Напоминание

"Этнодидактический материал как средство развития учебной деятельности младшего школьника"


Автор: Жанабазарова Роза Мункобалдановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Агинская СОШ №1
Населённый пункт: п.г.т.Агинское
Наименование материала: статья
Тема: "Этнодидактический материал как средство развития учебной деятельности младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Этнодидактический материал как средство развития учебной деятельности

младшего школьника

Автор: Жанабазарова Р.Б.,

учитель начальных классов Агинской СОШ №1

Педагогический процесс – это взаимодействие учителя и ученика в их совместной

деятельности, направленное на освоение подрастающими поколениями социального

опыта

предшествующих

поколений.

Педагогический

процесс

эффективен

тогда,

когда

учитель

строит

его,

используя

лучшие

традиции

народа,

его

передовые

педагогические идеи.

Взаимосвязь умственного развития учащихся с их жизненным опытом будет:

-

средством

организации

учебно-познавательной

активности

с

использованием

народного опыта;

-

способом

совершенствования

интеллектуального

кругозора

школьников,

направленного на овладение социальным опытом во всем его многообразии;

- организацией самообразования, саморазвития, самооценки на основе народных

знаний, умений и навыков, накопленных веками.[14,23]

Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся

в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,

творческий потенциал.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения

качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё

только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, усиление

творческих начал в этой деятельности во многом зависят от наличия познавательных

интересов и их реализации в учебной работе.

Познавательный интерес, основанный на потребности в знании, является качеством

личности человека, составляющим тот «важнейший мотив учения, который лежит в

основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям». Определенную

роль здесь играет содержание учебного материала.

Рассмотрим, как можно обогащать содержание учебного материала по математике в

начальной

школе.

Большие

возможности

для

развития

интереса

учащихся

к

математике имеют

этнопедагогические средства, т.е. малые жанры бурятского

фольклора.

«При соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не

затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет

создания

интереса

к

учению

и

повышению

познавательной

активности»

-

так

утверждает профессор Баранов, и с этим нельзя не согласиться.

Виды малого фольклора:

Колыбельная песня

Пестушка

Прибаутка

Пословицы

Игры

Считалки

Скороговорки

Загадки

Данные

средства

в

учебном

процессе

можно

использовать

для

формирования

интереса

к

предмету,

при

изучении

нумерации

чисел,

совершенствования

вычислительных навыков и т.п.

Русский педагог К.Д.Ушинский

считал, что первый воспитатель – это народ,

поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров

в начальной школе особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками

сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову.

Использование

на

уроке

пословиц,

загадок,

скороговорок

расширяет

кругозор

учащихся, воспитывает патриотические чувства, развивает речь, делая ее богатой и

выразительной.

Такие задания можно подобрать из различных источников, составлять вместе с

учениками, а это зависит от учителя, от его педагогического мастерства, от его

желания

изменить

привычный

ход

занятий

по

математике.

От

того,

насколько

сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит

в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический

материал с практической деятельностью.

Решение

проблемы

использования

этнодидактического

подхода

к

умственному

воспитанию младших школьников требует разработки нового содержания обучения,

которое должно отвечать следующим требованиям:

носить

развивающий

характер,

соответствовать

возрастным,

социальным

и

этническим особенностям познавательной деятельности детей.

Таким

образом,

использование

этнодидактических

материалов

помогает

постоянно поддерживать и формировать интерес к учению, развивает кругозор,

обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность,

самостоятельность учащихся, способствует творческому усвоению законов науки.

Включение

национально-регионального

компонента

в

начальное

обучение

математике возможно осуществить за счет:

- установления более тесной связи краеведения со школьным курсом математики,

как по содержанию, так и по методике работы;

- включения в систему математической подготовки элементов малого фольклора,

новых творческих форм выполнения заданий, небольшого сообщения по теме.

Универсальным этнодидактическим средством является родной язык, т.е. слово.

Язык – это и «печать истории народа», и средство обучения, и средство

выживания этноса. Сокровищница мировой культуры складывается в определенной

степени

из

языков

отдельных

народов.

Исчезновение

языков,

растворение

малочисленных

народов

в

более

крупном

национальном

образовании

ведет

к

вымиранию определенных этносов.

Материнский

язык

многофункционален,

одновременно

выполняет

коммуникативные и дидактические, воспитательные и развивающие функции.

Родной язык – основа развития самосознания личности, формирования его

интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Он создает условия

познания истоков своего народа, его традиций, обычаев культуры, формирование

уважения и любви к родному народу.

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном

общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским.

Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык -

величайшее, мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю,

могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям

для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между

народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной

путь - это путь насилия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы

добавить еще: презрения к народу... И нет насилия более

невыносимого, чем

насилие над национальным языком.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно,

конечно,

и

словесные

средства

обучения

и

воспитания.

Возьмите

для

примера

частушки,

прибаутки,

скороговорки,

речитативы,

песенки,

загадки,

пословицы,

поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки...

Это небольшие по объёму фольклорные произведения, которые мы называем малые

жанры фольклора.

Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более

всего - родного слова, родной речи, родного языка. Именно в вопросе национальных

языков

сегодня

назрела

острейшая

проблема.

