Напоминание

Формирование патриотизма у обучающихся в работе кружка "Юный журналист"


Авторы: Дубовец Ирина Николаевна, Косарева Наталия Николаевна
Должность: учитель русского языка, учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ Лицей №2
Населённый пункт: город Волгоград Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотизма у обучающихся в работе кружка "Юный журналист"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование патриотизма у обучающихся в работе кружка «Юный

журналист»

В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют

средства

массовой

информации.

Они

серьезно

воздействуют

на

их

важнейшие идеалы и ценности. Как источник социальной информации они

определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей,

но и отношение к обществу.

Школьная пресса

связана с такими задачами общеобразовательного

у ч р е ж д е н и я ,

ка к

с о ц и а л ь н о - т во рч е с ко е

р а зв и т и е

л и ч н о с т и ,

профессиональная

ориентация,

социализация

и

личностное

становление

детей

и

подростков.

Она

особенно

возрастает

в

условиях

современного

общества.

Между

тем

сейчас

все

больше

требований

общества

предъявляется

именно

к

воспитанию

патриотизма,

которое

формирует

гражданскую

позицию,

мировоззрение

юного

школьника,

а

также

способствует

сохранению патриотических убеждений.

Школа

осуществляет

воспитание

патриотизма

в

не скольких

направлениях,

одним

из

которых

является

использование

педагогических

технологий и техник, органично встроенных в учебный процесс. С помощью

этих технологий педагоги осознанно могут формировать у детей любовь к

родине.

Результат

использования

подобных

технологий

четко

реализуется

в

работе дополнительного школьного образования. При посещении кружка у

ребенка развиваются навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма.

Он учится дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи,

учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе,

контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и

уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Кружок дополнительного образования «Юный журналист» существует в

МОУ лицее № 2 более 10 лет. Лицеисты, занимаясь в кружке, выпускают

свою школьную газету «Лицей - это мы». Основными задачами деятельности

руководителя кружка являются становление социально-активной личности

подростка

через

реализацию

творческих

способностей

в

журналистской

деятельности,

формирование

устойчивой

мотивации,

направленной

на

развитие познавательной активности, и создание условий для формирования

навыков организаторской деятельности.

Те,

кто

занимается

выпуском

школьных

газет

и

руководит

ими,

прекрасно знают, что школьные издания – это издания особые. Далекие по

форме

от

совершенства

они

рассказывают

о

жизни

школы,

сообщают

новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых

журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная – просветительская,

педагогическая и воспитательная.

Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает сразу

два

направления:

самих

будущих

журналистов

и

их

читателей.

Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях, о встречах с

ветеранами и героями войны, юные журналисты учатся извлекать и отбирать

факты,

работать

с

различными

источниками

информации,

делать

собственные

обобщения

и

выводы,

давать

объяснения,

использовать

и

излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои

мысли.

Такой

метод

самостоятельной

работы

позволяет

сделать

процесс

обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и

воспитывает чувство патриотизма. Поэтому одной из самых актуальных тем

для

каждой

школы

является

формирование

любви

к

родине

для

всех

участников

образовательного

процесса,

а

также

сферы

дополнительного

образования.

Например,

статья

Никиты

Стародубова

(выпуск

52,

2011)

тогда

ученика 4 Г класса, о прадедушке Прозорове Андрее Тимофеевиче, который

добровольцем ушел на фронт. Мальчик никогда не видел прадеда, но память

семьи позволила донести ему в статье воспоминания о нем, которые так

бережно хранила семья. В статье Петра Фадеева «И мой прадед воевал»

(выпуск № 52, 2011) звучит гордость за то, что и в его семье были герои,

которые приближали Победу: «Моего прадеда призвали в августе 1941 года.

Зимой 1942 года фашисты подошли к Сталинграду. Армия, в которой воевал

мой прадед, начала оборону города. В жестоких уличных боях Лобов Борис

Иванович был ранен. Бои, проходившие в Сталинграде, он запомнил на всю

жизнь».

Наши

журналисты

занимаются

не

только

исследованием

и

сбором

материалов

в

своих

семьях

и

семьях

лицеистов,

но

и

встречаются

с

ветеранами Великой Отечественной войны. Две памятные встречи отражены

в статье юных журналистов Ирины Куркиной и Маргариты Поповой (выпуск

№ 71, 2013). Живое общение с ветеранами открыло для ребят очень многое, и

вопросы, заданные им, приблизили молодое поколение к пониманию тех

людей, кто воевал. Эти люди интересны многим: своим оптимизмом, твердой

верой

в

могущество

нашей

страны,

а

также

своей

активной

жизненной

позицией.

Конечно,

в

школьной

газете

публикуются

и

материалы

не

только

о

ветеранах Великой Отечественной войны, но и о тех, кто пережил войну в

Сталинграде и продолжает вести большую общественную работу. Интервью

с

Галиной

Георгиевной

Ганюк,

членом

общества

«Дети

Сталинграда»

(выпуск № 89, 2015) опубликован под названием «Человек особой породы».

Статьи

ровесников

не

только

формируют

у

старшеклассников

способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания

прав,

мнений,

взглядов,

оценок.

Это

особенно

важно

в

период

ранней

юности,

когда

происходит

формирование

мировоззрения,

патриотических

убеждений,

характера

и

осуществляется

жизненное

самоопределение

растущего человека.



В раздел образования