Напоминание

"Знакомство младших школьников с миром профессий"


Автор: Старикова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство младших школьников с миром профессий"
Раздел: начальное образование





Назад




ЗНАКОМСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к про-

фессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке тру-

да, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в

пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной дет-

ства. Ребёнок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на

взрослого снизу вверх. Но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, по-

является другая логика мышления. Учение для него – значимая часть. Именно в этот пе-

риод ребёнок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким

будет в будущем. Этот возраст характеризуется любознательностью, огромным желани-

ем и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответству-

ющую роль в игровой деятельности.

Но представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его небогатым жиз-

ненным опытом – работа родителей, воспитателя в детском саду, учителя в школе. Даже

о знакомых профессиях дети знают очень мало. Между тем в современном мире суще-

ствует огромное количество профессий. Одни из них возникли тысячи лет назад, другие

– уже в наше время. «Кем быть?» - этот вопрос жизненно важный для человека. Ведь от-

вет на него оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Помочь ребёнку найти

своё место в жизни и призвана профориентация. Первые шаги важно сделать в раннем

школьном возрасте. Для этого педагогам необходимо знакомить младшее поколение с

разносторонней информацией о профессиях. Ведь раннее знакомство с различными ви-

дами труда расширяет круг интересов и склонностей ребёнка, учит его ставить перед со-

бой конкретные цели, осознавать своё будущее место в обществе, ориентироваться в со-

циуме. В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства,

приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в

обществе актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профес-

сиональной ориентации с учащимися начальных классов, которая тесно связана со всем

учебно-воспитательным процессом.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, опре-

деляющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных про-

фессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребёнку ещё трудно по-

нять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе на-

глядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впе-

чатлений взрослого. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на кото-

рой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэто-

му очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире про-

фессий, чтобы затем, на основе этого материала, школьник мог анализировать профес-

сиональную сферу более осмысленно.

Одна из важнейших задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответ-

ственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поко-

лением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка к выбору про-

фессии должна начинаться уже в начальной школе. Здесь важно учитывать, что у детей

младшего школьного возраста в этот период формируется трудолюбие, возникает ин-

терес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к

наиболее распространённым профессиям, основанный на практическом участии обучаю-

щихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой де-

ятельности.

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование

представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через уча-

стие в различных видах деятельности.

Задачи профессионального самоопределения для младших школьников:

дать общие сведения о трудовой деятельности, содержании труда самых распро-

странённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;

сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремле-

ние к коллективному общественно-полезному труду;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведе-

нии дела до конца, бережное отношение к результатам труда.

Младший школьный возраст является подготовительным для становления профес-

сионального самоопределения ребёнка. В этом возрасте огромную роль играет обучение

школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооцен-

ки детей. В.А.Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребёнка

в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование

сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем

этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным заняти-

ем».

В младших классах удаётся осуществлять работу по профориентации с помощью

игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных

на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершен-

ствуется самоуправление поведением.

Игра несёт в себе следующие функции: развлекательную (это основная функция –

развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную

(освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодо-

ление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности); диало-

гическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе

игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных пока-

зателей); межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей соци-

ально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в

обществе).

Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в

целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами,

способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми-

руются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учеб-

ной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удаётся позна-

комить детей со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способ-

ности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для

дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.

С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой де-

ятельностью, изучать продукты творческой деятельности, создавать специальные педа-

гогические ситуации с целью выявления практической готовности к труду, посещать

предприятия, проводить экскурсии. Конечно, особое значение придаётся развитию про-

фессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное тру-

довое действие ребёнка сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной

деятельности.

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду

взрослых учитель включает информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экс-

курсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом успешно осуществляются на

уроках, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

В своей работе использую, на мой взгляд, очень интересный момент знакомства де-

тей с профессиями. Дети выступают в роли редакторов, фоторепортёров, журналистов.

Вот уже третий год мы создаём классный научно-познавательный журнал «ПОЧЕМУЧ-

КИ», в котором есть раздел посвящённый профессиям, называется он «Все работы хо-

роши – выбирай на вкус». С огромным интересом весь класс участвует в разработке,

оформлении страниц журнала. Идея пришла нам в первом классе. Считаю, что такая ра-

бота поможет моим детям сделать правильный выбор в пользу той или иной профессии.

Наш журнал завоевал I место в Международном конкурсе «ТЫ-ГЕНИЙ!» и I место в

Региональном конкурсе творческих инициатив «ЛЕОНАРДО». Работа над созданием

журнала будет продолжаться все четыре года. Думаю, к концу четвёртого класса мои

выпускники будут готовы к дальнейшей профориентационной работе в средних и стар-

ших классах.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что профориентационная работа

среди младших школьников – это система педагогического воздействия на учащихся на

уроках и во внеурочной деятельности для подготовки их к сознательному выбору про-

фессии с учётом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь

младшим школьникам правильно определить своё место в жизни и тем самым способ-

ствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.

Старикова Т.Н.



В раздел образования