Автор: Кочеткова Снежана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ дс№22 УКМО
Населённый пункт: г Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Бизиборд как средство развития сенсорных эталонов".
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Бизиборд-как средство развития сенсорных эталонов»
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Детское
любопытство не знает границ. Обычные бытовые предметы увлекают намного
больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Их интересуют розетки,
выключатели, замки, дверные ручки, все то, что взрослые ему запрещают трогать,
ради безопасности. В этом нам могут помочь специальные сенсорные доски -
бизиборды. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в
1907 году самой Марией Монтесорри. Итальянский педагог посвятила много
времени изучению этапов развития ребенка и разработала авторскую методику,
которая популярна и сегодня. Проанализировав поведение малышей она пришла к
выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своем
через сенсорные ощущения, таким образом развивая мелкую моторику.
Монтесорри решила дать возможность поиграть с предметами, к которым родители
обычно не подпускают их. Была изготовлена деревянная поверхность, на которой
расположилась розетка со штекером, выключатель света, дверная защелка и цепочка
и панно со шнуровкой. Все элементы были абсолютно безопасны.
В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС
обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью
современных бизибордов, наполняемость которых продумывает педагог, можно
решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и
развивающую.
Цель игры с бизибордом не сама игра, а обучение через игру, осуществление
неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью
посредством дидактических игр и упражнений. С помощью продуманных элементов
и предметов на бизиборде, в игре, не заметно для ребенка мы можем осуществить
освоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы
внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь
цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов
формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
С помощью развивающей доски происходит развитие:
Мелкой и крупной моторики (основная задача бизиборда – дать ребенку полную
свободу тактильного восприятия)
Координация движений (этому способствуют дверные цепочки и защелки,
шнуровки.) Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком
в замок, застегнуть ремень. С помощью бизиборда ребенок учится управлять своими
руками.
Усидчивости ( маленькие дети не способны долго удерживать внимание на
определенном предмете, а бизиборд дает возможность выполнять и планировать
множество действий, к тому же дети могут заниматься ей 10-20 минут.)
Цветовосприятие ( как правило в оформлении доски используются разные цвета
радуги: разноцветные бусинки и ленточки. Таким образом, ребенок знакомится с
эталонными представлениями о цвете.
Творческого потенциала и воображения (ребенок может самостоятельно придумать
как еще можно использовать ту или иную деталь)
Логику(ребенок начинает понимать, что сначала крутим ручку, а потом нажимаем и
открываем)
Память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят
впечатлениями память малыша.)
Развитие речи (изучение новых слов). На бизиборде часто располагаются различные
картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Если взрослые будут
повторять его название, то ребенок вскоре запомнит это слово.
Развивающие доски помогают малышам быстрее понимать мир. В процессе работы
с бизибордами у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное
напряжение.
Я работаю в первой младшей группе. В уголок природы я сделала самодельную
развивающую доску, которая относится к мягким бизибордам «Времена года»,
которую я использую в работе с детьми. Все детали изготовлены из мягкого фетра,
которые прикрепляются к панно с помощью липучки. Ребенку необходимо выбрать
и прикрепить к доске тот материал, который соответствует тому или иному времени
года
.
Побеседовав со своими родителями на тему:"Развитие мелкой моторики" мы решили
провести творческую мастерскую и изготовить в группу дидактическую доску. Это
пособие находится в свободном, доступном месте. На нее мы прикрутили подручные
бытовые приспособления:включатели,розетки,прищепки,молнии и т. д.
Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят
впечатлениями память малыша. Мои детки очень любят
покрутить,повертеть,пощелкать возле доски. Он доставил радость нашим детям и
развивает у них интерес к изучению нового!