Автор: Киселёва Александра Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 75
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования"
Тема: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Киселёва А.Ю.
МАДОУ ДС № 75
город Челябинск
"Экологическое воспитание как направление дошкольного
образования"
Аннотация
.
В
статье
рассматриваются
вопросы,
связанные
с
формированием
экологической культуры дошкольников. Представлен опыт организации развивающей
предметно-пространственной среды с использованием инновационных методов и
приемов
для
повышения
качества
образовательной
работы
по
экологическому
воспитанию дошкольников.
«Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед
педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в
духе
бережного,
ответственного
отношения
к
природе,
способного
решать
вопросы
рационального
природопользования,
защиты
и
возобновления
природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать
чувство ответственности за состояние окружающей среды. В связи с этим
необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже
с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается
первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и
социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется
основа экологического мышления, сознания и культура.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной
сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного
возраста,
определяется
тем,
что
ребенок
устанавливает
связи
и
отношения
между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в
этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируется
экологическое сознание.
Дошкольное детство - сензитивный период развития личности: позитивно
запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с
человеком
по
жизни
и
будут
способствовать
формированию
у
него
новой
системы
ценностей
и
навыков
экологически
грамотного
и
безопасного
поведения.
В этот период, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать мир
природы
как
общую
ценность
для
всех
людей.
Живая
природа
издавна
признавалась
в
педагогике
одним
из
важнейших
факторов
образования
и
воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети
дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают
удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль
природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-
эстетические
чувства
и
переживания,
побуждающие
их
заботиться
о
сохранении и приумножении природных богатств [1,с.79].
Детский
сад
является
первым
звеном
непрерывного
экологического
образования,
поэтому
передо
мной
была
поставлена
цель: формирование
представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире
природы
родного
края
во
взаимосвязи
со
средой
обитания,
экологически
грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- стимулировать и поддерживать у детей дошкольного возраста уважительное
отношение
ко
всем
объектам
природы,
эмоционально
–
положительное
отношение к окружающему миру.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей
дошкольников
использовали
различные
формы
организации
непосредственной образовательной деятельности:
а) групповые;
б) подгрупповые;
в) индивидуальные.
К первым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению
группы
и
территории
ДОУ,
природоохранные
праздники,
конференции,
экологические
фестивали,
кинолектории,
экологический
туризм,
экскурсии,
флешмоб.
Ко вторым формам отнесли ролевые игры, трудовая деятельность на
участке, экологический практикум.
К третьим формам наблюдения за животными и растениями, изготовление
поделок, рисование, лепку.
Представления об объектах и явлениях природы образовывались у
дошкольников
постепенно,
в
процессе
многократных
«встреч»
с
ними
(в
процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом,
зарисовывали
объекты
изучения
и
наблюдения).
В
каждом
последующем
наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли
полученные
представления,
делали
регулярные
записи
в
дневниках
наблюдений.
В
организации
наблюдений
продумывали
систему,
их
взаимосвязь,
что
обеспечивало
осознание
детьми
процессов
и
явлений,
которые
они
наблюдали.
Наблюдение
стимулировало
интерес
детей,
их
познавательную активность.
Наряду
с
наблюдениями
широко
использовали
н а гл я д н ы й
иллюстративный материал, схемы, которые помогали закрепить и уточнить
представления
у
детей,
полученные
в
ходе
непосредственных
наблюдений
(схемы
выполнялись
детьми
самостоятельно)
.
С
их
помощью
систематизировали знания
у дошкольников об объектах, явлениях природы,
которые
в
данный
момент
наблюдать
невозможно.
Дети
знакомились
с
протекающими
явлениями
в
природе
(сезонными
изменения),
происходило
обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и
характера. Созданы гербарии листвы деревьев Южного Урала.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили
игре.
Создана
картотека
сюжетно
–
ролевых
игр
,природоведческого,
природоохранного и экологического содержания .
Подобрали
разнообразные
дидактические
игры экологического
содержания:
«Ядовитое
и
безопасное
растение»,
«Где,
чей
домик?»,
«Что
вредно
и
полезно
для
природы
(воды)?»,
«Опасно
-
не
опасно»,
«Выбери
съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
Активно
используют
дети
в
играх
природный
материал
(шишек,
камешков,
раковин
и
т.д.),
что
способствует
развитию
мышления
ребенка,
воображению,
обогащению
сенсорного
опыта.
Например,
объекты
можно
классифицировать
по
разным
признакам
(цвету,
размеру,
форме).
Дети
с
удовольствием участвуют в сборе коллекций природного материала: камней,
листьев, шишек и т.д.
Материалы коллекций дети используют в самостоятельной игре,
исследовательской деятельности и моделировании, а также для изготовления
поделок.
Уголок
экологического
воспитания
также
служит
местом
для
разнообразных
опытов.
Имеется
необходимое
оборудование: коробочки
с
песком, глиной, землей, совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с
природным материалом (водой, снегом, листьями, плодами). Дети знакомятся
со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
На подоконниках высадили мини – огород, за которым можно активно
ухаживать
и
наблюдать.
Совместно
с
родителями
были
созданы
макеты:
прогулочного участка, зимнего леса и эко-фермы с постройками, которые не
статичны, дети могут активно использовать их в играх, выстраивая сюжеты.
Важнейшим аспектом экологического развития является понимание того,
что всё живое необходимо рассматривать в сочетании со средой обитания (и
только так), что существует абсолютная зависимость жизни каждого растения,
животного (и человека тоже) от условий его существования. На конкретных
примерах
дети
познают
взаимосвязи
и
зависимости
в
природе,
жизнь
в
сообществе, узнают, что человек тесно связан с природой, которая определяет
условия нашей жизни и здоровья [4, с.4].
Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. В процессе
трудовой деятельности дети имели возможность применить на практике свои
знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе
различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них
формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым
организмом.
Положительные
эмоции
вызывали
у
детей
на
занятиях
рисования,
аппликация,
лепка
и
конструирование,
разыгрывание
спектаклей
на
природоведческую
тематику,
чтение
художественной
литературы
–
все
это
способствовало
формированию
у
дошкольников
осознанно
правильного
отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
Экологическое
образование
дошкольников
можно
рассматривать
как
процесс
непрерывного
взаимодействия
с
родителями,
направленный
на
формирование
экологической
культуры
всех
членов
семьи.
Экологическое
образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время
одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна
из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек
и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.
Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к
контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического
образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное
влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в
период раннего детства [2,с.171].
Экологическую информацию взрослые получали:
- на родительских собраниях;
- в процессе посещения территории детского сада;
- из консультаций для родителей;
- в совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем
инновационные формы и методы работы:
1.
Круглый
стол
«Пути
реализации
системы
экологического
воспитания
в
детском саду»;
2.Тематические
выставки:
фотовыставка
«Домашние
питомцы»,
выставка
рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные
встречи
экологической
направленности:
«Вместе
по
нашей
экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья
столовая»;
5.Экологический флешмоб "Помоги ёжику".
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом,
а
экологическая
информация,
которую
мы
предлагаем
родителям,
лично
значимой
для
них.
Совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка
способствовала
сотрудничеству,
эмоциональному,
психологическому
сближению ребенка и взрослого [3, с.57].
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о
том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо
ориентироваться
на
возрастные,
индивидуальные
и
дифференцированные
особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие
с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась
и дома.
Литература
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир// -М.:
Изд-во педагогического общества России, 2011. -С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.
Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. –
М., 2009. – С. 57.
4.Николаева, С., Рыжова Н. Экологическое образование для устойчивого развития/ С.
Николаева, Н.Рыжова.-М.: Дошкольное воспитание, 2018.-С.4.