Авторы: Дубовец Ирина Николаевна, Косарева Наталия Николаевна
Должность: учитель русского языка, учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ Лицей №2
Населённый пункт: город Волгоград Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотизма у обучающихся в работе кружка "Юный журналист"
Раздел: полное образование
Формирование патриотизма у обучающихся в работе кружка «Юный
журналист»
В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют
средства
массовой
информации.
Они
серьезно
воздействуют
на
их
важнейшие идеалы и ценности. Как источник социальной информации они
определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей,
но и отношение к обществу.
Школьная пресса
связана с такими задачами общеобразовательного
у ч р е ж д е н и я ,
ка к
с о ц и а л ь н о - т во рч е с ко е
р а зв и т и е
л и ч н о с т и ,
профессиональная
ориентация,
социализация
и
личностное
становление
детей
и
подростков.
Она
особенно
возрастает
в
условиях
современного
общества.
Между
тем
сейчас
все
больше
требований
общества
предъявляется
именно
к
воспитанию
патриотизма,
которое
формирует
гражданскую
позицию,
мировоззрение
юного
школьника,
а
также
способствует
сохранению патриотических убеждений.
Школа
осуществляет
воспитание
патриотизма
в
не скольких
направлениях,
одним
из
которых
является
использование
педагогических
технологий и техник, органично встроенных в учебный процесс. С помощью
этих технологий педагоги осознанно могут формировать у детей любовь к
родине.
Результат
использования
подобных
технологий
четко
реализуется
в
работе дополнительного школьного образования. При посещении кружка у
ребенка развиваются навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма.
Он учится дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи,
учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе,
контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и
уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.
Кружок дополнительного образования «Юный журналист» существует в
МОУ лицее № 2 более 10 лет. Лицеисты, занимаясь в кружке, выпускают
свою школьную газету «Лицей - это мы». Основными задачами деятельности
руководителя кружка являются становление социально-активной личности
подростка
через
реализацию
творческих
способностей
в
журналистской
деятельности,
формирование
устойчивой
мотивации,
направленной
на
развитие познавательной активности, и создание условий для формирования
навыков организаторской деятельности.
Те,
кто
занимается
выпуском
школьных
газет
и
руководит
ими,
прекрасно знают, что школьные издания – это издания особые. Далекие по
форме
от
совершенства
они
рассказывают
о
жизни
школы,
сообщают
новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых
журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная – просветительская,
педагогическая и воспитательная.
Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает сразу
два
направления:
самих
будущих
журналистов
и
их
читателей.
Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях, о встречах с
ветеранами и героями войны, юные журналисты учатся извлекать и отбирать
факты,
работать
с
различными
источниками
информации,
делать
собственные
обобщения
и
выводы,
давать
объяснения,
использовать
и
излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои
мысли.
Такой
метод
самостоятельной
работы
позволяет
сделать
процесс
обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и
воспитывает чувство патриотизма. Поэтому одной из самых актуальных тем
для
каждой
школы
является
формирование
любви
к
родине
для
всех
участников
образовательного
процесса,
а
также
сферы
дополнительного
образования.
Например,
статья
Никиты
Стародубова
(выпуск
№
52,
2011)
тогда
ученика 4 Г класса, о прадедушке Прозорове Андрее Тимофеевиче, который
добровольцем ушел на фронт. Мальчик никогда не видел прадеда, но память
семьи позволила донести ему в статье воспоминания о нем, которые так
бережно хранила семья. В статье Петра Фадеева «И мой прадед воевал»
(выпуск № 52, 2011) звучит гордость за то, что и в его семье были герои,
которые приближали Победу: «Моего прадеда призвали в августе 1941 года.
Зимой 1942 года фашисты подошли к Сталинграду. Армия, в которой воевал
мой прадед, начала оборону города. В жестоких уличных боях Лобов Борис
Иванович был ранен. Бои, проходившие в Сталинграде, он запомнил на всю
жизнь».
Наши
журналисты
занимаются
не
только
исследованием
и
сбором
материалов
в
своих
семьях
и
семьях
лицеистов,
но
и
встречаются
с
ветеранами Великой Отечественной войны. Две памятные встречи отражены
в статье юных журналистов Ирины Куркиной и Маргариты Поповой (выпуск
№ 71, 2013). Живое общение с ветеранами открыло для ребят очень многое, и
вопросы, заданные им, приблизили молодое поколение к пониманию тех
людей, кто воевал. Эти люди интересны многим: своим оптимизмом, твердой
верой
в
могущество
нашей
страны,
а
также
своей
активной
жизненной
позицией.
Конечно,
в
школьной
газете
публикуются
и
материалы
не
только
о
ветеранах Великой Отечественной войны, но и о тех, кто пережил войну в
Сталинграде и продолжает вести большую общественную работу. Интервью
с
Галиной
Георгиевной
Ганюк,
членом
общества
«Дети
Сталинграда»
(выпуск № 89, 2015) опубликован под названием «Человек особой породы».
Статьи
ровесников
не
только
формируют
у
старшеклассников
способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания
прав,
мнений,
взглядов,
оценок.
Это
особенно
важно
в
период
ранней
юности,
когда
происходит
формирование
мировоззрения,
патриотических
убеждений,
характера
и
осуществляется
жизненное
самоопределение
растущего человека.