Тотальная

дискриминация

национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов.

Первым

и

главным

условием

возрождения

традиционной

культуры

воспитания

является

безоговорочное

снятие

всех

мер

ограничения

на

родные

языки.

Действительно, в народной педагогике процесс овладения языком естественный,

стихийный, спонтанный.

Остановимся на некоторых формах малого фольклора.

Один

из

видов

малой

формы

фольклора

– скороговорка. Цель скороговорки –

научить

быстро

и

четко

выговаривать

фразу,

которая

намеренно

выстроена

затрудненным

для

произнесения

образом.

Скороговорка

позволяет

закреплять,

отрабатывать

математические

термины,

слова

и

обороты

речи,

связанные

с

развитием

количественных

представлений.

Соревновательное

и

игровое

начало,

очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как

упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки

можно разучивать на занятиях по математике и вне их.

Например:

Талын табин тарбаганай

Табан тарбаган

Тарган гээшэнь,

Табхар добо дээрэ

Тарайжа таршалаад,

Талада тангарна.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети

внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом

все,

убыстряя

и

убыстряя

темп

(воспитатель

в

этом

случае

выступает

в

роли

дирижёра).

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью

закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с

заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Например: Зоболон гасалан…( хоёр) –…(зургаа) хоноод, эртэ ерэхэ,

Зол жаргал …(хоёр) – …(зуу) хонооб, орой ерэхэ.

Необходимо

помнить,

что

поговорка,

в

отличие

от

пословицы,

не

имеет

нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному

определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда

меткий,

выразительный

образ,

часть

суждения,

оборот

речи.

Поговоркам

свойственна метафоричность: «Дутын хараад долоо хоноо»

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается

посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство;

на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В

древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Загадка

может

служить,

во-первых,

исходным

материалом

для

знакомства

с

некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-

вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации

знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить

детям

вспомнить

загадки,

в

которых

есть

слова,

связанные

с

данными

представлениями и понятиями.

Загадка,

как

и

пословица,

представляет

собой

краткое

образное

определение

предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в

иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет

описывается через другой на основе схожих черт:

Дүрбэн үхибүүд

Нэгэ дэгэл соо һууна.

Табадахинь – дэгэлтэй,

Хажуу тээнь зогсоно.(Бээлэйтэй гар)

Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: Эсэгын

дурбэн хубуун

Нэгэ малгайтай (Стол).

Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на

смекалку,

сообразительность.

Загадки

развивают

в

детях

догадливость,

воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых

предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.

Считалка

небольшой

стишок,

форма

жеребьёвки,

с

помощью

которой

определяют,

кто

водит

в

игре.

Считалка —

элемент

игры,

который

помогает

установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки

очень важен ритм.

Например.

Нэгэн, хоёр

Ши гара,

Гурба, дурбэ

Ши оро,

Таба зургаа

Ши ерэ,

Долоо, найма

Ши ошо,

Юхэ, арба

Хоргодобо.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее

завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет,

говорушки

и

др.).

Она

несёт

познавательную,

эстетическую

и

эстетическую

функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает,

способствует физическому развитию детей.

Считалки - числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и

количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и

способствует

выработке

умения

вести

пересчет

предметов,

применять

в

повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например,

используемые

с

целью

закрепления

умения

вести

счет

в

прямом

и

обратном

направлении. Например:

Бата Базар барилдаа,

Бадма хараа,

Бата диилээ,

Базар диилдээ,

Бадма хоргодоо.

Ши ошоош,

Би ерээб,

Булта болообди,

Хамта наадаябди.

Нэгэн, хоёр, гурба, дүрбэ, таба

Тоолоё саашань,

Зургаа, долоо, найма, юхэ, арба

Тоолоё наашань.

10-тай үхибүүн – улаан бургаахан,

20- тай хүн-галзуу шоно,

30-тай хүн- хара гүрөөhэн,

40-тэйдоо- дүрэтэй Сар,

50-тайдаа - тахяа,

60- тай хүн- жаран жалга,

70-тай – далан улаан хэлэн,

80-тай- наян хатартай тулгэ,

90-тэй – ерэн дуутай,

100-тан-?

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее

значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно,

последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют

короткий стих (от 1 до 4).

Нэгэн, хоёр, гурба,

Нэрэ шинии хэмбэ?

Дүрбэ, таба, зургаа, долоо,

Дүү шинии хэн бэ?

Найма, юһэ, арба,

Наһан шинии хэды бэ?

Хэн гээшэбши, хэлыш,

Хэды тоо мэдэхэбши?

С

помощью

фольклорных

сказок

дети

легче

устанавливают

временные

отношения,

учатся

порядковому

и

количественному

счету,

определяют

пространственное

расположение

предметов.

Фольклорные

сказки

помогают

запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади),

воспитывают

любознательность,

развивают

память,

инициативность,

учат

импровизации ( «Монсуудай»(«Колобок») и т.д.).

Таким образом, в результате использования малых фольклорных жанров на уроках

в начальных классах повышаются воспитательные и познавательные возможности

детей, расширяется их кругозор, логическое мышление, улучшается артикуляция,

вырабатывается хорошая дикция.



В раздел образования