Автор: Стецик Наталия Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности"
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных информационных компьютерных технологий на занятиях теоретической и профессионально-практической подготовки"
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКА
Современная система образования имеет дело с разносторонней, многогранной и
активной личностью, поэтому многого требует от педагога –научной подготовки, и
высокого мастерства, педагогической грамотности и компетентности. Это заставляет
педагогов искать новые подходы и способы организации образовательного процесса.
Применение
информационно-компьютерных
технологий
в
учебном
процессе
является одной из основных тем современного образования. Современное развитие
информационных технологий, свобода доступа к всемирной сети Интернет позволяет
сделать занятие ярким, интересным, запоминающимся.
В своей практической деятельности на занятиях спецдисциплин железнодорожного
профиля
и
производственного
обучения
широко
использую
информационно-
коммуникационные
технологии,
поскольку
считаю,
что
они
являются
мощным
средством наглядности при обучении. Нынешним обучающимся гораздо интереснее
воспринимать информацию именно в подобной форме.
Применение информационных компьютерных технологий на занятиях не только
облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для
развития творческих способностей обучающихся:
- повышает мотивацию к обучению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности подростка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В современном образовании в распоряжении преподавателя множество технических
средств обучения, которые помогают сделать занятие насыщенным, увлекательным и
познавательным. Эффективность
образовательного
процесса
в
информационном
пространстве на занятиях можно осуществить через различные виды деятельности:
- электронные учебники;
- учебные презентации;
- видеоматериалы;
- флэш -анимации.
Одним
из
основных
средств
обучения
для
меня
являются
различного
типа
видеоматериалы (фильмы, ролики), которые позволяют в полном объеме раскрыть тему
занятия, дополнить ее новым материалом.
Например, при проведении занятий производственного обучения к каждой новой
теме
подбираю
соответствующие
видеоматериалы,
которые,
в
первую
очередь,
демонстрируют ребятам порядок и правильность выполнения действий. А во-вторых,
использование различных видеороликов позволяет ознакомить обучающихся с новыми
технологиями современного производства. С помощью этого метода можно научить
ребят воспринимать новую информацию, анализировать.
Будучи
преподавателем
спецдисциплин
сталкиваюсь
со
сложностью
объяснения
устройства и работы какого-либо прибора. Как показать принцип действия на плоской
доске, имея в руках только кусочек мела? Можно использовать плакаты, различный
раздаточный материал для каждого положения прибора, но как происходит процесс
внутри устройства изобразить невозможно. Видеоматериал тоже не раскроет эту задачу,
так как все происходит в середине прибора. Решение данной проблемы нахожу с
помощью применения такого цифрового ресурса как флэш-анимация.
Флэш-анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных
изображений, схем изложен фрагмент изучаемого материала. Хорошая флеш-анимация
помогает качественно объяснить новый материал.
Анимации имеют управляющие
кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это дает возможность преподавателю
остановить
просмотр
на
ключевых
кадрах,
обсудить
полученную
информацию
с
обучающимися, записать в тетрадях определение понятия или схему, задать вопросы.
Можно
применять
флэш-анимации
на
этапах
закрепления
или
проверки
знаний:
предложить обучающемуся поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на
экране, можно остановить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить ребят
продолжить, рассказав о том, что будет происходить дальше. Если у обучающихся есть
персональный компьютер, то они могут скопировать флэш-анимацию и дома ее еще раз
просмотреть.
В настоящее время существует возможность визуального сопровождения занятия.
Для
этого
применяю
презентации,
составленные
по
теме
занятия.
Презентации
повышают интерес к учебной дисциплине, развивают умственную активность. Я думаю,
что обучающийся не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит
на
экране.
Презентация
помогает
преподавателю
при
проведении
занятий,
можно
раскрыть материал темы в красочной форме, продемонстрировать предметы и явления,
которые нельзя описать.
Перед
составлением
презентации
я
четко
отбираю
материал.
При
этом
нужно
просмотреть
много
литературы,
чтобы
выбрать
главное.
После
использования
презентации на занятии вносишь изменения, дополняешь новым материалом, учитывая
все недостатки.
Каждое
занятие
или
этап
обучения
требует
своего
типа
программных
средств,
подготовки.
Это
дает
возможность
преподавателю
заниматься
самообразованием
в
процессе поиска, создания и применения технических средств обучения.
Внедряя
информационно-компьютерные
технологии
в
образовательный
процесс
постепенно замечаю положительные результаты. Использование презентаций и флэш-
анимаций также положительно влияет на процесс обучения, ребята легко усваивают
материал, развивают творческое мышление.
Например, применение инновационных технологий на уроках профессионально-
практической
подготовки
развивает
интерес
обучающихся
к
профессии
(ребята
начинают
интересоваться
новыми
технологиями
современного
производства,
самостоятельно ищут информацию, подбирают видеоматериал), а также помогает быть
подготовленными к работе с новыми технологиями, станками, оборудованием.
Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет
изменять традиционную систему обучения, вносить совершенно новые компоненты
образования,
необходимые
для
подготовки
современного
работника
и
социально-
активного
человека.
Таким
образом,
использование
инновационных
технологий
на
занятиях
-
это
не
дань
моде,
а
необходимость,
позволяющая
обучающимся
и
преподавателю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.