Автор: Рамазанова Миляуша Радимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: с.Кушнаренково
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Корень. Однокоренные слова."
Раздел: начальное образование
Русский язык.
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по
данной теме.
Метапредметные: Расширить изучение понятия «однокоренные слова»
Предметные: Обобщить знания обучающихся о корне слова
Метапредметные задачи:
развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Общеучебных:
1. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при
решении проблемы;
2. извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
3. находить и исправлять чужие ошибки.
Логических:
1. устанавливать причинно-следственные связи;
2. строить логические цепи рассуждений;
3. выдвигать гипотезы;
Постановка и решение проблем:
1. самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;
Личностных:
1. уметь слушать и вступать в диалог;
2. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя
предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;
3. интерес к созданию собственных текстов;
4. стремление к речевому совершенствованию.
Коммуникативных:
1.проявлять любознательность при получении знаний;
2.проявлять интерес к изучению русского языка;
3.проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных:
1. определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно,
но предстоит узнать";
2.контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
3. корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;
4. оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.
Предметные задачи:
Образовательные:
знать определение корня слова;
конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;
правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова различные по лексическому значению;
закрепить умение распознавать однокоренные слова;
исправлять ошибки в подборе однокоренных слов;
обогащать речь детей.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость;
развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое;
внимание, память (зрительную, ассоциативную);
развивать кругозор учащихся.
воспитание любви к родной земле через знакомство с историей малой родины, прошлого коренного
населения;
развитие орфографической зоркости, формирование языковой личности.
Средства обучения:
вербальные средства (учебники, толковый словарь С.И.Ожегова,);
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
-Сегодня на уроке у нас гости, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения.
2. Сообщение темы урока
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно
найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре)
Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать
научному изучению».
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
О каком времени речь? Ит.д связать со след этапом
3. Чистописание
На чистописание будем писать букву, которая в слове ОСЕНЬ обозначает
Мягкий парный, глухой парный согласный звук.
Правильно это буква С. Вспомним виды соединения с этой буквой
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Сообщение темы урока
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
Отгадаем загадки башкирского и татарского народов, которые дружно проживают на территории
нашей многонациональной Республики. Запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните
орфограмму.
5.Словарная работа
1)
Язык до земли и хвост кольцом.
Балдан теле һәм ҡойроғо ергә тиклем.(собака)
2)
Белые бусы рассыпались, луна увидела, солнце забрало
Аҡ мунсаҡ төшөп ҡалды - Ай күрҙе, ҡояш алды.(роса)
3)
Тауда башы, аягы диңгездә
Голова на горе, ноги в море (река) татарская
4)
Голова — гребенка, хвост — серп (петух)
Башы – тараҡ,ҡойроғо – ураҡ.
5)
Сама вечно слёзы льёт,
а всех кормит зиму напролёт (осень)
6)
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.( береза)
Собака,роса,река,петух,осень,берёза
Подберите к словам подходящие прилагательные.
Продолжаем наше исследовние
В 1 сл.- тв.согл в 3 слоге
Во 2 сл безуд гл.
В 3 сл –зв.мягк
В4 сл –непров безуд гл
В 5сл зв.согл. вместе с буквой кот .показывает его мягкость
- Какое слово получилось
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
Значение слова корень по словарю-
У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
- Сколько значений у слова? Многозначность слова
- Какое из его значений относится к науке о языке? (дети ищут в толковом словаре.)
- Что такое корень?
6.Работа по теме урока
- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы
вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
(безударная проверяемая и непроверяемая гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимая
согласная)
Вывод: Корень - общая часть родственных слов
Корень - главная значимая часть слова.
Ученые-фантазеры по-разному представляют себе корень.
Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей – приставку и суффикс.
Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова.
Третьи думают, что это океан, из которого вытекают разные речушки и ручейки.
Физминутка «Родственные слова»
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, если пара не является
родственными, вы приседаете. И постарайтесь сосчитать, сколько раз вы хлопните в ладоши.
Лес-лесник, стена-потолок, диван-диваны, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым,
поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)
Среди слов которые мы писали осталось слово берёза.
Стихи о березе
Послушайте стихотворение, которое выучила Индира.
М. Карим. О березовом листе.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нём Башкирия
Корень
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего,
Не больше обыкновенного листка.
Берёза же – великая Россия
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с берёзы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы…
Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
О Мустае Кариме
Муста́
й Кари́
м (настоящее имя Мустафа́
Са́
фич Кари́
мов, башкирский советский поэт, писатель и
драматург. Родился 20 октября1919года. Умер, когда ему было 86 лет(2005). Ему сегодня исполнилось
бы 98 лет.
В аэропорту «Уфа» вчера вечером состоялась посадка самолета, названного в честь народного поэта
республики. С решением назвать пассажирский самолет именем Мустая Карима выступил Рустэм
Хамитов
Работа в парах.
Найдите в тексте однокоренные слова.
Подберите однокоренные слова к слову береза.
Берёзовый, берёзка, берёзонька, березняк, подберёзовик.
Разбор слов по составу.
Как пишется корень в однокоренных словах?
Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Составьте предложение с любым из этих слов.
Стройная березка шевелила золотистой листвой. (повест.,невоскл.,распр.,прост..)
Синтаксический разбор предложения.
Упражнение 131
Самостоятельная работа.
Прочитать.
Выписать из текста однокоренные слова. Доказать
Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на
землю. На ветвях не видно ни одного листочка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья,
листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу
Домашняя работа