Напоминание

Нравственно-эстетическое воспитание детей через занимательный труд


Автор: Кушербаева Гулназым Бакыткызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГККП ДО №24 "Акку"
Населённый пункт: город Актобе, Республика Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-эстетическое воспитание детей через занимательный труд
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кушербаева Гулназым Бакыткызы

Воспитатель ДО №24 «Акку»

г.Актобе, Республика Казахстан

Нравственно-эстетическое воспитание детей

через занимательный труд

Одним из занимательных видов ручного труда можно считать аппликаию из

засушенных цветов, травы, листьев, коры деревьев, семян. Этот вид называется

флористикой.

Природный

материал-

это

кладовая

для

развития

детского

творчества.

Прежде,

чем

начать

работу

с

природным

материалом,

его

нужно

собрать,

засушить. Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого

времени года есть свои прелести. Семена клёна, ясеня, серёжки березы можно

собирать даже зимой.

Ранней

весной

мы

с

детьми

засушиваем

цветы

и

листья

ландыша,

тюльпанов, соцветья сирени. Вначале лета собираем тополиный пух, в средине

лета- цветки с поля, леса, луга, клумб десткого сада.

Для сбора материала можно использовать экскурсии в парк, лес, в также

прогулки на участке детсада, экскурсии по городу.

Рассматривая

красоту

осеннего

пейзажа

дети

учатся

пристально

вглядываться

в

прекрасное,

видеть

прелесть

нежной,

стройной

березки,

величавость могучего дуба. Собирая растительный материал, я одновременно

прививаю детям бережное отношение к зеленым насаждениям: не рвать листьев

и веток, а собирать их под деревьями, кустами.

Осенью вся земля покрыта листьями. Можно выбрать красивые, добротные,

неповрежденные,

разных

размеров

и

оттенков

листья.

Дети

запомнинают

названия деревьев, кустарников, а также форму их листьев, семян, плодов.

Интерес

к

занятиям

флористикой

появляется

у

детей

при

сборе

растительного

материала.

Из

собранных

только

что

листьев,

веток,семян

я

выкладываю простые образцы. Например, грибы, бабочку: туловище из палочки

или

березовой

сережки,

крылья-

из

багровых

листьев

кустарника.

Петуха

выкладываем из листьев березы, ивы, клена, игри. У детей появляется желание

смастерить что-нибуть самим из 5-6 багровых листьев игри, прямо на земле или

скамейке. Вопросы: “На что это похоже?”, “Что напоминает?”. Дети начинают

сравнивать,

внимательно

вглядываться,

логически

мыслить,

придумывать:из

какого материала что можно сделать.

Сбор материала дает возможность детям активно воспринимать форму,

цвет, запах. Когда дети видят и понимают, что из листьев, цветов, семян можно

сделать

красивые

композиции,

у

них

возникает

желание

собрать

больше

материала и сохранить его надолго.

С

интересом

дети

узнают,

что

растение

можно

засушивать

в

расправленном виде под тяжелым прессом, между страницами старых книг,

журналов, газет.

Прекрасным материалом для рельефной аппликации служит апельсиновая

кожура. Из неё можно сделать сердцевинки в цветах, ягоды, шляпки грибов.

Объемные розы получаются из апельсиновой кожуры, срезанной из

одной точки от плодоножки, а затем вокруг плода по спирали, которую нужно

сделать непрерывной. Чем длиннее срезанная полоса, тем пышнее получается

роза.

Срезанная

полоса

укладывается

по

спирали,

от

начала

точки

среза,

высущивается при обычной комнатной

температуре, без пресса. Составление

композиций начинается с пришивания цветов, а затем приклиеваются ветки с

листьями шиповника или розы. Очень хорошо выглядят композиции на темном

фоне.

Работу по флюристике я начинаю с детьми средней группы, т.к. они могут

сделать простейшие предметные аппликации из листьев, веточек семян. Здесь

необходимо показать готовый образец композиции, метод её выполнения. Дети

запоминают

последовательность

выполнения,

выкладывают

необходимый

материал на основу, а затем уже начинают приклеивать. Трудность состоит в отм,

что

засушенные

растения

быстро

ломаются,

с

ними

нужно

обращаться

оторожно, терпеливо. Занятия ручным трудом воспитывают у детей усидчивость,

настойчивость, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Увлекаясь работой с семенами различных плодов, дети сами начинают

создавать

орнаменты

на

дощечках,

тарелочках,

подносах,

что

полезно

для

развития

моторики

мелких

мыщщ

рук.

