Напоминание

"Экологическое воспитание как направление дошкольного образования"


Автор: Киселёва Александра Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 75
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования"
Тема: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Киселёва А.Ю.

МАДОУ ДС № 75

город Челябинск

"Экологическое воспитание как направление дошкольного

образования"

Аннотация

.

В

статье

рассматриваются

вопросы,

связанные

с

формированием

экологической культуры дошкольников. Представлен опыт организации развивающей

предметно-пространственной среды с использованием инновационных методов и

приемов

для

повышения

качества

образовательной

работы

по

экологическому

воспитанию дошкольников.

«Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед

педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в

духе

бережного,

ответственного

отношения

к

природе,

способного

решать

вопросы

рационального

природопользования,

защиты

и

возобновления

природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения

каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать

чувство ответственности за состояние окружающей среды. В связи с этим

необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже

с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается

первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и

социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется

основа экологического мышления, сознания и культура.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной

сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного

возраста,

определяется

тем,

что

ребенок

устанавливает

связи

и

отношения

между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в

этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируется

экологическое сознание.

Дошкольное детство - сензитивный период развития личности: позитивно

запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с

человеком

по

жизни

и

будут

способствовать

формированию

у

него

новой

системы

ценностей

и

навыков

экологически

грамотного

и

безопасного

поведения.

В этот период, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать мир

природы

как

общую

ценность

для

всех

людей.

Живая

природа

издавна

признавалась

в

педагогике

одним

из

важнейших

факторов

образования

и

воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети

дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают

удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль

природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-

эстетические

чувства

и

переживания,

побуждающие

их

заботиться

о

сохранении и приумножении природных богатств [1,с.79].

Детский

сад

является

первым

звеном

непрерывного

экологического

образования,

поэтому

передо

мной

была

поставлена

цель: формирование

представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире

природы

родного

края

во

взаимосвязи

со

средой

обитания,

экологически

грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

- стимулировать и поддерживать у детей дошкольного возраста уважительное

отношение

ко

всем

объектам

природы,

эмоционально

положительное

отношение к окружающему миру.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и

склонностей

дошкольников

использовали

различные

формы

организации

непосредственной образовательной деятельности:

а) групповые;

б) подгрупповые;

в) индивидуальные.

К первым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению

группы

и

территории

ДОУ,

природоохранные

праздники,

конференции,

экологические

фестивали,

кинолектории,

экологический

туризм,

экскурсии,

флешмоб.

Ко вторым формам отнесли ролевые игры, трудовая деятельность на

участке, экологический практикум.

К третьим формам наблюдения за животными и растениями, изготовление

поделок, рисование, лепку.

Представления об объектах и явлениях природы образовывались у

дошкольников

постепенно,

в

процессе

многократных

«встреч»

с

ними

процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом,

зарисовывали

объекты

изучения

и

наблюдения).

В

каждом

последующем

наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли

полученные

представления,

делали

регулярные

записи

в

дневниках

наблюдений.

В

организации

наблюдений

продумывали

систему,

их

взаимосвязь,

что

обеспечивало

осознание

детьми

процессов

и

явлений,

которые

они

наблюдали.

Наблюдение

стимулировало

интерес

детей,

их

познавательную активность.

Наряду

с

наблюдениями

широко

использовали

н а гл я д н ы й

иллюстративный материал, схемы, которые помогали закрепить и уточнить

представления

у

детей,

полученные

в

ходе

непосредственных

наблюдений

(схемы

выполнялись

детьми

самостоятельно)

.

С

их

помощью

систематизировали знания

у дошкольников об объектах, явлениях природы,

которые

в

данный

момент

наблюдать

невозможно.

Дети

знакомились

с

протекающими

явлениями

в

природе

(сезонными

изменения),

происходило

обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и

характера. Созданы гербарии листвы деревьев Южного Урала.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили

игре.

