Автор: Старикова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство младших школьников с миром профессий"
Раздел: начальное образование
ЗНАКОМСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к про-
фессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке тру-
да, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в
пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной дет-
ства. Ребёнок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на
взрослого снизу вверх. Но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, по-
является другая логика мышления. Учение для него – значимая часть. Именно в этот пе-
риод ребёнок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким
будет в будущем. Этот возраст характеризуется любознательностью, огромным желани-
ем и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответству-
ющую роль в игровой деятельности.
Но представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его небогатым жиз-
ненным опытом – работа родителей, воспитателя в детском саду, учителя в школе. Даже
о знакомых профессиях дети знают очень мало. Между тем в современном мире суще-
ствует огромное количество профессий. Одни из них возникли тысячи лет назад, другие
– уже в наше время. «Кем быть?» - этот вопрос жизненно важный для человека. Ведь от-
вет на него оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Помочь ребёнку найти
своё место в жизни и призвана профориентация. Первые шаги важно сделать в раннем
школьном возрасте. Для этого педагогам необходимо знакомить младшее поколение с
разносторонней информацией о профессиях. Ведь раннее знакомство с различными ви-
дами труда расширяет круг интересов и склонностей ребёнка, учит его ставить перед со-
бой конкретные цели, осознавать своё будущее место в обществе, ориентироваться в со-
циуме. В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства,
приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в
обществе актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профес-
сиональной ориентации с учащимися начальных классов, которая тесно связана со всем
учебно-воспитательным процессом.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, опре-
деляющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных про-
фессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребёнку ещё трудно по-
нять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе на-
глядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впе-
чатлений взрослого. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на кото-
рой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэто-
му очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире про-
фессий, чтобы затем, на основе этого материала, школьник мог анализировать профес-
сиональную сферу более осмысленно.
Одна из важнейших задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответ-
ственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поко-
лением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка к выбору про-
фессии должна начинаться уже в начальной школе. Здесь важно учитывать, что у детей
младшего школьного возраста в этот период формируется трудолюбие, возникает ин-
терес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к
наиболее распространённым профессиям, основанный на практическом участии обучаю-
щихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой де-
ятельности.
Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование
представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через уча-
стие в различных видах деятельности.
Задачи профессионального самоопределения для младших школьников:
дать общие сведения о трудовой деятельности, содержании труда самых распро-
странённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремле-
ние к коллективному общественно-полезному труду;
воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведе-
нии дела до конца, бережное отношение к результатам труда.
Младший школьный возраст является подготовительным для становления профес-
сионального самоопределения ребёнка. В этом возрасте огромную роль играет обучение
школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооцен-
ки детей. В.А.Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребёнка
в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование
сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем
этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным заняти-
ем».
В младших классах удаётся осуществлять работу по профориентации с помощью
игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершен-
ствуется самоуправление поведением.
Игра несёт в себе следующие функции: развлекательную (это основная функция –
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную
(освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодо-
ление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности); диало-
гическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе
игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных пока-
зателей); межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей соци-
ально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в
обществе).
Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в
целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми-
руются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учеб-
ной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удаётся позна-
комить детей со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способ-
ности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для
дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.
С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой де-
ятельностью, изучать продукты творческой деятельности, создавать специальные педа-
гогические ситуации с целью выявления практической готовности к труду, посещать
предприятия, проводить экскурсии. Конечно, особое значение придаётся развитию про-
фессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное тру-
довое действие ребёнка сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной
деятельности.
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду
взрослых учитель включает информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экс-
курсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом успешно осуществляются на
уроках, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
В своей работе использую, на мой взгляд, очень интересный момент знакомства де-
тей с профессиями. Дети выступают в роли редакторов, фоторепортёров, журналистов.
Вот уже третий год мы создаём классный научно-познавательный журнал «ПОЧЕМУЧ-
КИ», в котором есть раздел посвящённый профессиям, называется он «Все работы хо-
роши – выбирай на вкус». С огромным интересом весь класс участвует в разработке,
оформлении страниц журнала. Идея пришла нам в первом классе. Считаю, что такая ра-
бота поможет моим детям сделать правильный выбор в пользу той или иной профессии.
Наш журнал завоевал I место в Международном конкурсе «ТЫ-ГЕНИЙ!» и I место в
Региональном конкурсе творческих инициатив «ЛЕОНАРДО». Работа над созданием
журнала будет продолжаться все четыре года. Думаю, к концу четвёртого класса мои
выпускники будут готовы к дальнейшей профориентационной работе в средних и стар-
ших классах.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что профориентационная работа
среди младших школьников – это система педагогического воздействия на учащихся на
уроках и во внеурочной деятельности для подготовки их к сознательному выбору про-
фессии с учётом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь
младшим школьникам правильно определить своё место в жизни и тем самым способ-
ствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.
Старикова Т.Н.