Прекрасная

коллективная

работа

получилась у детей из семян тыквы, приклеенных на картон оранжевого фона “

Коврик с казахским орнаментом”*. В процессе создания коллективных работ,

дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других,

уступать друг другу.

Интересная, красивая композиция получилась у детей старшейгруппы,

которую они назвали “Дары лета”. Это корзина с цветами и ягодами на розовом

фоне, который дети нанесли акварелью на лист ватмана. Корзина нарисована

простым карандашом, а затем на контур корзины наклеили клеем ПВА семена

арбуза. Цветы бархотки, ветки, листья наклеены клейстером из муки, ягоды из

гороха- клеем ПВА. Для яркости ягоды покрыты красным лаком для ногтей.

Детям очень понравилось, каждый хотел потрогать ягодки. Спрашивали: "чему

они так блестят?”. Сами исполнители гордились своей работой, показывали её

родителям, рассказывали о том, как делали.

Работу по флористике дети очень выделяют, среди них не остается

равнодушных. Флористика привлекает ещё и тем, что дети видят сразу результат

своего труда и могут порадовать своими поделками товарищей, родителей. С

каким восторгом, радостью дети дарят на праздник мамам закладки для книг,

открытки, изготовленные своими руками с помощью флористики.

Детям подготовительной группы достаточно дать тему или задание по

замыслоу и помочь перенести уже знакомые приемы и способы не изготовление

новых композиций, задуманных самими детьми. Это развивает интерес к труду,

уменние творить новое, логически мыслит. Хорошую помощь в создании новых

замыслов по флористике оказывает художественная литература. Произведения

художественной

литературы

являются

источником

знаний,

вдохновения,

мудрости,

воздействуют

на

ум

и

чувства

ребенка,

способствуют

развитию

эмоциональной сферы.

Прочитав с детьми тихотворение К.Баянбаева “Юрта”, даю детям задание:

нарисовать картинку к содержанию стихотворения. Дети описали словесно, что

нужно нарисовать речку, около неё, юрту,овец, солнце, облака, костер, траву. На

предложение сделать эту картинку из природного материала, дети откликнулись

с радостью. Налист ватмана, соответствующий по размеру рамке, дети наносят

акварелью голубой фон-небо, коричневой краской-землю. Юрту делают из семян

дыни,овечек- из семян кабачков,траву- из крашенных опилок, реку- из ткани

голубого цвета, камыши- из листьев ивы, камушки и гравия. Диск солнца-

вырезан из березы, лучи солнца- из семан ясеня. Эту картинку дети назвали

“Дедушкина юрта”.

В мае, готовясь к празднику Дня Победы, разучили с детьми много

стихов и песен, сделали композицию ”Букет тюльпанов”. На ярко-желтом фоне

изображен изумительный букет тюльпанов, лепестки цветков сделаны из ярко-

оранжевых,

багровых

листьев

игри,

стебли

и

листья

в

букете-

из

листьев

плакучей ивы.

К 25 летию Независимости Казахстане ребята подготовительной группы

изготовили

панно

круглой

формы

с

казахским

орнаментом.

На

круглую

фанерную

основу

нанесли

слой

поастилина.

Ребята

самостоятельно

делали

окантовки по краю, прилепляя белую фасоль на пластилин путем вдавливания. В

центре

я

нарисовала

узор,

в

дети

прилепляли

фасоль

по

узору.Остальную

свободную

площадь

засыпали

грчневой

крупой,

вдавливая

её,

чтобы

нне

отпадала.

Поверхность

готово

панно

покрыли

для

прочности

бесцветным

мебельным лаком (фото на последней страницей страниц обложки).

Все работы по флюристике были вывещены в детском саду на выставке,

посвященной 25 летию Независимости Республики Казахстан.



В раздел образования