Создана

картотека

сюжетно

ролевых

игр

,природоведческого,

природоохранного и экологического содержания .

Подобрали

разнообразные

дидактические

игры экологического

содержания:

«Ядовитое

и

безопасное

растение»,

«Где,

чей

домик?»,

«Что

вредно

и

полезно

для

природы

(воды)?»,

«Опасно

-

не

опасно»,

«Выбери

съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Активно

используют

дети

в

играх

природный

материал

(шишек,

камешков,

раковин

и

т.д.),

что

способствует

развитию

мышления

ребенка,

воображению,

обогащению

сенсорного

опыта.

Например,

объекты

можно

классифицировать

по

разным

признакам

(цвету,

размеру,

форме).

Дети

с

удовольствием участвуют в сборе коллекций природного материала: камней,

листьев, шишек и т.д.

Материалы коллекций дети используют в самостоятельной игре,

исследовательской деятельности и моделировании, а также для изготовления

поделок.

Уголок

экологического

воспитания

также

служит

местом

для

разнообразных

опытов.

Имеется

необходимое

оборудование: коробочки

с

песком, глиной, землей, совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с

природным материалом (водой, снегом, листьями, плодами). Дети знакомятся

со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

На подоконниках высадили мини – огород, за которым можно активно

ухаживать

и

наблюдать.

Совместно

с

родителями

были

созданы

макеты:

прогулочного участка, зимнего леса и эко-фермы с постройками, которые не

статичны, дети могут активно использовать их в играх, выстраивая сюжеты.

Важнейшим аспектом экологического развития является понимание того,

что всё живое необходимо рассматривать в сочетании со средой обитания (и

только так), что существует абсолютная зависимость жизни каждого растения,

животного (и человека тоже) от условий его существования. На конкретных

примерах

дети

познают

взаимосвязи

и

зависимости

в

природе,

жизнь

в

сообществе, узнают, что человек тесно связан с природой, которая определяет

условия нашей жизни и здоровья [4, с.4].

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. В процессе

трудовой деятельности дети имели возможность применить на практике свои

знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе

различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них

формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым

организмом.

Положительные

эмоции

вызывали

у

детей

на

занятиях

рисования,

аппликация,

лепка

и

конструирование,

разыгрывание

спектаклей

на

природоведческую

тематику,

чтение

художественной

литературы

все

это

способствовало

формированию

у

дошкольников

осознанно

правильного

отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое

образование

дошкольников

можно

рассматривать

как

процесс

непрерывного

взаимодействия

с

родителями,

направленный

на

формирование

экологической

культуры

всех

членов

семьи.

Экологическое

образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время

одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна

из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек

и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к

контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического

образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное

влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в

период раннего детства [2,с.171].

Экологическую информацию взрослые получали:

- на родительских собраниях;

- в процессе посещения территории детского сада;

- из консультаций для родителей;

- в совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем

инновационные формы и методы работы:

1.

Круглый

стол

«Пути

реализации

системы

экологического

воспитания

в

детском саду»;

2.Тематические

выставки:

фотовыставка

«Домашние

питомцы»,

выставка

рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные

встречи

экологической

направленности:

«Вместе

по

нашей

экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья

столовая»;

5.Экологический флешмоб "Помоги ёжику".

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом,

а

экологическая

информация,

которую

мы

предлагаем

родителям,

лично

значимой

для

них.

Совместная

деятельность

взрослого

и

ребенка

способствовала

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению ребенка и взрослого [3, с.57].

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о

том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо

ориентироваться

на

возрастные,

индивидуальные

и

дифференцированные

особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие

с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась

и дома.

Литература

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир// -М.:

Изд-во педагогического общества России, 2011. -С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.

Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. –

М., 2009. – С. 57.

4.Николаева, С., Рыжова Н. Экологическое образование для устойчивого развития/ С.

Николаева, Н.Рыжова.-М.: Дошкольное воспитание, 2018.-С.4.



В раздел образования