Формирование гуманно- деятельного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Автор: Доровская Надежда Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №154" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Статья Тема: Формирование гуманно- деятельного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
природе в процессе экологического образования детей
дошкольного возраста
Такое раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется
двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и
осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет
жизни. Обучение детей дошкольного возраста экологической грамоте
обусловлено необходимостью реализации больших потенциальных
интересов, мыслительной активности, чувственным восприятием
окружающего. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем.
И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых,
участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в
дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему
знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в
ней связи и зависимости. Экологическое воспитание детей следует
рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т.е. стремление
защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе,
воспитатель должен исходить из следующего: главное чтобы ребёнок понял,
что забота о природе, есть забота о человеке, а, то, что наносит вред
природе- наносит вред человеку. Как же сформировать у детей гуманное
отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к
которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через
сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь
другого существа изнутри» (В.Сухомлинский), почувствовать чужую боль
как свою собственную. Очень важно показать детям, что по отношению к
природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны
беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
давать им соответствующую нравственную оценку. Взрослые должны
помнить о том, что небрежное, жестокое отношение детей к природе
объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных
дошкольникам экологических знаний.