировна,
учитель музыки,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,
г. Черногорск, Республика Хакасия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В 7-8 КЛАССАХ
Современный мир не стоит на месте. Почти ежедневно происходят новые
открытия,
появляются
новые
технологии.
А
для
этого
нужно
подготовить
поколение молодежи, думающих по-новому. То есть новой должна стать сама
школа,
новым
должен
стать
подход
к
обучению
современного
школьника.
Поэтому в школе появляются новые формы и методы организации учебной
деятельности:
от
игровых
–
к
выполнению
работы
под
непосредственным
руководством и с помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах
(при помощи учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в
малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого
характера. Для современного этапа развития школы работа в паре, групповая
форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у школьника
умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Одним
из таких приемов является метод проектов.
Проектная
методика
характеризуется
высокой
коммуникативностью
и
предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей,
активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности
за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно
достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить
изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет
красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект –
дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект
ценен
тем,
что
в
ходе
его
выполнения,
школьники
учатся
самостоятельно
приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Учащиеся 7-8 классов характеризуются более низкой активностью на
уроках музыки, чем дети начальной школы. Поэтому, чтобы заинтересовать их, и
продумываются
такие
уроки,
где
они
могли
бы
открыться,
раскрыть
свое
внутреннее «я», захотели показать, что им нравится, чем они живут.
На
уроке
в
7
классе
по
теме
«Мой
народ
американцы»
(программа
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской), ребятам было предложено поработать группами
по
следующим
направлениям
джазовой
музыки:
«Спиричуэлс»,
«Рег-тайм»,
«Блюз», «Джорж Гершвин – родоначальник первой американской джаз-оперы», а
результаты
представить
в
виде
презентаций
с
использованием
музыкальных
фрагментов.
Особенность
урока
заключалась
в
том,
что
работа
шла
непосредственно
на
занятии,
который
проходил
в
компьютерном
классе.
Следовательно,
была
возможность
использовать
материал
из
Интернет-
источников. Я в данном случае являлась наставником, инструктором для ребят и
вместе
с
ними
выполняла
свою
часть
работы:
мною
были
разработаны
начальные слайды презентации «Зарождение джаза» и подобраны картинки для
гиперссылок на работы ребят.
Конечно, такая работа требует времени, творческих способностей, умения
работать с многими источниками информации, умение работать с программой
Power Paint, накладывать музыку на слайды. Для этого ребята и объединяются в
группы, каждый получает свою долю ответственности и от каждого зависит
работа
всей
группы.
В
результате
получился
замечательный
проект,
рассказывающий о становлении джазовой музыки в Америке и распространении
ее по всему миру. Ребятам очень нравится такая работа, каждый был занят своим
делом и очень гордились полученным результатом.
Ученикам
8-х
классов
ко
Дню
матери
было
предложено
создать
видеоклип в программе Movie Maker. Очень жаль, что в статье я не могу
представить
результаты
той
работы.
На
глаза
наворачивались
слезы
от
проникновенной
музыки,
которая
сопровождала
клипы,
состоящие
из
фотографий мам со своими детьми от рождения до настоящего времени. Такая
работа дает самим детям снова прожить свою такую еще короткую жизнь заново
и, может быть, по-новому взглянуть на своих мам.
Сейчас идет работа по составлению программы концерта для мам к 8
марта. На одном из уроков ребятам было предложено узнать, какие песни или
какую
музыку
любят
их
мамы.
В
результате
мы
составили
плей-лист
с
любимыми
музыкальными
произведениями,
записали
песню
«Мама»
В.А.Гаврилина
в
исполнении
школьного
хора.
Музыкальная
подборка
будет
оформлена
на
дисках
и
вручена
мамам
на
школьном
празднике
в
качестве
подарков.
Главное
преимущество
использования
проектной
технологии
и
интерактивных методик
в том,
что
повышается
мотивация изучения
классической и современной музыки, формируются ключевые образовательные
компетенции:
ответственность
за
результат,
как
собственный,
так
и
коллективный, способность реагировать в изменяющейся ситуации, работать в
группе, вести диалог, проектировать культурно-образовательный продукт. При
защите проекта, учащиеся применяют информационно – коммуникационные
технологии, что делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное –
современным.
Создание на уроке
условий для проектно-исследовательской работы
способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает
объём
знаний,
добытых
самостоятельно.
Проект
всегда
дает
возможность
ученику
учиться
самому.
Подобная
работа
становится
средством
индивидуа лизации
образовательного
проце сс а
х а р а к т е р и з у е т с я
целенаправленностью,
активностью,
предметностью,
мотивированностью
и
сознательностью, результатом которой является формирование познавательных
мотивов,
исследовательских
умений,
творческого
потенциала
личности
и
способствует
более
яркому
пониманию
жизненно-образного
содержания
искусства.
Чем
раньше
начинается
исследовательская
деятельность,
тем
она
будет эффективнее.